Недавний опрос показал, что лидеры в области данных все больше сосредотачиваются на их использовании в двух направлениях: как генератор дохода и как решение проблем маркетинга и продаж, пишет на портале eWeek Майлз Суер, директор по маркетингу решений компании Alation.

Мудрые бизнес-мыслители уже давно утверждают ценность ориентированности на данные. Организации, ориентированные на данные, демонстрируют более эффективное принятие решений, предоставляют улучшенный клиентский опыт и обеспечивают повышенную операционную эффективность.

Предприятия, ориентированные на данные, также могут получить большую отдачу от использования искусственного интеллекта. Марко Иансити и Карима Лахани в своей книге «Конкуренция на основе ИИ» («Competing on AI») утверждают, что ИИ заново изобретает «современную фирму, где процессы оцифрованы и поддерживаются фабрикой ИИ, которая рассматривает принятие решений как промышленный процесс». Целью, по их словам, является «фабрика ИИ, которая создает позитивный цикл вовлечения пользователей, сбора данных, разработки алгоритмов и их совершенствования». Таким образом, данные являются основой будущего бизнеса.

На каком же этапе сегодня находится бизнес на пути к тому, чтобы стать ориентированным на данные? Недавнее исследование, проведенное компанией Wakefield Research и представленное в отчете «Q2 2021 Alation State of Data Culture Report», показало, что лидеры в области данных все больше сосредотачиваются на их использовании в двух направлениях: в качестве генератора доходов и в качестве решения проблем маркетинга и продаж.

Эти выводы отражают явные изменения в том, как данные используются сейчас, по сравнению с началом кризиса COVID-19.

Нацеленность на рост

CDO и CIO сфокусированы на росте. Согласно отчету, 63% опрошенных специалистов по данным считают, что их директора по данным и ИТ направляют инвестиции в данные для обеспечения роста бизнеса. CIO неоднократно говорили мне, что они хотят, чтобы их оценивали так же, как оценивают их CEO. Результаты исследования показывают, что руководители в области данных и их организации также сосредоточены на возрождении и подъеме. Среди других ключевых факторов, побуждающих инвестировать в инициативы в области данных, можно назвать следующие:

  • цифровая трансформация;
  • доверительные отношения с клиентами;
  • нормативно-правовое регулирование и комплаенс;
  • операции и эффективность;
  • продуктовые инновации.

Несомненно, многие из них взаимосвязаны. Например, цифровая трансформация, близость к клиентам и продуктовые инновации имеют тесную взаимосвязь, что влияет на возрождение и подъем. Важно отметить изменение фокуса, поскольку на первый план вышел рост, вытеснив ключевые факторы инициатив в области данных эпохи начала пандемии, которыми были сокращение и поддержание. CIO Университета Делавэра Шэррон Питт описывает прошедший год как «более оперативный, более реактивный, более продуктивный, более перспективный благодаря изменению культуры».

Культура снова меняется. Теперь лидеры сосредоточены на росте и понимании клиентов, подпитываемых данными. Учитывая нацеленность на дальнейший рост, неудивительно, что 61% руководителей в области данных называют продажи и/или маркетинг главными сторонниками инициатив в области данных и аналитики. ИТ-директор Southern Company Мартин Дэвис недавно заявил, что «руководители должны быть полностью вовлечены в общение и связаны со своими бизнес-клиентами».

Данные как фактор, определяющий «право на победу»

Отчет демонстрирует, что быть ориентированным на данные выгодно, поскольку стратегия работы с данными является ключевой для бизнеса; те, у кого есть перспективное «право на победу» («Right to Win»), с гораздо большей вероятностью сделают данные центральным элементом принятия решений. Право на победу — способ мышления, основанный на бизнес-возможностях, — означает, что шансы компании на успех на рынке выше, чем средние.

Организации с культурой работы с данными превосходят те, у которых ее нет. В частности, в отчете говорится, что 75% компаний с культурой работы с данными высшего уровня достигают или превышают целевые показатели доходов. Профессионалы в области данных также утверждают, что отстающая культура данных негативно влияет на итоговые показатели, инновации, отчетность и прогнозирование.

Сделать данные частью вашего «права на победу»

В ходе исследования также были определены основные проблемы, которые, по мнению организаций, им необходимо преодолеть. К ним относятся разрозненность данных и недостаточная демократизации данных в таких областях, как самообслуживание, «гражданская» работа с данными и культура работы с данными.

CDO и CIO должны сыграть большую роль в преодолении этих проблем. Они могут начать с определения ключевых терминов. Бывший ИТ-директор StarCIO Айзек Саколик говорит: «CIO должны изменить культуру, определив, что означает „управляемость данными“ для компании, и возглавить предоставление возможностей самообслуживания и управления данными».

Проблем много. Хотя CIO и CDO утверждают, что они сосредоточены на управлении и монетизации данных, 9 из 10 специалистов по данным (91%) говорят, что их компания пытается найти баланс между «нападением и обороной» — между созданием условий для роста бизнеса и обеспечением его защиты.

Как же организациям улучшить работу с данными? Как сделать так, чтобы управление данными перестало быть рутиной? Согласно результатам исследования, обеспечение управления в точке использования данных неизменно занимает первое место среди инициатив, которые руководители в области данных осуществляют для развития культуры данных. На втором месте — особое внимание расширению сотрудничества между командой специалистов по данным и аналитиков и бизнесом.

К числу основных проблем, которые, по мнению организаций, им необходимо решить, относятся:

  • приобретение аналитических навыков и расширение круга специалистов;
  • качество данных, демократизация данных;
  • разрозненность данных;
  • сбор и объединение данных.

Разрозненность данных — обычное дело. По словам главного научного сотрудника Школы менеджмента Слоана при MIT и Центра исследований информационных систем (CISR) MIT Жанны Росс, «CISR обнаружил, что только 28% существующих компаний успешно перешли на цифровые технологии». 51% из тех, кто не преуспел, страдают от разрозненности данных, а 21% — все «в пластырях и клейкой ленте».

Поэтому неудивительно, что, как следует из отчета, CDO и CIO сфокусированы на инициативах в области данных, в которых особое внимание уделяется качеству данных, управлению данными, продвинутой аналитике и ИИ, а также другим элементам конвейера данных. Без качественных, управляемых данных бизнес не сможет развиваться.

Напутственные слова

Данные могут обеспечить глубокий уровень понимания клиентов. По словам Жанны Росс и Мартина Мокера из CISR, победители в цифровую эпоху обладают «вездесущими данными, а это значит, что они не гадают, чего хотят клиенты, кто они и лояльны ли они». Для большинства унаследованных организаций это все еще является целью, а не реальностью. Для их руководителей в области данных задача номер один — фиксация данных, а с отличными данными они смогут перейти к обеспечению роста доходов в условиях все более цифровой экономики.