Covid-19 изменил способ взаимодействия компаний с поставщиками технологических услуг. Аналитики Boston Consulting Group сформулировали пять шагов, которые помогут улучшить управление экосистемой аутсорсинга в постпандемическом мире, сообщает портал ComputerWeekly.

Covid-19 ускорил переход многих предприятий к цифровым технологиям, что подчеркивает важность цифровых преобразований для эволюции организаций во всех секторах, будь она вынужденной или проактивной. Новая реальность поставила ребром вопрос зависимости от цифровых технологий и подчеркивает необходимость для компаний уделять больше внимания отношениям с поставщиками ИТ-услуг. Это напрямую повлияет на успех внедрения проектов трансформации и повышает шансы предприятий опередить своих конкурентов в период после Covid-19.

В недавнем опросе консалтинговой компании BCG «Postpandemic outsourcing trends for CEOs», который был подготовлен в соавторстве с профессором технологий и глобализации бизнес-школы Оклендского университета Иланом Ошри, приняло участие 200 глобальных компаний со значительным опытом работы в сфере ИТ. Им было предложено рассказать не только о влиянии Covid-19, но и об изменениях в работе новой экосистемы бизнеса и поставщиков. Они указали как на проблемы, так и на возможности продвижения вперед, но в основе их ответов лежала неизменная ценность отношений между поставщиком и клиентом.

Важность аутсорсинга

Пандемия вынудила компании все в большей степени полагаться на аутсорсинг, и как известно, поставщики технологий необходимы для цифровой трансформации. Согласно данным исследования, несмотря на то, что компании развивают свои собственные команды, они продолжат поддерживать связь с аутсорсерами услуг.

Проблемы, с которыми бизнес столкнулся в результате Covid-19, хорошо задокументированы. Пока большинство сотрудников на протяжении всего локдауна переходило на удаленную модель работы, поставщики услуг, особенно в аутсорсинговых центрах, таких как Индия и Филиппины, испытывали проблемы с интернет-подключением и сталкивались с другими препятствиями.

Но почти все опрошенные компании сообщили, что ИТ-поставщики по-прежнему поддерживают их. Например, они предоставляли краткосрочные финансовые льготы своим клиентам, особенно в тех отраслях, которые пострадали больше всего, таких как розничная торговля и финансовые услуги, где просьбы о пересмотре краткосрочных контрактов являются обычной практикой.

Как уже говорилось, Covid-19 ускоряет цифровую трансформацию, но при этом есть один нюанс. Как показал опрос BCG, компании подходят к трансформации более избирательно, откладывая некоторые ее элементы в основном потому, что не могут позволить себе сосредоточиться на них. 75% сняли с повестки дня или передвинули сроки реализации второстепенных проектов. 96% опрошенных компаний поведали, что после победы над пандемией хотят ускорить преобразования, которые являются критически важными для бизнеса. Поставщики услуг должны быть готовы к этой меняющейся динамике.

Пять шагов к улучшению партнерских отношений

Большинство принявших участие в опросе компаний оказались довольны работой поставщиков, но Covid-19 изменил взаимодействие между ними. Например, более 60% респондентов заявили, что они пересмотрят свои контракты, чтобы скорректировать цены, объем и способ поставок, что определенно добавит сложностей ИТ-аутсорсерам. Ниже приводятся пять шагов, которые позволят компаниям во взаимодействии с поставщиками услуг улучшить управление своей экосистемой аутсорсинга.

1. Фокус на устойчивости. Абсолютное большинство респондентов заявили, что у них есть план обеспечения непрерывности бизнеса. Это здорово, если только страна или регион не слишком зависимы от благ цивилизации. Но если глобальная сеть компании нарушается — как мы видели на протяжении всего 2020 г., — бизнес чувствует себя гораздо менее комфортно. Covid-19 показал, что устойчивость должна оставаться в повестке дня компаний на высоком уровне, и лучше всего для устранения любых пробелов подходят поставщики услуг.

2. Выборочное партнерство. Подавляющее большинство респондентов были удовлетворены работой своих поставщиков. Тем не менее, мы наблюдаем тенденцию, когда компании формируют более глубокие партнерские отношения с поставщиками. Это правильный подход: организация крупной экосистемы поставщиков требует больших затрат и сопряжена со сложностями, а селективное и глубокое партнерство гораздо более продуктивно.

3. Перспективные контракты. Компании должны попытаться изменить свои отношения с поставщиками, чтобы сосредоточиться на результатах, а не на капитальных расходах. Опрос показал, что 47% руководителей ожидают качественного, а не количественного роста контрактов. Точно так же на повестке дня снова оказались совместные предприятия, и 47% руководителей ожидают роста их количества.

4. Придерживайтесь программ цифровой трансформации. Акцент на цифровую трансформацию по-прежнему обоснованный, но в течение следующих двух лет руководители должны решить, в какие проекты трансформации они будут вкладывать ресурсы и капитал, а какие отменят или приостановят. При этом они смогут восполнить пробелы в возможностях и определить, с какими поставщиками они будут сотрудничать для достижения своих целей трансформации.

5. Закройте проблемы с нехваткой специалистов. Как показали данные опроса, открываются возможности для задействования внутренних ИТ-ресурсов компаний. Эту тенденцию можно обозначить как «селективный инсорсинг»: часть рабочих задач компании могут решить собственными силами, тогда как другие передаются на аутсорсинг и офшоринг. Шаги по привлечению в компанию специалистов продиктованы желанием снизить риск срыва проектов трансформации, в результате чего бизнесу придется полагаться на поставщиков услуг в тех областях, где он страдает от нехватки квалифицированных кадров. Тандемный подход по привлечению поставщиков услуг, которые расширяют внутренние возможности — тенденция, которая, вероятно, в ближайшие годы будет расти.

Как показывает опыт BCG, активное управление отношениями с поставщиками и экосистемами крайне важно. Это не означает наращивание количества поставщиков — речь об осознанной оценке потребностей бизнеса, так как Covid-19 сделал эти потребности более критичными. Бизнес-лидеры, которые уделяют внимание своим отношениям с поставщиками и инвестируют в них, преуспели во время кризиса Covid-19, и теперь пришло время сделать это остальным.