Полтора года назад компания G-Core Labs — один из лидеров международного рынка облачных сервисов со штаб-квартирой в Люксембурге — начала активную деятельность в России по предоставлению услуг публичного облака, анонсировав серьезные планы развития этого бизнеса в нашей стране. В тот момент никто не знал, что уже через месяц мир столкнется с самым значительным экономическим кризисом за последние 75 лет, который пока еще далек от завершения. О том, как развивалась облачная деятельность G-Core Labs в России и каковы ее виды на ближайшую перспективу, рассказывает руководитель направления облачных платформ компании Всеволод Вайнер.
Как вы оцениваете итоги вашего облачного бизнеса и рынка публичных облаков в целом за прошедшие полтора года?
Как вполне позитивные и позволяющие с оптимизмом смотреть на дальнейшее наше развитие в будущем. За 2020 год по облаку мы выросли в три раза, и это дает нам толчок к более масштабному расширению. Прежде всего, мы планируем увеличивать число своих облачных регионов: если в прошлом году у нас было пять локаций (Москва, Ашберн в США, Хабаровск, Люксембург, Сингапур), то в этом году мы хотим их количество довести до двадцати, в том числе два появятся в России (Екатеринбург и Новосибирск). В самое ближайшее время запустимся в Амстердаме и Франкфурте, затем в Токио и Мельбурне. Кроме того, в нынешнем году намереваемся существенно расширить спектр предоставляемого функционала и услуг.
Разумеется, 2020 год был очень сложным для всего мира, пандемия вполне логично сопровождалась серьезным экономическим кризисом, но в этих условиях ИТ в очередной раз показали свою растущую роль как в экономике, так и в повседневной жизни людей, доказав, что они являются важным инструментом, способствующим преодолению жизненных трудностей. По оценкам аналитиков, падение ИТ-рынка в целом было не таким значительным, как в других отраслях, а некоторые его сегменты даже росли опережающими темпами. Среди прочего это относится и к облачному направлению: только за один год объем рынка увеличился в денежном выражении более чем на 30 млрд. долларов — с 97 до 129 миллиардов. Для России эта тенденция тоже характерна, в прошлом году отечественный облачный рынок вырос почти на 20%, достигнув отметки в 100 млрд. рублей.
Но я думаю, что порой звучащий тезис «рост был обеспечен пандемией» не очень верен. Карантинные ограничения просто ускорили те тенденции, которые уже давно были видны и объясняются общей логикой развития современной экономики и передовых технологий. Более того, вполне возможно, что в отсутствие пандемии рост того же облачного направления был бы еще выше. В любом случае мы уверены, что после окончания эпидемии темпы роста публичных облаков не снизятся.
Вы вышли на российский рынок относительно недавно, когда он уже в существенной степени сформировался, тут уже было много местных облачных провайдеров, были представлены ведущие мировые поставщики. Как вам удалось так успешно вписаться в местный облачный ландшафт?
Отвечая на этот вопрос, я хотел бы подчеркнуть, что при выходе на новые географические рынки мы не стремимся впрямую конкурировать с уже работающими на них компаниями, не собираемся отбирать у них клиентов. Наша глобальная стратегия, которая реализуется и в России, заключается в том, чтобы ориентироваться на новые постоянного открывающиеся ниши использования облаков, на новые категории клиентов и новые классы задач. Например, в последние годы очень быстро развивается направление предоставления игровых услуг и доставки самого разнообразного медиаконтента, и сегодня именно эти клиенты составляют основную категорию наших пользователей.
Мы считаем одним из основных своих конкурентных преимуществ то, что мы предлагаем услуги не просто того или иного дата-центра, а именно глобальную географически распределенную сеть. Соответственно наши клиенты могут гибко расширять географию собственного бизнеса, используя наиболее подходящие для этого локальные дата-центры. Это, например, очень важно для международных компаний, которые выходят на российский рынок, или, наоборот, для российских, стремящихся выйти за пределы страны. Вообще-то, несмотря на успехи в повышении пропускной способности каналов связи, вычислительные ресурсы лучше иметь ближе к потребителю. Это очень важно для России с огромными размерами ее территорий. Именно поэтому второй дата-центр здесь мы открыли в Хабаровске, а появление центров в Новосибирске и Екатеринбурге позволит оптимально покрыть всю территорию страны.
В мировом же масштабе, как известно, есть еще важные вопросы трансграничного взаимодействия, которые во многом определяются спецификой национальных нормативных требований. Так вот, наши локальные дата-центры полностью отвечают законодательству конкретных стран, и своим клиентам мы оказывает дополнительные услуги по той или иной адаптации их собственных продуктов и услуг при выходе на новые для них географические рынки.
И еще: наша глобальная вычислительная сеть позволяет быстро распространять передовой опыт по разным регионам мира. Например, мы вместе с компанией Wagner Group создали платформу телемедицины для Люксембурга, разработав необходимое ПО для проведения консультаций пациентов и врачей и запустив выделенную облачную среду на площадке дата-центра EDH Tier 4. Сервис совместим со всеми популярными ОС и устройствами (смартфонами, планшетами, ноутбуками) и доступен для всех медицинских работников и жителей Люксембурга. Он был запущен в конце
Как развивается облако G-Core Labs с точки зрения инфраструктуры и возможностей?
Несколько лет назад мы запустили собственное облако — мультифункциональный виртуальный дата-центр, работающий в рамках моделей IaaS и PaaS, который позволяет быстро масштабировать ИT-инфраструктуру, ускорять разработку продуктов и сервисов и может работать в форматах как публичного, так и гибридного облака.
Наше облако интегрировано с нашей же мощной сетью класса CDN (Content Delivery Network), кластеры которой расположены более чем в ста точках присутствия на всех континентах мира, что позволяет добиваться времени отклика облачных сервисов в пределах 30 мс. Мы предоставляем любым компаниям, которые занимаются разработкой приложений, надёжную и мощную AI-платформу с поддержкой машинного обучения полного цикла.
Сейчас в развитии мы делаем упор одновременно на двух направлениях — прокачиваем виртуальную составляющую нашего облака и работаем над повышением производительности ресурсов. Для этого используем разные современные технологии взаимодействия ПО и «железа», в том числе bare metal. Эта технология позволяет заказчикам разворачивать любые приложения и сервисы на выделенных ресурсах. Мы стараемся избавить их от стереотипа, что bare metal — это неактуально или не гибко. Когда мы полностью перейдем на платформенные сервисы, где bare metal можно использовать как таргетинг для развертывания сервисов, то сможем уверенно заявить, что совершили переход к гибридной вычислительной модели. На данном этапе мы, по сути, предоставляем клиентам полный набор ресурсов, которые нужны им для решения различных бизнес-задач.
Мы стараемся своевременно решать вопросы соответствующей инфраструктуры. Например, в минувшем году мы провели модернизацию сразу, как только на рынок вышла линейка масштабируемых процессоров IntelXeonScalable второго поколения. Сейчас наши облачные сервисы работают на процессорах Intel Xeon Gold 6152, 6252 и 5220, а кэш-серверы CDN оснащены Intel Xeon Platinum. А в этом году мы присоединились к программе Earlyadopters корпорации Intel и одними из первых в мире начнём интеграцию процессоров Intel Xeon Scalable
Кроме того, мы значительно усовершенствовали наше облако с точки зрения безопасности. G-Core Labs первым среди провайдеров облачных сервисов в СНГ сделал доступной для своих клиентов опцию заказа виртуальных машин с поддержкой стандарта шифрования Intel SGX (Software Guard Extensions) — набора инструкций процессора для дополнительной защиты. Он позволяет приложениям создавать приватные области кода и данных, тем самым защищая их от внешних процессов и ПО. Стандарт Intel SGX гарантирует целостность и конфиденциальность вычислений на привилегированных уровнях, в том числе в операционной системе. Это означает, что никто из внешней среды, включая провайдера, не сможет попасть в эту область, даже если взломает облачные серверы. Технология пригодится компаниям любого масштаба, когда нужно усилить безопасность данных.
Например, у нас есть совместный проект с компанией Aggregion, которая решает задачу одновременной безопасной работы с ценными данными различных компаний. Делается это за счет собственных разработок на основе технологий распределённых баз данных, блокчейна и защищённых анклавов. Клиентами и партнёрами Aggregion являются такие компании, как Microsoft, Intel, образовательный холдинг Pearson, крупнейшие ритейлеры и маркетинговые агентства. Спрос на услуги Aggregion растёт, поступают запросы от клиентов на физическое расположение облака в определённых юрисдикциях — в каждой стране есть ограничения на работу с персональными данными. Поэтому они искали облачного провайдера с присутствием во всех стратегически важных для них регионах — в том числе в США, Евросоюзе и России. И наши виртуальные машины с поддержкой Intel SGX стали для них отличным решением. Благодаря ему они ускорили запуск своих сервисов для заказчиков из самых разных регионов.
Помимо этого наше облако успешно прошло сертификацию соответствия требованиям стандарта PCI DSS 3.2.1 в части хранения, обработки и передачи данных платежных карт. Это значит, что мы можем обеспечить в нашем облаке высокий уровень защиты персональной информации держателей карт компаний-заказчиков — финансовых организаций, онлайн-ритейлеров и вообще любого бизнеса, который принимает платежи с помощью карт.
Расскажите о каких-то интересных проектах, реализованных в вашем облаке.
Сегодня у нас более тысячи клиентов по всему миру — банки, ведущие мировые разработчики игр, операторы мобильной связи, медиакомпании, популярные интернет-магазины, ИT-стартапы и многие другие.
О проекте телемедицины в Люксембурге я уже упомянул, а вот другой пример, иллюстрирующий возможности нашего публичного облака, когда стоит задача ускорить тестирование новых продуктов для их вывода на рынок. С таким запросом к нам обратился крупнейший в мире издатель видеоигр — компания Wargaming, которая на тот момент уже пользовалась нашим хостингом, СDN и стриминговой платформой. Wargaming использует наше облако в двух вариантах: одна его часть интегрирована в периметр безопасности компании, а другая расположена за этим периметром, т. е. функционирует как классическое публичное облако.
Главные нагрузки внутренней части публичного облака связаны с разработкой и тестированием новых функций и сервисов проектов Wargaming, а с недавних пор началось использование этого облака и для выполнения продуктивных задач : например, недавно запустили ряд облачных виртуальных машин для работы «Калибра» — популярной бесплатной тактической онлайн-игры про спецназ, находящейся на стадии открытого бета-тестирования. К внешней части публичного облака компания обращается, когда ей оперативно нужен источник ресурсов вне собственного периметра безопасности, например, для совместной работы со внешними партнёрами.
Успешное развитие бизнеса всегда сопровождается теми или иными трудностями. Какие у вас возникали проблемы?
В основном трудности были связаны с возросшим спросом на наши сервисы. Свою роль в этом, конечно, сыграла пандемия и вызванные ею ограничения. Нужно было оперативно решать проблемы с поставкой «железа» и налаживанием его работы буквально на всех континентах мира. В целом нам удалось решить эти задачи, но логистика до сих пор остается сферой, требующей повышенного внимания. Часто бывает, что клиенту что-то нужно уже сейчас, а на рынке — недостаток соответствующих ресурсов.
Каковы планы развития вашего облака в видимой перспективе?
Помимо расширения географии сети наших дата-центров и увеличения их числа, о чем я сказал в начале, мы постоянно занимаемся внедрением новейших технологий, наращиванием функционала и услуг. В частности, уже сейчас хотим больше сосредоточиться на платформенных сервисах, потому что рынок готов к их активному использованию. Среди прочего планируем интегрировать облако с Kubernetes — открытым ПО для автоматизации развертывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления ими. Добавим также систему работы с большими данными на основе Hadoop-кластеров, базы данных, развертывание ресурсов по щелчку мыши и другие сервисы. Большое внимание уделяем возможностям предоставления клиентам ресурсов физических серверов и их интеграции с виртуальными ресурсами. Все эти решения, как и уже действующие сервисы, будут доступны в нашем едином личном кабинете облака.