Прошлой осенью ИТ-руководители полным ходом составляли планы и рассчитывали бюджеты для ИИ-инициатив, однако, как полагают аналитики Deloitte, пандемия внесла в них свои коррективы, сообщает портал InformationWeek.
Осенью 2019 г., когда CIO засели за тщательную проработку инвестиционных планов в технологий на новый год, ИИ и другие передовые аналитические инструменты рассматривались как ключевыми инициативы для инвестирования. В июле этого года консалтинговая компания Deloitte опубликовала отчет по итогам опроса ИТ-руководителей, который проводился с октября по декабрь 2019 г. и целью которого было установить, на каком уровне находится внедрение ИИ на предприятиях. Но, как известно, в конце прошлого года эти технологические планы были нарушены пандемией COVID-19, которая привела к глобальной экономической рецессии и изменила подход к работе.
Несмотря на это, отмечает исполнительный директор Deloitte AI Institute Бина Амманат, предприятия не пожелали отказываться от этих планов ради других приоритетов, поэтому ИИ и расширенная аналитика сохранили свой статус как важнейших инвестиционных векторов. Экономия средств была бы естественной реакцией на непредсказуемость, которая возникла из-за кризиса пандемии, но вместо этого ИТ-руководители ускорили инвестиции в эти технологии. Так или иначе, 71% предприятий в прошлом году планировали увеличить свои инвестиции вне зависимости от влияния каких-либо внешних факторов.
Как показало прошлогоднее исследование, компании с более проработанными ИИ-стратегиями планировали в следующие три года интегрировать ИИ во все корпоративные приложения. Изменила ли пандемия эти планы? Пока рано говорить об этом, потому что новый отчет Deloitte выйдет не раньше следующего года. Тем не менее, аналитики обозначили ряд тенденций.
«Я думаю, что эти сроки могут быть сокращены, — сказал Амманат. — Это связано с тем, что спрос на ИИ-решения увеличился». Причина ускоренного развертывания заключается в том, что компании применяют ИИ и расширенную аналитику для определенных сценариев, которые возникли из-за пандемии COVID-19. Например, инструменты автоматизации позволяют усилить сокращенные офисные команды сотрудников, так как многие перешли на удаленную модель работы. Точно так же ускорилось развертывание чатботов, которые полагаются на такой компонент ИИ, как обработка естественного языка (NLP), потому что предприятия задействуют все ресурсы, какие только возможно: от внутренних ИТ-услуг до услуг, ориентированных на внешних клиентов.
Чатботы не являются чем-то новым, но в 2020 г. они привлекли еще больше внимания и инвестиций. Это связано с тем, что компаниям нужно было обеспечить нормальную работу в стесненных условиях, которые вызваны ограничительными мерами и самоизоляцией. Например, даже если бы сотрудники службы поддержки клиентов могли перенести свои настольные или портативные компьютеры домой, не у всех из них нашлось бы тихое место для ответов на телефонные звонки, поэтому возникла потребность в автоматизированном обслуживании. Кроме того, пандемия привела к увеличению количества обращений в службы поддержки по поводу заказов клиентов, выплат по программа господдержки и множества других вопросов. Чатботы определенно помогли организациям снизить нагрузку по дополнительным запросам.
Амманат отметила ряд тенденций, которые связаны с развитием ИИ. Первая из них — компьютерное зрение. В новом году к этой технологии будет приковано повышенное внимание. К слову, в этом году она заслужила неоднозначную репутацию, что связано с протестами против применения распознавания лиц, а некоторые крупные технологические компании отказались продавать свои разработки правоохранительным органам. Но есть примеры, когда польза от применения компьютерного зрения не вызывает никаких вопросов. Например, по словам Амманат, его можно задействовать на ранних этапах производственного процесса для обнаружения проблем с качеством продукции. Обычно их не удается обнаружить до его окончания, когда продукция проходит контроль качества. Обнаружение проблем с качеством там, где они возникают, позволит повысить эффективность и сократить расходы.
Еще одна область ИИ, к которой будет приковано повышенное внимание в 2021 г. — вопросы этики. Интерес к ней возник в этом году и связан с тем, что некоторые варианты применения ИИ вызывают озабоченность, и распознавание лиц — это один лишь из них. По словам Амманат, 95% компаний, внедряющих ИИ, выразили в ходе прошлогоднего опроса обеспокоенность по поводу этики, прозрачности и понимания действий ИИ, в частности, их волнует то, как его популярность отразится на сохранности рабочих мест. Также вызывает обеспокоенность факт потенциального применения ИИ для манипулирования людьми. Эти страхи не рассеются и в 2021 г. Амманат считает, что регуляторные органы перейдут от стадии обсуждения вопросов этики ИИ к реальным решениям.