Во время глобального кризиса, связанного с коронавирусом, CIO сделали многое, чтобы обеспечить работоспособность своих организаций. По оценкам Gartner, теперь они готовы делать больше, но с меньшими затратами, сообщает портал ComputerWeekly.
Фактически ИТ-специалисты взяли на себя ответственность за технологии, которые позволили сотрудникам работать удаленно и быстро исправлять ошибки, что в немалой степени помогло бизнесу не потерять маневренность и продолжить финансовую деятельность. Аналитическая фирма Gartner считает, что теперь CIO должны поддержать импульс к инновациям и продвигать ИТ-стратегию, основанную на цифровых бизнес-инициативах, чтобы компании могли быстро адаптироваться к непредвиденным событиям. «Ваша роль как CIO является критически важной в контексте бизнеса и должна вдохновлять на правильные изменения. Вы можете помочь своим предприятиям обратить недостатки в преимущества. Технологии не могут решить все наши проблемы, но мы не можем без них обойтись», — заявил на симпозиуме Gartner для региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) заслуженный аналитик компании Дэрил Пламмер.
Как показали данные проведенного Gartner опроса членов советов директоров и корпоративных директоров, в котором приняло участие 265 респондентов, 69% из них хотят ускорить внедрение цифровых корпоративных стратегий, чтобы их компаниям было легче справиться с непрекращающимися потрясениями. Среди них оказались как те, кто впервые приступили к цифровизации, так и те, кто наращивают инвестиции на этом направлении.
Ключевой посыл Пламмера заключается в том, что если бизнес хочет успешнее справляться с непредвиденными событиями и открывать новые возможности, ему потребуется стать гораздо более гибким. Чтобы добиться этого, Gartner настоятельно рекомендует CIO вывести свою ИТ-стратегию за пределы цифровой трансформации и сосредоточиться на компонуемых технологиях и ИТ-процессах, которые можно быстро реконфигурировать. «Сейчас подходящий момент. Воспользуйтесь им, чтобы сделать это с помощью компонуемого бизнеса», — сказал Пламмер.
По словам Пламмера, модульность расширяет концепцию цифрового бизнеса, что позволяет ИТ-руководителям обеспечивать устойчивость и гибкость, необходимые бизнесу для сохранения работоспособности во время кризиса, связанного с пандемией. «Компонуемость — это естественное ускорение цифрового бизнеса, которым организации живут каждый день, — добавил он. — Она наконец позволит им обеспечить устойчивость и гибкость, которые требуются в эти непростые времена».
Постпандемические ИТ-стратегии
Что касается роли CIO и ИТ-функций, меняющихся в результате коронавируса, то заслуженный аналитик Gartner Дон Шейбенрайф видит их таким образом: «Мир требует от нас чего-то другого: изобретательности, гибкости, плавности, непрерывности и даже импровизации, что поможет нам двигаться вперед».
Чтобы стать компонуемыми, организациям нужно сделать несколько шагов. Первым из них является наличие модульного образа мышления, что, по словам Шейбенрайфа, помогает им оставаться творческими. Второй — компонуемая, или подвижная бизнес-архитектура и, наконец, компонуемые технологии — финальный аккорд на пути к компонуемому предприятию. «Во время пандемического кризиса большинство CIO задействовали имеющиеся в их организациях цифровые инвестиции, тогда как другие ускорили свои цифровые стратегии путем инвестирования в компонуемость», — сказала заслуженный вице-президент по исследованиям и партнер Gartner Тина Нунно.
Три строительных блока компонуемого бизнеса:
- модульное мышление: принципы проектирования, которые определяют подход организации к концептуализации того, что и когда нужно компоновать;
- модульная бизнес-архитектура: структурные возможности, дающие организации механизмы для проектирования своего бизнеса;
- модульные технологии: цели проектирования продукта, определяющие выбор технологии для того, чтобы она отвечала критериям компонуемости.
Согласно Gartner, эти строительные блоки можно использовать для быстрого перехода к новым возможностям, отраслям, клиентской базе или потоку доходов. «В течение 2020 г. CIO и ИТ-руководители не теряли хладнокровия и приносили огромную пользу, — добавила Нунно. — На следующем этапе им нужно будет приступить к созданию более компонуемого бизнеса, в котором будут сочетаться три строительных блока. Благодаря компонуемости организации могут добиться цифрового ускорения, большей устойчивости и способности внедрять инновации во времена нестабильности».
Что будет с инвестициями в ИТ
Данные Gartner показывают, что в 2020 г. по удаленной модели работал почти миллиард человек. Это повысило спрос на ИТ-продукты и услуги для поддержки удаленных работников. Эксперты подсчитали, что доходы поставщиков решений DaaS (рабочий стол как услуга) выросли на 99%, в то время как спрос на RPA-продукты (роботизатизация процессов), IaaS (инфраструктуру как услугу) и облачные унифицированные коммуникации вырос на 20%.
Тем временем спрос на технологии, связанные с онпремисными ИТ, сократился более чем на 20%. «Компании в массовом порядке практически без раскачки нашли новые способы, чтобы миллионы сотрудников продолжали работать. Пандемия стала тем двигателем, который подтолкнул их использовать развернутые ИТ-отделами инструменты для совместной работы и видеоконференцсвязи», — говорит Нунно. Gartner прогнозирует, что к 2024 г. 30% сотрудников во всем мире будут работать удаленно.
«Скорее всего, предприятия готовы к дальнейшим цифровым изменениям», — добавила она, приведя в качестве доказательства был приведен тот факт, что 69% корпоративных директоров хотят ускорить свои стратегии в области цифрового бизнеса. Однако большинству CIO придется реализовывать ИТ-стратегию с сокращенным бюджетом. Фактически, по оценкам Gartner, к концу 2020 г. расходы на корпоративные ИТ снизятся на 6%.
Роль технологий в глобальном прорыве
Эксперты Gartner отмечают, что в этом году пандемия приведет к глобальному пересмотру ИТ-стратегий. Например, с учетом того, как быстро люди адаптировались во время пандемии коронавируса к онлайну, все больше и больше бизнес-операций будет проходить исключительно в Интернете. «Covid-19 смел давние барьеры на пути к цифровому будущему. Люди покупают еду, машины, дома, тяжелое оборудование и даже консультируются с врачами только через цифровые каналы», — сказал Шейбенрайф. Gartner прогнозирует, что к 2025 г. 40% предприятий, предлагающих материальный товар, улучшат финансовые результаты и превзойдут конкурентов за счет дополнительных платных виртуальных услуг.
Тот факт, что 2020 г. принес огромные изменения в жизнь и работу людей, говорит о том, что перемены — это новая норма. Шейбенрейф сказал, что бизнес должен быть готов ко всему: «Мы находимся в центре беспрецедентной по своему влиянию комбинации факторов, таких как глобальная пандемия, социальные волнения, климатические изменения и социальное дистанцирование, которое впрочем не разорвало связь между людьми, а лишь укрепило».
Эти факторы будут влиять на оценку, которую люди дают организациям при взаимодействии с ними, и ее влияние будет гораздо ощутимее, чем раньше. Gartner называет ее «голосом общества», и она станет еще одной метрикой наряду с другими ключевыми показателями эффективности, такими как настроение клиентов и акционерная стоимость.