Год назад мало кто мог предположить, что начнется пандемия, которая окажет огромное влияние на весь мир в 2020 году. Очень быстро наш образ жизни, работа и привычные бизнес-практики перевернулись с ног на голову. Развитие технологий продолжается, но, как и в прошлые годы, речь идет не о появлении чего-то принципиально нового, а о том, как и для чего они используются. Эксперты Axis Communications рассказали о главных технологических трендах 2021-го.

1. Мир становится горизонтальным

В последние годы приложения и сервисы в основном разрабатывались для конкретных сред: серверных, облачных или периферийных. В 2021-м начнется рост горизонтальной интеграции между средами: появятся умные приложения и сервисы, которые будут использовать все совокупные возможности серверных, облачных и периферийных вычислений. Это увеличит производительность и эффективность технологии, а также позволит пользователям получать доступ к данным из любой точки мира и в любое время. Например, благодаря периферийной аналитике в камерах наблюдения система сможет отправлять уведомления с предупреждением для оператора, который подключается к прямой видеотрансляции через облачное приложение, проверяет корректность уведомления и принимает решение о том, как надо реагировать.

Горизонтальный подход поможет перейти от реактивного к упреждающему, от ручного к автоматизированному подходу в самых разных системах.

2. Кибербезопасность: постоянство тенденции

Постоянная бдительность — вот что требуется от бизнеса в том, что касается кибербезопасности: киберугрозы постоянно эволюционируют. В 2021-м преступники будут активно использовать искусственный интеллект, что повышает его способность находить и использовать уязвимости. Дипфейки станут еще более изощренными и реалистичными, и это может поставить под сомнение достоверность данных, например, получаемых от системы видеонаблюдения. Поэтому разработчикам предстоит придумать новые способы проверки контента, устройств и приложений, чтобы не потерять доверие пользователей. Прогресс в области киберпреступности также распространяется и на старые «проверенные» методы, например, фишинг, который станет труднее обнаружить.

Традиционная модель защиты от киберугроз — создание «периметра», одной, предположительно непроницаемой стены из VPN/VLAN, сетей с программным управлением и других технологий. Однако сегодня ее эффективность подвергается сомнению, ведь всего одна уязвимость в «стене» может привести к компрометации всей сети. Поэтому ускорится переход к так называемым сетям с нулевым доверием, в которых профиль безопасности для каждого устройства и приложения оценивается отдельно.

3. Доверие по-прежнему на первом месте

Доверие в бизнесе, доверие пользователей к разработчику, доверие между партнерами, между бизнесом и государством — важно, как никогда, а технологический сектор сейчас находится под более пристальным вниманием, чем когда-либо. Пользователи требуют прозрачности: как работают технологии компании? Как хранятся и используются их персональные данные? Достаточно ли они защищены? Честно и убедительно ответить на эти вопросы — вот главная задача для бизнеса в 2021-м, и не только технологического.

4. Искусственный интеллект: хороший, плохой, злой

Машинное и глубокое обучение уже широко используются в разных технологических разработках и решениях. У нас появились конкретные примеры использования ИИ в видеонаблюдении, но, как мы могли видеть на примере других секторов (в частности, при авариях беспилотных автомобилей), весь положительный эффект может быть перечеркнут отдельными сбоями. Однако это не должно стать для технологических компаний сдерживающим фактором — важно не упускать из вида и возможности, которые открываются перед разработчиками. Например, в сфере видеонаблюдения использование глубокого и машинного обучения в периферийных устройствах может помочь в идентификации объектов и уменьшении количества ложных срабатываний. В результате специалисты по безопасности смогут начать работать на опережение и упреждение, а не на ручной мониторинг того, что уже произошло.

5. На первый план выходят бесконтактные технологии

Новые правила поведения, появившиеся в 2020-м из-за пандемии, в 2021-м станут уже обычным явлением — а технологии будут способствовать их контролю и соблюдению. Поэтому будет внедряться все больше низкоконтактных или бесконтактных технологий, в частности, для того, чтобы контролировать доступ и подсчитывать людей для соблюдения социальной дистанции.

6. Свежий взгляд на экологию

Из-за пандемии внимание людей к окружающей среде снизилось, однако в 2021-м тема экологической стабильности вновь окажется главной на повестке дня — в том числе из-за ряда крупных экологических происшествий.

Материалы, используемые для производства, и их долговечность — вот два главных вопроса, о котором предстоит задуматься бизнесу. Срок службы продукции станет решающим фактором принятия решений и для покупателей: выбор высококачественного продукта с долгим сроком службы, вместо того, который потребует замену через несколько лет, послужит на благо и экономике, и природе.