Люди по-прежнему рассматривают ПО категории Open Source как программы для решения задач общего характера. С одной стороны, это так, но с другой оно также стало жизненно важным для вертикальных рынков и компаний, пишет на портале ZDNet обозреватель Стивен Воан-Николс.
Сооснователь Open Source Initiative Эрик Стивен Реймонд написал в своем основополагающем труде «The Cathedral and the Bazaar» («Собор и базар») следующие строки: «Всякая хорошая работа [с Open Source] начинается с того, чтобы потешить самолюбие разработчика». Это на самом деле так. Личные мотивы подтолкнули энтузиастов к созданию таких жизненно важных программ, как веб-сервер Apache, MySQL и Linux, не говоря уже о множестве небольших программ. Но вряд ли приступая к созданию гигантских вертикальных программ типа OpenDaylight и OPNFV для сферы телекоммуникаций или Unified Code Base для Open Source-проекта Automotive Grade Linux (AGL) многие люди чувствовали внутренний зуд для выхода накопившейся творческой энергии. Сегодня вертикальные компании, преследующие узконаправленные интересы, с распростертыми объятиями используют методы, принятые в сообществе Open Source, и ПО с открытым исходным кодом.
Почему? Потому что модель Open Source доказала свою жизнеспособность. Это не просто мое наблюдение. В недавнем отчете McKinsey «How software excellence fuels business performance» говорится, что «ключевым дифференциатором» для компаний из верхнего квартиля отраслевой вертикали является «внедрение Open Source» и переход из пользователей в участники сообщества. Данные отчета показывают, что внедрение Open Source компаниями из верхней квартили оказывает в три раза большее влияние на инновации, чем компаниями из других квартилей. Другими словами, успешные компании не просто используют программы на базе Open Source — они также активно работают над отраслевыми Open Source-проектами.
Open Source до сих пор ставит в тупик многих руководителей бизнеса. Как им может помочь на рынке активный вклад в то, что могут использовать их конкуренты? Они даже сейчас не понимают того, что, как сказал президент Джон Ф. Кеннеди, «прилив поднимает все лодки». Когда мы делимся своими ресурсами, наработками и опытом в области Open Source, выигрывают все. Но компании, которые, активно участвуют в проектах с открытым кодом извлекают из этого максимальную выгоду. Думаете, это нонсенс? Кто из вас сегодня использует Unix вместо его Open Source-близнеца — Linux? Посмотрите практически на любое ПО, и вы увидите, что Open Source — везде, он преобладает. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на действия ведущих технологических гигантов: Amazon, Google, IBM и даже Microsoft — все они за исключением Apple, которая всегда резко отличалась от других, либо предлагают решения, которые основаны на Open Source, либо широко его применяют.
Linux Foundation в своем последнем отчете «Software-defined vertical industries: Transformation through open source» объяснил, как вокруг него организована работа. Фонд пришел к выводу, что вертикальные отрасли, такие как автомобилестроение, киноиндустрия, финансовые сервисы, телекоммуникации, энергетика и здравоохранение, приняли подход Open Source. Linux Foundation сам является примером того, как он может трансформировать организацию. Фонд расширился от одного проекта — ядра Linux — до сотен различных сообществ, которые ведут отдельные проекты.
Его модель «фундамент как услуга» (foundation-as-a-service) направлена на поддержку сообществ, которые совместно работают над Open Source в ключевых горизонтальных технологических областях, таких как облако, безопасность, блокчейн и Интернет. В вертикальных отраслях одни компании делают то же самое, что они делали всегда — оттачивают свои основные конкурентные преимущества (скорость вывода новых решений на рынок или низкие затраты), но модель остается прежней. Тем временем другие, кому удалось преуспеть, пошли другим путем. В рамках того, что сейчас называется «цифровой трансформацией», они преобразуют основные бизнес-модели и процессы в ПО и услуги на базе Open Source. Для этого есть много способов: код, API, облачные ресурсы и контейнеры — все они в конце концов превращают бизнес-процессы и активы в программно-определяемые сервисы.
Стивен О’Грейди, соучредитель Red Monk, аналитической фирмы, ориентированной на разработчиков, описал это в своей книге «The New Kingmakers: How Developers Conquered the World», которая вышла в 2013 г. Переход к программно-определяемой модели — это радикальный сдвиг. Во многом этому способствовал Open Source — он открыл дорогу большинству компаний, которые начали трансформацию с относительно небольшими командами разработчиков. Linux Foundation приводит множество примеров, но далее мы ограничимся телекоммуникациями и сетями.
Как Open Source меняет телеком-индустрию
Исторически так сложилось, что сети телекоммуникационных компаний строились на стандартном, но проприетарном оборудовании — это были «черные ящики» с высокой степенью кастомизации. Капитальные вложения для перехода от одной технологии к другой, к примеру от 2G к 3G, обходятся в миллиарды долларов. Само собой разумеется, что эти компании ведут жесткую конкурентную борьбу друг с другом.
Ради привлечения клиентов телеком-компании готовы биться друг с другом, но вместе с тем они пытаются решать похожие проблемы. На пороге
Ранее это могло бы послужить основой для телекоммуникационного стандарта. В
В 2013 г. AT&T выпустила технический документ Domain 2.0 со своим видением будущего телекоммуникационной отрасли, что подтолкнуло ее к действию. В нем компания изъявила готовность преобразовать свои сетевые службы, выведя их из «текущего состояния и приведя к будущему состоянию, где они будут предоставляться практически в виде облачных услуг, а также трансформировать общую инфраструктуру, чтобы ее можно было предоставлять и клиенты могли ее покупать». Сегодня это видение во многом реализовано не только AT&T, но и ее конкурентами. Linux Foundation помог телеком-операторам, предоставив нейтральную арену для совместной работы. Сегодня под эгидой Linux Foundation Networking (LFN) для работы в восьми различных сетевых проектов и стольких же смежных проектах воедино собрались почти все крупнейшие телекоммуникационные компании мира.
Услугами, основой которых являются открытые проекты LFN, уже пользуются более 70% пользователей мобильных телефонов в мире. Всего за последние шесть лет программисты телеком-компаний внесли в проекты LFN 78 млн. строк кода. Если перевести этот объем работы в денежные единицы при помощи алгоритмической модели оценки стоимости разработки Constructive Cost Mode (COCOMO), то затраты на исследования и разработки для создания соизмеримого объема кода, но с применением традиционных проприетарных подходов, обошлись бы в более чем в 7,3 млрд. долл.
Можно без труда найти похожие истории о конкурентах в сфере энергетики, здравоохранения и финансовых технологий, которые чтобы сэкономить миллиарды долларов совместными усилиями решают проблемы общего характера. Вертикальные отрасли определенно очень разные и сталкиваются с уникальными проблемами, но у них также есть общая нить. «Все они осознали, что открытое сотрудничество открывает возможности для сокращения затрат, времени вывода на рынок, повышения качества и открытия новых областей конкуренции. Способность коллективно добиваться этих результатов способствует развитию инноваций в соответствующих отраслях», — утверждает Linux Foundation.
Если ваша компания еще не применяет Open Source, это стоит сделать. От этого зависит будущее вашего бизнеса. Это уже не просто хорошая идея — в сегодняшней постоянно меняющейся экономике бизнеса это необходимость.