Предприятие будущего — какое оно, какими обязательными атрибутами должно обладать, чтобы успешно функционировать, динамично развиваться, привлекать и удерживать лучшие таланты? Все эти вопросы обсуждались на организованной IDC онлайновом саммите IDC Future of Enterprise Digital Summit, в котором приняли участие около 400 руководителей ИТ-и бизнес-направлений предприятий из 12 стран СНГ и Монголии. В числе спонсоров мероприятия компании Aruba, Intel, VMware, CheckPoint, Dell Technologies, RedHat, Jet Infosystems, Softline, Hitachi Vantara, Denodo, Veeam.
Сегодня уже мало кто сомневается, что путь к предприятию будущего лежит через его цифровую трансформацию. Однако общий тренд цифровой трансформации в нынешнем году существенно усилился из-за пандемии коронавируса и связанных с ней карантинных мер.
Директор IDC по исследованиям Мередит Уэйлен сообщила, что, по их оценкам, уже в 2022 г. 65% мирового ВВП будет основано на применении цифровых технологий. Перед цифровой компанией будущего будут стоять важные задачи в таких областях, как операционное управление, организация работы сотрудников, интеллектуальная аналитика, цифровая инфраструктура, связанность, взаимодействие с клиентами и потребителями, цифровые инновации, обеспечение взаимного доверия и формирование индустриальных экосистем.
На конференции были обсуждены четыре из указанных девяти направлений:
- организация работы сотрудников, которая должна разумно сочетать в рамках гибридной модели традиционные и удаленные рабочие места;
- развитие цифровой инфраструктуры с особым акцентом на широкое применение облачных технологий;
- совершенствование аналитических средств, распространение их на более широкий спектр данных, включение их во все бизнес-процессы предприятия, в том числе и те, что связаны с обеспечением непрерывности бизнеса;
- перенос акцента на инновации, которые собственно и составляют суть предприятия будущего.
Разразившаяся пандемия делает некоторые из этих направлений, в частности организацию удаленной работы, особенно актуальными. И решать возникающие задачи необходимо, не дожидаясь формирования предприятия будущего, а в жестких временных рамках уже сегодня. Некоторым предприятиям пришлось очень быстро переходить на выпуск новых продуктов и предоставление новых услуг, создавая при этом новую партнерскую и клиентскую экосистему.
По словам вице-президента IDC в России и СНГ Роберта Фариша, перспективы концепции виртуального рабочего места IDC рассматривала еще несколько лет назад, но из-за пандемии «будущее наступило раньше, чем мы ожидали». В этой связи, он отметил важность цифровых платформ для формирования экосистемы предприятий, призванных обеспечить взаимодействие как внутренних, так и внешних ее участников. В новых условиях более важными становятся ключевые поведенческие показатели эффективности. Главный советник IDC по цифровому лидерству Марк Дауд обратил внимание на то, что предприятие будущего должно знать и понимать своих клиентов, развивать доверительные отношения с ними. Говоря о роли облаков, он посетовал, что переход к ним сегодня нередко мотивируется финансовыми выгодами, получаемыми при достижении тех или иных технических характеристик (производительности, пропускной способности, готовности), но при этом иногда не принимают во внимание, как подобный шаг влияет на эффективность самого бизнеса.
Директор по стратегическому консалтингу компании VMware Артем Гениев отметил, что пандемия заметно стимулировала развитие ИТ на предприятиях. Все поняли, что нынешняя ситуация не временная: мы вступаем в эпоху новой нормальности, когда на первый план выходят вопросы обеспечения непрерывности бизнеса. Участники панельной дискуссии сошлись во мнении, что пандемия наряду с общим негативным влиянием на экономику стала мощным стимулом к цифровой трансформации предприятий, направленной не только на организацию удаленной работы персонала, но и на реализацию инновационных бизнес-моделей.
Как сказал вице-президент IDC в регионе Центральная Азия Андрей Беклемишев, к 2025 г. две трети из 2000 крупнейших мировых компаний будут софтверно-ориентированы, и их бизнес-инновации будут базироваться на ПО. Предприятие будущего в ближайшие три-пять лет должно стать фабрикой цифровых инноваций, базирующихся на ПО. Для реализации подобного подхода IDC предлагает методологию Digital Innovation Supply Chain (DISC), включающую четыре элемента: планирование инноваций в соответствии с принятой стратегией, распределение усилий между внутренними и внешними разработчиками, кардинальное ускорение процессов собственной разработки, а также выстраивание путей монетизации своих разработок через самые разные цифровые каналы. Важно развивать корпоративную культуру таким образом, чтобы она способствовала стратегической задаче инновационной цифровой трансформации.
Вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян подчеркнул, что для предприятия будущего важна не только современная технологическая платформа, но и адекватная вызовам корпоративная культура. Есть ряд качеств которыми должны обладать сотрудники — носители этой культуры. Им необходимо уметь работать с данными. В силу того что за последнее время существенно выросли масштабы проектной, а не процессной деятельности, сотрудники должны хорошо понимать особенности такой деятельности. Больше внимания следует уделять развитию культуры предпринимательства (докладчик призвал не путать предпринимательство с предприимчивостью). Нужно развивать также культуру коммуникаций (и внутренних, и внешних).
По мнению Игоря Агамирзяна, университеты должны передавать студентам не столько знания (они могут устареть уже через несколько лет), сколько упомянутые элементы корпоративной культуры. На смену большим монолитным курсам должны прийти компактные модули, при этом вырастут и масштабы самообучения. Большое распространение получат разнообразные краткосрочные интенсивные курсы, которые со временем будут гибко адаптироваться под особенности каждого студента, выявляемые в том числе и с помощью ИИ.
Несмотря на то что разговор шел о рождении предприятий будущего, движение в эту сторону начинается уже сегодня. Характерный пример — Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. О его цифровизации рассказал заместитель директора по ИТ Владимир Определенов. В частности, в музее развернута мощная система 3D-моделирования. На протяжении нескольких лет она использовалась при проектировании целого ряда залов (в том числе и новых общей площадью 30 тыс. кв. м, строительство которых завершится в 2028 г.) и размещении в них арт-объектов. Эта система быстро нашла новое применение, когда в силу карантина физический доступ посетителей в музей был приостановлен. Сотрудникам ГМИИ им. А.С.Пушкина удалось развернуть на указанной 3D-платформе виртуальные выставки и экскурсии, транслируемые через интернет. Сначала все такие экскурсии были бесплатными, но со временем спрос на них вырос, в частности со стороны школьников, и после посткарантинного открытия музея те из них, что сопровождаются экскурсоводом или преподавателем в интерактивном режиме, идут на платной основе.
Еще об одном более масштабном примере рассказал директор ГМК «Норильский никель» по автоматизации и информационной трансформации, технический директор программы «Технологический прорыв» Владимир Трапезин. Данная программа реализуется на комбинате с 2015 г., включает более 40 проектов и направлена на повышение операционной эффективности и перевод производственных процессов компании в новое целевое состояние, в котором будет выстроена эффективная система многовариантного планирования и автоматизированного оперативного контроля. Главной целью программы, которая охватывает все подразделения компании, входящие в операционный блок, и все производственные переделы — от добычи руды до производства металлов, является построение безопасного, эффективного цифрового предприятия.
Основные направления, проводимые в ее рамках, — это автоматизация и роботизация, интеграция производственных процессов, развитие средств связи и передачи данных, а также управление ими с целью создания цифровых двойников реальных объектов и процессов, совершенствование средств анализа и принятия решений. «Мы не могли просто копировать зарубежный опыт, поскольку такой подход законсервировал бы наше нынешнее отставание от мирового уровня, — пояснил Владимир Трапезин. — Было принято решение не автоматизировать существующие процессы, а, предварительно проанализировав их, построить новые, связав их с основными показателями KPI. Сегодня все технологические процессы контролируются из единых центров управления Заполярного филиала и КГМК, что позволило в разы повысить эффективность процессов оперативного планирования и управления производством».
В «Норильском никеле» ожидают, что экономический эффект проектов по интегрированному управлению в