Хотя облачные вычисления становятся все более распространенными в корпоративных ИТ, из виду часто упускается, что большинство компаний все еще находятся на относительно ранней стадии цикла внедрения. Вице-президент подразделения технического обслуживания Canonical Николас Димотакис рассказывает на портале InformationWeek о сложившейся ситуации.

В то время как одна компания, увидев перспективы облачных вычислений на ранних стадиях и пойдя ва-банк, продолжает внедрять передовые технологии, другая упорно цепляется за доминирующую модель онпремис-виртуализации и, несмотря на потенциальную экономию затрат и повышение эффективности, не выходит за рамки экспериментов с облаком. Сперва может показаться, что эти компании отличаются по размерам и работают в разных отраслях, но на самом деле обе они — гиганты и работают в одной и той же индустрии, оказывают финансовые услуги.

Несоответствие в принятии облачных технологий отнюдь не необычно. Я бы даже сказал, что это тенденция — об этом говорит мой опыт работы с множеством клиентов во всех отраслях. Предприятия всех уровней разделены на три лагеря: облачные инноваторы (cloud innovators), облачное большинство (cloud majority) и отстающие в облачной среде (cloud laggards).

Такая ситуация противоречит исследованиям, данные которых свидетельствуют о массовом переходе компаний в облака. Например, 88% респондентов прошлогоднего опроса O’Reilly «Cloud Adoption» заявили, что в той или иной форме используют облако и большинство из них в течение следующего года планируют увеличить масштаб его использования. Нет сомнений, что это правда. Облако — это бесспорно революционная тенденция, о чем свидетельствует прогноз Gartner. Исследователи компании подсчитали, что в этом году корпоративные расходы только на публичные облачные сервисы вырастут на 18,4% до 304,9 млрд. долл. по сравнению с 257,5 млрд. долл. в 2020 г. Определенно, сегодня почти все компании если не внедряют облачные технологии, то по крайней мере планируют это сделать.

Но в то время как облачные вычисления становятся все более распространенными в корпоративных ИТ, из виду часто упускается то, что большинство компаний все еще находятся на относительно ранней стадии цикла внедрения. Исходя из опыта работы с клиентами, к категории отстающих я бы отнес 60% компаний, незначительные 10% — инноваторы, а остальные 30% находятся где-то посередине. Понять истинное состояние облачного внедрения во всем мире важно, потому что это показывает, что рынок, каким бы огромным он ни стал, все еще имеет много возможностей для роста. Но что еще более важно, компаниям полезно иметь реалистичное представление о том, на какой стадии внедрения облака они находятся и куда им двигаться дальше.

Следует подробнее рассмотреть каждый из трех уровней внедрения, каковы их основные проблемы и какие конкретные действия могут предпринять компании, чтобы стать более зрелыми в облаке, т. е. нативными облачными организациями.

Отстающие. С точки зрения ИТ-архитектуры эти компании не сильно отличаются от тех, какими они были 10 или 15 лет назад. Они по-прежнему выступают владельцами большей части аппаратного и программного обеспечения и работают в дата-центрах онпремис. Большая часть их инвестиций направлена на широкое использование виртуализации, они лишь делают первые шаги в направлении предоставления вычислительных услуг по требованию и к самообслуживанию в публичных облаках. Компании из категории отстающих только начали «погружаться» в облако, переведя туда небольшое количество производственных рабочих нагрузок и DevOps-деятельность. Причина их неторопливости может крыться в проблемах с безопасностью, регулированием, отсутствием опыта или просто связана со страхом перемен.

Онпремисная инфраструктура является дорогостоящей в управлении и обслуживании, ее невозможно масштабировать в зависимости от требований к использованию, как это происходит в облаке. В то время как ее применение по-прежнему может иметь смысл для некоторых организаций, быстрые темпы цифровой трансформации требуют, чтобы пользователи облачных технологий, подключившиеся к ним на поздних стадиях, имели четкий план использования облака для улучшения своего бизнеса. Эти компании должны сделать две вещи. Во-первых, определить, какие приложения и рабочие нагрузки можно легко перенести в публичное облако. Во-вторых, любая организация с 500 или более виртуальными машинами в своих ЦОДах должна развернуть частное облако типа OpenStack, управляемое опытным поставщиком услуг, чтобы снизить стоимость и сложность онпремис-инфраструктуры.

Таким образом, компания может продлить срок своих инвестиций, но получить облачную функциональность и гибкость онпремис при предсказуемых гарантированных затратах. Причина этого заключается в том, что внедрение собственной облачной инфраструктуры и запуск ее на полную мощность могут обеспечить значительную экономию по сравнению с непредсказуемыми затратами на публичное облако. Эти переходные шаги могут помочь отстающей компании освоиться с технологией и начать прокладывать путь для ее более широкого внедрения.

Большинство. Эти предприятия уже в облаке. Они перенесли туда многие из своих рабочих нагрузок, но также по-прежнему поддерживают значительную часть онпремис-инфраструктуры, накладные расходы на управление которой могут быть проблемой. Что мешает этим организациям двигаться быстрее? Часто это переменные публичного облака, то есть его непредсказуемость. Хотя переход на подписку снижает капитальные затраты, существует множество переменных в облачных ценах, которые могут увеличить ежемесячные расходы за пользование облачными службами.

Эти компании должны стремиться к контейнеризации своих приложений и всего, что необходимо для выполнения рабочей нагрузки, чтобы снизить интенсивность потребления инфраструктуры в публичном облаке, тем самым снижая затраты. Такие платформы, как Kubernetes, помогают автоматизировать процесс развертывания и масштабирования приложений. Компании этой категории также должны подумать о применении гибридного облака — сочетание публичного и частного (онпремисного) облака, которое предлагает фиксированные затраты (преимущество частного облака) и универсальность и гибкость (преимущество публичного облака). Чтобы подобрать лучшие цены, нужно выбрать более одного поставщика публичного облака.

Инноваторы. Эти компании — лидеры, они перенесли большую часть своих рабочих нагрузок в облако, внедрили гибридное облако и контейнеризацию. Ранее я подсчитал, что к этой категории относятся 10% компаний. Какие следующие шаги им нужно предпринять? Несмотря на то, что они автоматизировали уровень инфраструктуры через облако, им необходимо все больше использовать его на уровне приложений. Следующий шаг снижения сложности — переход к операторскому фреймворку для автоматизации развертывания и эксплуатации своих приложений. Основной областью внимания для новаторов должно стать устранение как можно большего количества ручных процессов при развертывании и интеграции приложений. Что касается внедрения облачных технологий, то при правильном планировании и выполнении в ближайшие месяцы и годы границы между этими тремя категориями компаний начнут размываться.