Х5 Retail Group — ведущая компания современной розничной торговли, управляющая сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», которые в общей сложности насчитывают более 17 000 магазинов. География расположения торговых точек и распределительных центров охватывает 66 регионов России.
Розница — одна из самых передовых отраслей экономики, где жизненно необходимо широко применять методы анализа больших массивов данных, способствующие улучшению качества услуг, снижению операционных расходов и в конечном итоге — повышению конкурентоспособности.
В Х5 Retail Group с помощью Biplanum успешно реализована задача по автоматизации факторного анализа транспортной логистики Торговой сети «Пятерочка». В качестве платформы автоматизированной системы выбрано решение IBM Planning Analytics, уже используемое в компании для бюджетирования, стратегического планирования и скользящего прогнозирования.
В ходе реализации проекта совместной команде Х5 Retail Group и Biplanum удалось автоматизировать ежемесячный процесс подготовки отчётов о влиянии факторов на транспортные логистические затраты, а именно:
- анализ транспортных затрат нераспределенной логистики диспетчерских центров по типам перевозки, тоннажей, собственности транспорта, распределительных центров, зон доставки;
- анализ транспортных затрат распределенной логистики магазинов по типам перевозки, тоннажей, собственности транспорта, диспетчерских и распределительных центров, зон доставки;
- агрегированный анализ транспортных затрат распределенной логистики магазинов на основе выручки, себестоимости, централизации, маржинальности, оборота по типам перевозки и диспетчерских центров.
Реализованный подход факторного анализа предполагает разделение расчётов в зависимости от типов перевозки исходя из выстроенных бизнес-процессов. В связи с этим был разработан механизм выделения типов перевозки на межфилиальные и внутрифилиальные поставки, распределительный центр, 3PL, первое и второе плечо КДК. На основе выявленных драйверов, влияющих на транспортные логистические затраты, в системе реализована математическая модель расчёта, включающая в себя более 20 объёмных, структурных, ценовых и прочих факторов, рассчитываемых методом цепных подстановок.
В ходе проекта для обеспечения системы факторного анализа нормативно-справочной информацией, плановыми и фактическими данными были разработаны механизмы интеграции со смежными системами, реализованными на платформах IBM, SAP и Teradata.
Несмотря на обработку большого количества детальных значений и высокую сложность реализованных алгоритмов расчёта, система остается гибким и быстрым инструментом, позволяющим в режиме реального времени производить вычисления и строить отчёты на основе загруженных данных, а также содержит набор необходимых функций, таких как:
- оценка уровня затрат на транспортные услуги логистики на основе факторов с глубокой детализацией;
- оценка влияния факторов на величину транспортных затрат;
- анализ данных по новым зонам и направлениям доставки;
- анализ данных по временным периодам — месяц к месяцу, квартал к кварталу, год к году;
- анализ данных по смоделированным сценариям: план — факт, прогноз — факт, факт — факт;
- набор визуальных отчётов и представлений, построенных на расчётных данных реализованной системы;
- оптимизация затрат с учётом рассчитанного результата по факторам.
По итогам проекта менеджмент компании, отвечающий за эффективность логистических процессов, получил современный инструментарий факторного анализа, позволивший:
- значительно сократить время и трудозатраты на ежемесячную подготовку факторного анализа логистики;
- существенно увеличить детализацию и достоверность данных, используемых для подготовки факторного анализа;
- принимать оперативные управленческие решения, опираясь на автоматически формируемую отчетность в режиме реального времени.
Людмила Горохова, Директор департамента по управлению эффективностью деятельности торговой сети «Пятёрочка»:
«Перед нами стояла задача автоматизировать процесс расчёта и графического представления факторов, влияющих на транспортные затраты торговой сети. В качестве партнёра мы выбрали компанию Biplanum, с которой успешно сотрудничаем уже более пяти лет. В ходе проекта Biplanum вновь доказал свой профессионализм и полное погружение в задачу и бизнес-процессы.
Благодаря внедрению автоматизированной системы мы получили продукт высокого качества, отвечающий всем заявленным требованиям. Наши менеджеры особенно отметили удобный и дружественный интерфейс IBM Planning Analytics, возможность проводить анализ онлайн по необходимым аналитикам, скорость работы и достоверность получаемых данных.
Приятно сознавать, что платформа IBM Planning Analytics, выбранная нами 5 лет назад для целей планирования и бюджетирования, получила в компании развитие как инструмент для анализа, что открывает новые перспективы дальнейшего использования».
Игорь Фролов, управляющий партнёр компании Biplanum:
«Наше сотрудничество с Х5 Retail Group длится уже более пяти лет, и мы всегда с большим интересом берёмся за новые совместные задачи. Этот проект не стал исключением. С учётом масштаба торговой сети „Пятёрочка“, сложности реализованных расчётов, высокой детализации данных и жёстких требований к скорости и производительности без преувеличения скажу, что этот проект уникален для российского рынка.
Я искренне рад, что нашей совместной команде удалось реализовать всё задуманное и итоговый результат полностью соответствует первоначальным ожиданиям».