Даже перейдя в облако компании не хотят отказываться от своих внутренних дата-центров. Президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет называет на портале InformationWeek основные причины, которые не позволяют им этого сделать.
По прогнозам MarketsandMarkets, объем глобального рынка облачных вычислений при совокупном годовом темпе роста в 17,5% в этом году составит 371,4 млрд. долл. и в 2025 г. достигнет 832,1 млрд. долл., однако онпремис-серверы рано отправлять на покой — они по-прежнему работают на 98% предприятий. Промышленность «началась с мэйнфреймов, затем мы перешли на автономные серверы, а далее началась эра облачных вычислений, — отметил старший аналитик по технологиям Spiceworks Питер Цай. — И вот теперь мы возвращаем вычислительные ресурсы обратно, ближе к тому месту, где они нужны».
Внутренние ЦОДы на самом деле никуда не делись. На это не влияет даже то, что предприятия переводят на аутсорсинг в облако все больше ИТ-операций. Как следствие, начал повышаться спрос на модель гибридных вычислений, когда одни ИТ-ресурсы передаются в облако, а другие обслуживаются внутри предприятий. Так почему же они не желают избавляться от дата-центров и управления ИТ? Ниже приводится шесть причин, которые позволяют ответить на этот вопрос.
1. Инвестиции в имеющиеся системы
Сегодня отмечается повышенный спрос на программистов, владеющих навыками разработки на языке COBOL. Это связано с тем, что предприятия столкнулись со старением рабочей силы в сфере ИТ, тогда как им необходимо поддерживать множество критически важных приложений, которые были написаны еще 60 лет назад. Многие из этих программ десятилетиями не теряли работоспособности. Их критически важная работа включает в себя вызов подпрограмм из «черного ящика», которые безупречно работают, но незадокументированы, поэтому специфика их работы известна лишь разработчикам.
Поддержка устаревших систем исключает необходимость тонкой настройки специализированного и неизвестного кода черного ящика, который и без того работает бесшовно. Существует также множество унаследованных систем, таких как ERP, которые «верой и правдой» служат бизнесу. Сегодня почти все поставщики ERP предлагают облачные версии своих систем, что сводит выбор предприятия к следующему: выберет ли оно универсальную версию ERP в облаке или предпочтет поддерживать 30- или
2. Управление жизненным циклом
В исследовании Spiceworks отмечалось, что «в обозримом будущем технологии онпремис не покинут дорожные карты покупателей бизнес-технологий, но инвестиции в них будут зависеть от окончания срока эксплуатации». В этом же исследовании говорится, что «треть организаций покупают новые серверы из-за истечения срока службы операционной системы сервера». Например, в январе 2020 г. Microsoft отказалась от расширенной поддержки Windows Server 2008, а в июле — от поддержки SQL Server 2008. Несмотря на то, что необходимость постепенного вывода устаревающих систем из эксплуатации вынуждает компании реинвестировать, многие из них не всегда делают это быстро. Вместо этого они ищут сторонние варианты поддержки или проводят ее своими силами, чтобы эти системы могли работать онпремис.
В других случаях компании предпочитают попробовать что-то новое, например, перейти в облако. Несколько лет назад одна компания, предоставляющая финансовые услуги, решила перенести свои серверы Microsoft в облако. В то же время она решила купить новые онпремис-серверы и лицензии, чтобы сохранить возможность аварийного переключения на них в случае отказа облака. В итоге была выбрана гибридная модель — микс онпремис- и облачных систем, что за счет перехода в облако гарантировало определенную экономию средств, а также контроль за отказоустойчивостью, поскольку компания все еще поддерживала внутренние системы и в случае проблем могла на них положиться.
3. Безопасность и интеллектуальная собственность
Если системы предприятия содержат проприетарный код, который дает ему конкурентное преимущество, или является незаменимой интеллектуальной собственностью, утечка данных о которой грозит существенными рисками, гораздо безопаснее, чтобы такие активы размещались во внутреннем ЦОДе. Это в равной степени касается определенных требований безопасности, если компания не решается применять какие-либо ИТ-ресурсы, которые она не может напрямую контролировать или управлять ими.
4. Скорость и гибкость
Большинство компаний переходит к модели гибридных вычислений, которая является сочетанием онпремис- и облачных ИТ. Ценность гибридного подхода заключается в том, что он дает организациям скорость и гибкость. Если это необходимо для бизнеса или технологий, предприятие может в любой момент переключиться на аутсорсинг или инсорсинг систем. Гибридная стратегия позволяет воспользоваться лучшими стратегическими, операционными и экономически выгодными вариантами. В некоторых случаях лучшим выбором может быть облачный аутсорсинг, в других — внутрифирменный вариант.
Пример: крупная компания, обладающая индивидуально адаптированной к конкретным потребностям ERP от известного поставщика, приобретает меньшую фирму. С точки зрения операционных потребностей ее цель состоит в том, чтобы перевести недавно приобретенную компанию на внутреннюю корпоративную ERP-систему, но в последней так много специализированных программ и интерфейсов, что вместо этого она решает перевести ее на универсальную облачную версию ERP. Преимущество такого подхода заключается в том, что влившаяся в компанию фирма сможет приспособиться к возможностям и функциям системы ERP. В дальнейшем материнская компания может либо перевести ее в корпоративную систему ERP и провести миграцию без спешки, либо пойти другим путем — мигрировать вслед за дочерней компанией на облачный вариант корпоративной ERP.
5. Тестирование и аварийное переключение
Многие компании предпочитают держать свои критически важные системы в ЦОДах, но в то же время они реплицируют их в облаке. Одна из причин этого — желание предоставить разработчикам приложений легкодоступную «песочницу», где бы они могли самостоятельно тестировать программы, не дожидаясь пока администратор баз данных создаст тестовую БД. Гибкость аварийного переключения — вторая причина, по которой компании применяют как облачные, так и онпремис-версии своих критически важных систем. Задействуя их в тандеме, в случае отказа облака предприятия могут переключаться на онпремис-системы или на облако в случае выхода из строя внутренних систем.
6. Конкурентные ИТ-преимущества
Какую бы сферу деятельности не представляли компании — будь-то финансовые услуги, страхование, гостиничный бизнес, производство, технологии или здравоохранение — все они имеют веские причины управлять своей интеллектуальной собственностью, кодом алгоритмов и данными, храня их в своих дата-центрах. Многие облачные сервисы имеют надежную защиту, но ИТ-департаменты не всегда пользуются ею или доверяют этим мерам безопасности. Компании неоднократно сталкивались со взломами корпоративных систем, что характерно как для онпремис-систем, так и облачных, но CIO, CEO и корпоративные советы директоров чувствуют себя более уверенно, если они напрямую контролируют проприетарное ПО и данные, которые дают их компаниям уникальные конкурентные преимущества на рынке.
Модель оплаты в расчете на одного пользователя и гибкость облачных вычислений принесли выгоду компаниям, поскольку избавили их от дорогостоящих капитальных затратах по модернизации ЦОДов и позволили уменьшить количество обслуживающего ИТ-персонала (что особенно актуально для СМБ) для управления корпоративными системами. Но все же, несмотря на продолжающийся переход компаний в облако, целесообразность хранения части наиболее важных систем и инфраструктуры в ЦОДах не подлежит сомнению.