Продолжающаяся цифровая трансформация и пандемия Covid-19 определили круг проблем, вынесенных на повестку прошедшей в конце ноября онлайновой конференции Merlion Digital Day. Генеральный директор MERLION Дмитрий Виноградов заверил участников в том, что в компании сформирована не только одна из лучших экспертиз на рынке ИТ, но также обеспечена достаточная финансовая стабильность, которая позволит сохранить устойчивость в кризисный период. MERLON уже давно не просто дистрибьютор ИТ-оборудования: в структуре группы есть ряд дочерних компаний, предлагающих свои продукты и услуги по разным бизнес-направлениям и входящих в экосистему бизнес-проектов, в рамках которой партнеры получают доступ к широкому спектру продуктов и услуг разных вендоров для решения задач своих заказчиков. Как же, опираясь на партнеров и учитывая их интересы, справляться с новыми вызовами, как преодолеть сложности и ограничения, как «переварить» возросшие объемы?
Актуальные тренды
Директор MERLION по развитию бизнеса и инновациям VAD Юлия Печникова предложила посмотреть на основные тренды ИТ-отрасли, обратив особое внимание на то, как их ранжирование поменялось за прошедший год. За основу были взяты пять главных трендов
Вероятно, с пандемией связано перемещение цифрового здравоохранения eHealth в рейтинге трендов с пятой позиции на третью. Облачные технологии вышли на четвертое место, хотя в прошлом году они, как ни странно, находились на десятой позиции. По оценкам iKS-Consulting, сделанным еще до пандемии, объем российского облачного рынка в 2021 г. составит 131 млрд. руб. Более активный рост потребления облачных услуг преимущественно по модели SaaS в нынешнем году, обусловленный появлением новых заказчиков, вынужденных переходить на удаленный формат работы, скорее всего изменит эти цифры в сторону увеличения. Наконец, направление интернета вещей (IoT) сместилось с четвертой позиции на пятую. Лидеры по широте применения здесь — розничная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и бизнес-кейсы, ориентированные на конечного потребителя (B2C).
Оживление рынка персональных устройств
Региональный директор HP inc по развитию подразделения персональных компьютерных систем в регионе Восточной Европы Константин Кимельман обратил внимание на то, что в последние годы широкая общественность обращала более пристальное внимание на рынок смартфонов, а тема ПК была на втором плане. За время пандемии ситуация заметно изменилась. В 2019 г. на российский рынок ПК было поставлено 5,4 млн. устройств, которые приобретались по большей части для замены вышедших из строя или морально устаревших моделей, а также в относительно новых сегментах, к примеру для доступа к онлайновым игровым сервисам. Переход на модели удаленной работы и учебы в 2020 г. сопровождался ажиотажным ростом спроса на ПК, который поначалу покрывался за счет накопленных складских запасов. Сейчас стало понятно, что и в следующем году спрос будет расти двузначными (в процентах) темпами. И это несмотря на то, что реальные доходы населения снижаются. Причина в том, что в новых условиях личный, а не семейный ПК для многих людей стал важным и жизненно необходимым устройством. Для вендоров проблема сегодня не в наделении своих устройств какими-то суперсовременными функциями, а в возможности обеспечить поставки ПК в приемлемые для клиентов сроки.
Главными вызовами при переходе на удаленный и гибридный режим работы, по мнению менеджера по партнерским программам компании Microsoft Марата Хайрулина, являются обеспечение безопасности и высокой продуктивности работы сотрудников. Ведь как только устройства перемещаются за периметр организации, возникают новые угрозы, поскольку к ним получают доступ посторонние по отношению к компании лица. Повышаются требования к аутентификации пользователя. Необходима более строгая защита данных на диске и внешних носителях как от хищения, так и от потери в результате аварий и сбоев, а также защита от опасных сайтов и непроверенных приложений. Докладчик напомнил, что многие из указанных задач успешно решаются средствами Windows 10. Среди требований к клиентским устройствам для удаленной работы отмечается их легкость и мобильность, доступность в универсальном форм-факторе (2 в 1), наличие качественных средств коммуникации (камеры, микрофона и т. д.).
Новые рынки
Юлия Печникова рассказала о том, как MERLION выходит на новые рынки, увеличивает свой товарный ассортимент и расширяет канал. Одно из таких направлений — роботизация бизнес-процессов RPA (Robotic Process Automation). В России этот рынок довольно молод, его объем сегодня 182 млн. долл., что составляет 13% мирового рынка. Из 15 ведущих мировых вендоров в нашей стране работают 8, причем 4 из них используют модель дистрибуции. С одной из таких компаний — Roomy Bots — MERLION уже подписал дистрибьюторский контракт. Другое направление — рынок электротехнического оборудования, поставляемого как по каналам продаж, так и по модели проектной дистрибуции. Уже подписаны контракты с компаниями Legrand, IEK и Schneider Electric, и еще с тремя ведутся переговоры. Примыкает к данному направлению и деятельность недавно вошедшей в состав группы MERLION инжиниринговой компании High Energy, осуществляющей проектирование, строительство и обслуживание систем энергоснабжения критически важных объектов и ЦОДов в первую очередь.
По словам ее генерального менеджера Павла Савранского, High Energy является одним из лучших на рынке экспертов по энергоснабжению ЦОДов и других критических объектов. Ею созданы энергоцентры многих известных ЦОДов, построенных в последние годы, например дата-центры Сбербанка РФ, Росатом, МТС и многие другие. Сфера строительства из-за пандемии испытывает дополнительные трудности (задержки поставок оборудования, изменение валютных курсов, дефицит рабочей силы из-за закрытия границ, дополнительные меры социального дистанцирования). Для решения указанных проблем в High Energy были приняты антикризисные меры: валютное хеджирование, замена моделей оборудования, ставших менее доступными, привлечение специалистов из регионов, переход на трехсменную работу, отказ от перемещения людей общественным транспортом.
Еще одна дочерняя компания — AnalyticsHub, которая выросла из стартапа, созданного MERLION в 2019 г. группой специалистов, работавших прежде в компании Teradata, предлагает услуги в области аналитики больших данных и машинного интеллекта (AI/ML). По словам директора ее центра компетенции Игоря Колодкина, уже заключены контракты с заказчиками из государственного, финансового и промышленного секторов. Подписаны партнерские соглашения с целым рядом вендоров, выпускающих средства подготовки и аналитической обработки широкого спектра данных. Один из них — Exasol, предлагающий высокопроизводительную СУБД с массивно параллельной архитектурой, второй — Precisely, предоставляющий средства управления целостностью данных.
Облачная дистрибуция
Юлия Печникова рассказала о развитии работы с партнерами через облачные сервисы B2B и MerliOnCloud. Сервисы B2B предназначены для онлайновой работы партнеров MERLION в проектных поставках и конкурсах с возможностью запроса технических заданий, специальных цен и демооборудования. MerliOnCloud сегодня обеспечивает общий доступ к цифровым товарам, ключам и подпискам на услуги SaaS от 50 вендоров. И предоставляет услуги IaaS.
Руководитель направления MerliOnCloud/SaaS Наталья Мистюкова отметила, что наряду с подписками через операторов связи, начиная с 2020 г. MerliONCloud предлагает продажу ключей и подписок на ПО через партнерские интернет-магазины. Для облегчения интеграции cозданы дополнительные API-интерфейсы, позволяющие партнерам автоматизировать продажу ESD-лицензий самых разных вендоров на своих онлайновых торговых площадках с минимальными затратами на интеграцию со своей стороны. Кроме того, партнеры-интеграторы могут формировать и продавать собственные SaaS-сервисы, нередко включающие набор программных продуктов от нескольких вендоров. Теперь каталог MerliOnCloud стал доступен всем партнерам, подключенным к API-интерфейсам B2B, которые обеспечивают интеграцию как с учетными системами, так и с сайтами партнеров (актуально, если на них работают интернет-магазины). . Партнеру это удобно, поскольку он в рамках одного договора с дистрибьютором получает доступ к продуктам и сервисам всех вендоров, заключивших контракты с MERLION. Сегодня наибольший вклад в выручку SaaS-направления дают сервисы бухгалтерского учета и отчетности (48%), виртуальных АТС и call-центров (21%) и офисных приложений (12%). Продвижение сервисов SaaS — это приоритетное направление развития MerliOnCloud на ближайший год. В частности, планируется увеличить набор не требующих пресейловой подготовки коробочных сервисов для сегмента СМБ (бухгалтерия, CRM, онлайн-кассы), образовательных и развлекательных сервисов (онлайн-кинотеатры, игры).
Импортозамещение
На конференции в том или ином контексте обсуждались и вопросы импортозамещения. Юлия Печникова представила результаты анализа инвестиций в ИТ на основании данных с основных тендерных площадок, доступных на сервисе «Контур Закупки». По предварительным оценкам, объем инвестиций в оборудование, ПО и ИТ-услуги на российском корпоративном рынке в 2020 г. составит 950 млрд. руб. Из них 65% приходится на Москву. Как оказалось, 86% средств проходит по
Есть целый ряд российских продуктов, предлагаемых партнерами MERLION, которые можно поставлять по
В категории аппаратных средств следует отметить линейку персональных систем iRU, соответствующих критериям для признания их продуктами российского происхождения. По итогам I полугодия, согласно данным IT Research, входящая в состав MERLION компания iRU занимала в России четвертое место по продажам настольных систем после HP, Acer и Lenovo. Как рассказал директор iRU по развитию бизнеса Сергей Кочепасов, у компании есть три производственные площадки, выпускающие 1,5 тыс. единиц оборудования в сутки, более 180 сервисных центров в 100 городах России, 1,5 тыс. канальных партнеров. Продукция снабжена всеми необходимыми сертификатами для реализации и работы на территории России. Продуктовая линейка включает персональные устройства (ПК, рабочие станции, моноблоки, портативные устройства), а также серверы, СХД и средства виртуализации. Увеличение спроса на продукцию iRU во многом связано с массовым переходом компаний на удаленную систему работы, а также переход на дистанционное обучение школ и высших учебных заведений.
Сергей Кочепасов отметил, что многие изделия iRU внесены в реестр российской вычислительной техники. Налажено высокотехнологичное контрактное производство системных плат. Представитель iRU входит в правление «Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники», компания является одним из учредителей «Консорциума производителей вычислительной техники». С учетом спроса со стороны медицины и образования компания собирается расширять линейку своих мобильных устройств. В контексте импортозамещения, важного для госструктур, планируется выпуск десктопов на российских процессорах.