Компания Citrix выпустила исследование Work 2035, которое дает представление о том, какое влияние искусственный интеллект может оказать на карьеру ИТ-специалистов, сообщает портал TechRepublic.
К чему следует готовиться ИТ-профессионалам через 15 лет? Какие к тому времени от них потребуются навыки? Очевидно, что ответить на эти вопросы крайне сложно. Тем не менее, новое исследование, в ходе которого было опрошено 500 руководителей высшего звена и 1000 сотрудников, пытается пролить свет на то, как развитие ИИ в далеком будущем повлияет на карьеры ИТ-специалистов.
По мере того, как ИИ продолжает проникать во все уголки промышленности, работники, опасающиеся его быстрого распространения, размышляют о том, как это отразится на их работе. Но вопреки популярной, хотя и антиутопической теории о том, что машины в конечном итоге заменят людей, исследователи пришли к выводу, что на самом деле ИИ сделает работников умнее, эффективнее и откроет дорогу для совершенно новых должностных обязанностей на ИТ-рынке.
По словам авторов исследования, они будут созданы для поддержки движимых технологией рабочих мест и меняющихся отношений между людьми и машинами. Например, машинное обучение и алгоритмы ИИ полезны ровно настолько, насколько полезны данные, на которых они обучаются. Как следствие, 82% руководителей и 44% сотрудников, опрошенных Citrix, считают, что в будущем потребуются специальные «тренеры по обучению роботов/ИИ». К числу других новых технических специальностей, которые появятся к 2035 г., принадлежат следующие:
- менеджер виртуальной реальности (так считают 79% руководителей и 36% сотрудников);
- передовой специалист по данным (76/35%);
- менеджер по вопросам конфиденциальности и доверия (68/30%);
- дизайнер-мыслитель (56/27%).
Более половины респондентов из числа сотрудников считают, что через 15 лет работа на полный рабочий день станет редкостью; чуть более половины опрошенных из числа руководителей полагают, что большинство высококвалифицированных специалистов будут работать по требованию и фрилансерами. Возможно, именно поэтому две трети руководителей посчитали, что в будущем появится новая категория специалистов — «менеджеры по временным работникам».
Помимо этого в исследовании раскрывается, как компании в области финансовых услуг, здравоохранения и естественных наук, телекоммуникаций, СМИ и медийных технологий, профессиональных услуг, производства и розничной торговли будут внедрять ИИ, машинное обучение и автоматизацию. 77% респондентов считают, что к 2035 г. ИИ значительно ускорит процедуру принятия решений, сделав ее более продуктивной. В то же время 83% прогнозируют, что технологии автоматизируют повторяющиеся и малоценные задачи, позволив им сосредоточиться на более значимой работе.
Тем не менее, когда речь заходит о влиянии автоматизации на рабочее место, сотрудники не разделяют энтузиазм руководителей. В то время как 73% бизнес-лидеров считают, что технологии и ИИ сделают работников как минимум вдвое продуктивнее, подобной точки зрения придерживается только 39% сотрудников. Аналогичным образом, почти две трети сотрудников (65%) не понимают, какие конкурентные преимущества принесет их организации ИИ, тогда как только 16% руководителей не знают, в чем состоит выгода от применения ИИ.
Конечно, повсеместное распространение ИИ приведет к тому, что некоторые рабочие места будут сокращены. Поскольку многие из них уже начали автоматизироваться, работникам необходимо пройти переподготовку, чтобы овладеть навыками, востребованными на новом, динамичном рынке труда.
CEO и CIO также не будут застрахованы от меняющейся ситуации: 58% опрошенных заявили, что ИИ обладает потенциалом для принятия большинства бизнес-решений, устраняя необходимость в традиционной команде высшего руководства. В то время как руководители уверены, что технологии просто помогут и «расширят» диапазон руководящих должностей, треть сотрудников полагает, что к 2035 г. они или исчезнут или будут полностью заменены технологиями.
Исследование показало, что быстрое развитие ИИ приведет к появлению новых должностных обязанностей и департаментов. Восемь из десяти руководителей считают, что в отдаленном будущем в каждой организации появится директор по искусственному интеллекту (Chief Artificial Intelligence, CAI), который вместе с CEO будет работать в «человеко-машинной команде» для принятия бизнес-решений. В то же время 90% руководителей считают, что будущие организации создадут центральный ИИ-департамент, который будет контролировать все области бизнеса.
«Пандемия COVID-19 заставила компании переосмыслить методы работы, и в следующие 15 лет они столкнутся с еще большим количеством проблем и сбоев, чем когда-либо, — полагает исполнительный вице-президент по бизнес-стратегии Citrix Тим Минахан. — Как ясно из нашего отчета, в этом хаосе кроются возможности. Дальновидные компании выносят из кризиса уроки, чтобы начать планирование „следующей нормальной жизни“. Не просто вернуться туда, где они были, а использовать новые кадры и модели работы для продвижения своего бизнеса».