По мнению многих исследовательских компаний, предприятиям придется приложить немало усилий, чтобы восстановить в новом году свой бизнес, который пострадал из-за пандемии Covid-19, и главную роль в этом процессе они отводят цифровой трансформации, пишет на портале Information Age Сэди Уильямсон, основатель Williamson Fintech Consulting.
Covid-19 изменил наше восприятие мира. Из-за пандемии в одночасье появилась крупнейшая прослойка людей, которые выполняют свою работу из дома, и это вряд ли когда-либо изменится. По мере того, как бизнес адаптируется к эпохе «следующей нормальности», технологии будут играть все более важную роль в управлении бизнес-процессами. CIO оказались в центре этих изменений, и возглавляемые ими ИТ-отделы будут играть решающую роль в качестве агентов изменений и повышении рентабельности инвестиций в бизнес. На горизонте вырисовываются такие технологические инновации, как автоматизация, аналитика следующего поколения и цифровые платформы, что бросает новые вызовы CIO. Каким целям они отдают приоритет? Как показал опрос, проведенный Constellation Research и платформой для внедрения цифровых технологий WalkMe, наивысшим приоритетом для бизнеса является цифровая трансформация, тогда как кибербезопасность оказалась на втором месте.
Ниже приводится еще несколько важных выводов, которые следуют из опроса.
ИТ-бюджеты остались на прежнем уровне
В самом начале пандемии 49% CIO сообщили о сокращении ИТ-бюджетов, но спустя более полугода 56% компаний вернулись к тому объему ИТ-финансирования, который был запланирован до пандемии. Ключевым фактором, который вынудил предприятия пересмотреть свое мнение, оказалась цифровая трансформация. Для 77,3% она является важнейшим приоритетом, вторым по значимости приоритетом стала кибербезопасность (75%).
Эти цифры не должны вызывать удивления. Удаленная модель работы стала новой нормой. Такие компании, как Infosys и Mastercard, даже позволили своим сотрудникам работать удаленно, пока те сами не захотят вернуться в офисы. Обеспечение безопасности и обслуживание удаленных сотрудников требует значительного развития ИТ, и бюджеты компаний отражают эту реальность.
Помимо цифровой трансформации в число главных приоритетов CIO входят клиентский опыт и потребность в интеллектуальной аналитике для принятия решений. В наши дни почти каждое предприятие — это организация, управляемая данными, и аналитика является ключом к принятию бизнес-решений. Во время пандемии было немало случаев, когда она помогала компаниям не просто оставаться на плаву, но даже процветать. Вовсе неудивительно, что ее применение для улучшения качества пользовательского опыта — один из главных приоритетов для CIO.
Роль технологий в успехе бизнеса
В ответ на растущие требования, предъявляемые к ИТ, CIO стремятся использовать существующие технологии для создания эффективных процессов. 73% опрошенных CIO в качестве главных приоритетов обозначили роботизацию процессов (robotic process automation, RPA) и ИИ. Организации довольно активно применяли RPA еще до пандемии, но в последнее время скорость ее внедрения только выросла.
Заметное место среди приоритетов для CIO занимает экономия затрат за счет оптимизации имеющихся в их распоряжении ИТ-ресурсов и их консолидация. Реорганизация ИТ-инфраструктуры касается почти всех позиций в списке приоритетов.
Решающее значение имеет переподготовка сотрудников для более комфортной работы в цифровой среде, ее можно рассматривать как инвестиции в квалифицированных специалистов для обслуживания рабочих процессов. CIO рассчитывают, что автоматизация и ИИ станут основой будущей ИТ-инфраструктуры для их предприятий, поэтому они увеличат инвестиции в эти области. Поскольку технологии приобретают все большее значение, большинство ИТ-директоров считают себя движущими силами инноваций. Организации все больше зависят от технических возможностей, поэтому им действительно потребуется вносимый CIO вклад как в операционную деятельность, так и качество обслуживания клиентов.
В будущем ИТ-отдел перестанет быть отдельной структурой внутри организации и интегрируется в нее. Как следствие, CIO придется сыграть ключевую роль в восстановлении организации после пандемии. Учитывая, что работающие по удаленной модели сотрудники создадут дополнительную нагрузку на ИТ-отделы, CIO придется уделять первоочередное внимание продуктивности их работы и предоставить менеджерам расширенные инструменты прозрачности. Чтобы справиться с нагрузкой, CIO нужно будет создать рабочие процессы, которые снизят нагрузку на ИТ и помогут их организациям адаптироваться.
Проблемы, с которыми сталкивается ИТ-служба
Темпы внедрения технологий из-за пандемии значительно ускорились, поэтому ИТ-отделам важно не отставать. Основные проблемы — это нехватка квалифицированных специалистов, недостаток организационного интереса со стороны руководства и растущий объем запросов на ИТ-поддержку. Надлежащее обучение сотрудников сократит количество последних, и это еще одна приоритетная область для CIO. Около половины опрошенных CIO заявили, что в среднем сотрудники на удаленке менее успешно справляются с рабочими задачами, чем в офисе. Это становится причиной большой проблемы — длинных очередей запросов на поддержку, с которыми приходится сталкиваться ИТ-командам.
Внезапно разразившаяся пандемия стала причиной того, что ИТ-командам пришлось сократить время реагирования, а также приложить максимум усилий, чтобы выполнить определенные требования сотрудников, которые выходили за рамки возможностей имеющихся ИТ-систем. В результате это привело к снижению производительности работы некоторых отделов, что стало неожиданностью для ИТ. Ситуация с ограничительными мерами вынуждает сотрудников работать удаленно и усложняет возможности для контроля за их результативностью и продуктивностью со стороны линейных менеджеров. По мнению CIO, ИТ-служба может обеспечить удаленных сотрудников более совершенными инструментами для совместной работы, которые позволяют им повысить продуктивность труда.
В отчете также говорится, что в настоящее время серьезной проблемой является автоматизация задач линейных работников (сотрудники, которые выполняют базовые функции в любых компаниях, особенно на производствах и в торговле). В качестве еще одной проблемы CIO назвали нехватку ИТ-решений для самообслуживания. Компании внедряют все больше сторонних инструментов, однако их не просто интегрировать с унаследованными системами. Перечисление сложностей заканчивается созданием новых систем и приложений, дополняющих существующие бизнес-процессы.
Восстановление бизнеса
Сегодня компании переживают не лучшие времена, но CIO понимают, какую важную роль в восстановлении их работоспособности будут играть ИТ и цифровая трансформация. Последняя будет осуществляться за счет автоматизации, внедрения мощных инструментов, в том числе ИТ-решений для самообслуживания, и большей прозрачности в их применении. Большинство CIO в течение следующих шести месяцев ожидают как минимум 10%-ного повышения рентабельности инвестиций от усовершенствования ИТ. 51% ИТ-руководителей считают, что залогом успешного восстановления станут автоматизация и формирование устойчивой ИТ-инфраструктуры, в то время как 49% полагаются на своевременное развитие навыков. Их наличие поможет организациям быстро развиваться и лучше реагировать на неожиданные события.
CIO сохраняют позитивный настрой на 2021 г. и планируют вооружиться подходом к технологиям, который в большей степени ориентирован на человека. Стимулирование внедрения технологий и инноваций имеет первостепенное значение для повышения рентабельности инвестиций в бизнес и создания устойчивых изменений.