Ник Эрл, генеральный директор Eseye, ранее занимавший ведущие посты в HP и Cisco, обсуждает на портале Information Age, почему Интернет вещей пока так и не смог взлететь и что произойдет, когда это случится.
Несмотря на оптимистичные прогнозы рынок IoT никогда им не соответствовал. Более того, пока можно назвать лишь несколько устройств, способных полноценно общаться друг с другом...
Почему предсказатели ошиблись — куда пропали 40 млрд. IoT-устройств?
Есть множество причин, по которым предсказания
Трудно создать убедительное бизнес-обоснование для любого устройства Интернета вещей, если оно не может легко подключаться и демонстрировать 100%-но безотказную работу. Очевидно, что никто — ни пользователь, ни оператор сотовой сети — не хочет иметь дела с устройствами, которые трудно настроить, подключить и заставить работать без перебоев. Особенно если речь идет о тысячах устройств в разных регионах и в разных часовых поясах. А с этой проблемой сталкиваются компании-первопроходцы, желающие соединить свои продукты и устройства по всему миру.
Вся экосистема сотовой связи построена вокруг идеи, что вы покупаете SIM-карту, которая привязывает вас к конкретному оператору. И если его сеть не охватывает всю область, в которой вы находитесь, и вам приходится прибегать к роумингу, чтобы обеспечить покрытие, то это очень плохо. Если вы вывезете свое устройство за границу, то вам придется перейти на еще более дорогостоящий план роуминга. Это далеко не идеальное решение даже для потребителей с одним телефоном, не говоря уже о предприятиях, которые хотят развернуть тысячи устройств по всему миру. А значит, на сотовых операторов оказывается недостаточное давление, чтобы найти лучший выход из сложившейся ситуации. В целом же неспособность отойти от фокуса на потребительские мобильные устройства создает для IoT невообразимые сложности, что приводит к тому, что 74% проектов Интернета вещей терпят неудачу на этапе проверки концепции.
Не будем также забывать, что сотовые операторы привыкли работать со сравнительно небольшим количеством различных моделей мобильных телефонов от нескольких поставщиков, каждая из которых проходит огромный процесс НИОКР и тщательное тестирование перед развертыванием. Сравните это с тестированием, сертификацией и прозрачным подключением миллионов различных моделей и конфигураций устройств, необходимых для успешного развертывания Интернета вещей, и вы поймете, почему мы находимся в такой ситуации.
Как сотовым сетям подготовиться к массовому развертыванию Интернета вещей
Для успешного массового развертывания Интернета вещей нам нужно покончить с идеей подключения к одной сети. Устройства должны быть способны мгновенно переключаться между сетями в зависимости от того, какая из них имеет наилучший охват и уровень сигнала, если мы хотим привести показатели безотказной работы устройств в соответствие с реальными ожиданиями и продемонстрировать убедительные бизнес-кейсы. И это не должно ограничиваться национальными границами, постоянный роуминг должен уйти в прошлое. В некоторых странах, например, есть правила, что устройства не могут быть с роуминге более трех месяцев, после чего они рискуют быть отключенными. Устройства должны быть способны быстро подключаться к локальным сетям, где бы они ни находились в мире.
Но все это не обязательно должно вызывать страх в сердцах сотовых провайдеров. Операторы IoT-устройств и корпоративные клиенты не хотят платить нескольким сотовым операторам или звонить в службы поддержки сетей в разных странах в разных часовых поясах, где говорят на разных языках. Может быть взаимовыгодная гармония, когда клиенты все еще имеют отношения с одним сетевым оператором, который обеспечивает бóльшую часть их подключений, но который не постесняется поставить потребности этого клиента на первое место и временно переместить его устройство в другую конкурентную сеть, чтобы поддерживать работоспособность.
Подумайте об этом как о модели, подобной авиационным альянсам. Вы покупаете билеты в вашей предпочтительной авиакомпании, которая занимается всем вашим путешествием, передавая вас своим партнерам на маршрутах, где сама не летает. Так лучше и для вас, и для авиакомпании. Это именно то, что мы строим в федерации AnyNet. Она уже подписала соглашения с некоторыми из крупнейших в мире сотовых сетей.
Как будет выглядеть будущее Интернета вещей в различных отраслях и обществе в целом
Взрывной рост Интернета вещей создаст ранее немыслимые, прорывные бизнес-модели. Первым фактором, способствующим этому, является способность превращать неподключенные «тупые» продукты, такие как движущиеся машины, газонокосилки и фены, в «умный» опыт, который приводит к золотым приискам больших данных для их производителей. По мере запуска все большего количества таких продуктов на конкурентов будет оказываться все большее давление, чтобы они последовали их примеру, и это приведет к ускоренному внедрению Интернета вещей. И это будет выживание сильнейших. Предприятия, которые не адаптируются и не смогут развиваться, будут подвергнуты отсеву при естественном отборе со стороны потребителя. Мы увидим быстрый рост инноваций, подобных которым не видели десятилетиями.
Заглядывая в будущее, Интернет вещей не будет ограничиваться крупномасштабными проектами или высокотехнологическими машинами. Мы также увидим рост печатаемых одноразовых датчиков, которые могут оказать еще более значительное влияние на общество. В настоящее время подсчитано, что около 30% продовольствия в мире тратится впустую. Представьте себе, если бы местоположение, возраст и температура каждой коробки с продуктами постоянно контролировались, от фермы до магазина.
Но стоит отметить, что IoT уже оказывает влияние и меняет жизнь общества значимым образом. Например, eWaterPAY помогает решить проблему бесперебойного обеспечения ресурсами чистой воды сельских общин в Танзании, Гане и Гамбии. Подключенные к Интернету вещей насосы могут собирать микроплатежи через мобильные телефоны, чтобы помочь оплатить их содержание и обслуживание, а также предупреждать инженеров в случае их отказа. Такие насосы оказывают и вторичное воздействие на общество, поскольку они позволяют общинам и отдельным лицам, которые обычно не имеют традиционного банковского счета или кредитного рейтинга, создавать финансовую историю.
Какие новые возможности для пользователя могут быть созданы с помощью Интернета вещей и как их можно монетизировать
Генри Форд сказал: «Если бы я спросил людей, что они хотят, они бы сказали „более быструю лошадь“». Именно через подобную призму компаниям нужно посмотреть на возможности Интернета вещей и на то, какие прорывные изменения он может вызвать.
Существует несколько различных способов монетизации Интернета вещей. В большинстве примеров использования IoT, которые мы видели до сих пор в мире, речь шла об устройствах с «подключенными» функциями, которые позволяют производителям взимать за них больше денег за дополнительные функции, услуги и возможности. Это хорошо тем, что приводит клиентов во взаимовыгодную экосистему, где опыт можно постоянно обновлять и которая помогает снизить начальную стоимость покупки. Все это прекрасно, но такие модели никогда не позволят нам преодолеть пропасть самостоятельно. Все, на что они способны, это сделать лошадь быстрее.
Истинный IoT позволит брендам вырезать слои посредников и выстроить отношения непосредственно с потребителями. Физические продукты будут не только предлагать персонализацию путем обучения и запоминания ваших симпатий и антипатий, но и будут постоянно развиваться и совершенствоваться. Вспомните о том, как Apple постоянно обновляет пользовательский опыт своих устройств, и волнение, которое испытывают потребители, когда выходит новая «яблочная» ОС. Производители, которые когда-то продавали через сторонних ритейлеров, будут сами продавать конечному пользователю.
Тем не менее, чтобы это действительно взлетело, нам нужно снизить стоимость, в то же время максимизируя опыт. Был бы Facebook в том положении, в котором он находится сегодня, если бы взимал с пользователей абонентскую плату? И заработал бы он столько же денег, взимая абонентскую плату, вместо того, чтобы использовать силу данных, которые он собирает от использования платформы?
Чтобы сделать Интернет вещей финансово жизнеспособным, мы должны начать с изучения того, что может быть достигнуто с помощью данных, собранных посредством продукта или услуги. Как эти данные можно использовать для их совершенстования? Хотя это не всем доступный вариант, просто посмотрите, как машины Tesla постоянно исправляют и улучшают себя благодаря данным, собираемым по каждому проданному автомобилю в мире. Понаблюдайте, как меняются тенденции поведения людей при использовании устройств или услуг, например «умных» торговых автоматов, чтобы иметь возможность улучшить их.
Далее стоит рассмотреть, как собираемые данные можно монетизировать, чтобы обеспечить дополнительные доходы бизнеса, начиная от помощи в информировании отдела исследований и разработок о том, какие новые продукты и услуги будут работать лучше, до помощи в создании лучших маркетинговых кампаний и даже продажи анонимных данных другим компаниям, чтобы помочь им в исследованиях рынка. И, наконец, вы можете взаимодействовать с другими компаниями, чтобы развивать более широкий совместный опыт.
Создав наилучшие из возможных продуктов или услуг, которые обеспечивают связь между клиентом и брендом, а также дополнительные источники дохода от собираемых данных, вы ускорите внедрение и получите значительную экономию на масштабе. Между тем, ваши конкуренты останутся похожими на динозавров.
Как решить мировые проблемы с подключением для обеспечения будущего Интернета вещей
Мы должны быть четко сосредоточены на идее простоты и незаметности. Каждый, от разработчиков устройств до сотовых операторов, должен убедиться, что подключенность обеспечена, что устройства работают. Это и будет работающий IoT. Мы должны устранить все барьеры для его эффективного использования и создать бесшовный опыт для потребителей.
Благодаря достижению почти 100%-ного глобального охвата проблемы подключения, с которыми мы сегодня боремся, будут преодолены. Это будет сигнализировать о начале новой эры Интернета вещей, которая станет одной из важнейших прорывных инноваций века.