ПО на основе искусственного интеллекта для мониторинга и управления ИТ-операциями (Artificial Intelligence for IT Operations, AIOps) — из разряда тех инструментов, которые позволяют упростить управление сетью и инфраструктурой. Опрошенные порталом InformationWeek эксперты рассказывают о преимуществах AIOps, а также об особенностях его внедрения.

По мере того как сети и инфраструктуры дата-центров становятся все более мощными, управление ими становится сложнее. Но, возможно, вскоре эту ситуацию можно будет исправить. AIOps значительно облегчит жизнь командам дата-центров, повысив эффективность операций с помощью аналитики и технологий машинного обучения. Платформы AIOps работают на основе больших данных, собирая разнообразные данные об ИТ-операциях с различных инструментов и устройств, чтобы автоматически выявлять проблемы и реагировать на них в режиме реального времени. Благодаря тому, что AIOps продолжает доказывать свою востребованность, его популярность растет. Недавно Gartner выпустила отчет, где говорится, что к 2023 г. свои инструменты мониторинга приложений и инфраструктуры средствами AIOps дополнят 40% DevOps-команд.

Снижение давления

В основе AIOps лежит способность анализировать оповещения и события, обеспечивая при этом автоматизированное оперативное реагирование, направленное на поддержание работоспособности, безотказности и производительности ИТ-сервисов и решений. «AIOps помогает выявлять ложные срабатывания, объединять уведомления по всей экосистеме, а также прогнозировать и предотвращать сбои до их возникновения, — пояснил Росс Акерман, руководитель отдела NetApp. — Возможности AIOps чаще всего проявляются в виде прогнозной аналитики с автоматизированными проактивными действиями, выявляющими и предотвращающими проблемы до того, как они произойдут с сервисами или целыми решениями».

В сложных средах автоматизация обычно требует интеграции нескольких ИТ-систем. «AIOps может стать одним из способов повышения прозрачности и стабильности рабочих нагрузок, — говорит Раджив Мирани, технический директор Nutanix. — AIOps анализирует данные в масштабе и дает представление о том, как инфраструктура и операционные команды могут действовать дальше».

По словам директора по трансформации ИТ в области управления приложениями компании Capgemini North America Прасанны Велаюдхама, ИТ-руководители испытывают значительное давление из-за требований повышения цифровых возможностей и производительности в рамках реализации программы цифровой трансформации. «В ситуации, когда компаниям требуется повысить скорость выхода на рынок без ущерба для работоспособности и доступности систем, у ИТ-лидеров не остается другого выбора, кроме применения передовой аналитики и сквозной автоматизации, — сказал он. — Они требуются для достижения проактивного и предиктивного выявления проблем и их устранения, что повышает производительность систем. Сочетание понимания и управления клиентским опытом с AIOps повысит возможности ИТ-отдела выше ожиданий».

Множество выгод

ИТ-команды тонут в бассейнах и озерах сетевых и системных событий, предупреждений и уведомлений, что связано с быстрорастущим числом инструментов мониторинга и оповещения сетей и систем. Сегодня почти 25% крупных предприятий обладают восемью или более инструментами мониторинга, установленными для обеспечения целостного видения, отметил Акерман. «При наличии большого числа инструментов появляется множество не связанных между собой предупреждений и событий, которые ИТ-поддержка должна отслеживать и реагировать», — заметил он.

AIOps предлагает организациям возможности для повышения производительности ИТ-команды и снижения затрат, одновременно укрепляя общую стабильность и устойчивость бизнеса. Технология дает возможность получить глубокие знания о клиентском опыте. «AIOps привносит в операционную деятельность прогностические способности, чтобы организации могли адаптироваться к изменениям, — сказал Велаюдхам. — Автоматизируя рутинную работу и извлекая из больших массивов данных сведения, которые невозможно просеять вручную, AIOps тем самым повышает эффективность работы ИТ-команды». Применяя стратегический и вдумчивый подход к автоматизации ИТ, предприятия также могут ускорить свою цифровую трансформацию. «Автоматизация ИТ позволяет избавиться от рутинных, выполняемых вручную задач, освобождая ИТ-команду для решения стратегических задач, повышая ее значимость для бизнеса», — сказал Мирани.

Как начать

Количество поставщиков AIOps быстро растет. Этот факт должен облегчить внедрение AIOps, но он также создает путаницу для потенциальных клиентов, поскольку им приходится разбираться в различных инструментах и подходах. Еще одна проблема, с которой сталкиваются потенциальные пользователи, — это качество различных типов собираемых данных, таких как журналы и метрики, генерируемые унаследованными приложениями, а также использование всех этих данных. «Переход к корпоративному AIOps для многих предприятий окажется непростой задачей», — предупреждает Велаюдхам.

Перед тем, как начать работу с AIOps, Мирани советует обучить команды и ввести их в курс дела относительно новейших возможностей ИИ и МО: «Не пытайтесь срезать углы в обучении; обучение вашей команды имеет решающее значение для того, чтобы все были на одной волне». Он отметил, что наибольший эффект приносит запуск одиночных начальных проектов. «Проанализируйте задачи или рабочие нагрузки, которые требуют больше всего ресурсов и времени. Это поможет определить приоритеты ваших усилий в плане внедрения AIOps, — советует он. — Когда вы будете реализовывать крупные и более сложные проекты, ваша команда уже будет располагать передовым опытом, который поможет оптимизировать общую стратегию».