Гибридное облако, мультиоблако — облачные вычисления достигли пиковой сложности и вот уже многие клиенты облачных провайдеров начали сетовать, что работа в облаке перестает быть комфортной. Решение о смене облачного провайдера никогда не бывает легким, но изменения часто неизбежны. Опрошенные порталом InformationWeek эксперты дают советы, как правильно выстраивать с ними отношения.

Ваш облачный провайдер не оправдывает взятых на себя обязательств. Значит ли это, что пора переходить к другому провайдеру? Точное понимание того, когда это нужно делать, требует тщательных раздумий, анализа и планирования. «Клиентам важно четко донести до поставщика услуг свои ожидания и сообщить ему, почему они не оправдались», — говорит Бриттани Хэм, руководитель глобальных цифровых услуг поставщика профессиональных сервисов Kalypso (подразделение Rockwell Automation).

Ключевые показатели

Облачные провайдеры существуют для того, чтобы зарабатывать деньги, помогая клиентам и удовлетворяя их потребности, «поэтому если вы сомневаетесь в обещанном уровне обслуживания, важно определить первопричину, — считает она. — Ключевым признаком того, что поставщик не отвечает вашим ожиданиям, является то, что вам становится сложнее работать».

Анализ ключевых показателей эффективности (KPI) и выполнения соглашения об уровне обслуживания (SLA) в сочетании с оценкой эффективности управления позволяет выявить ранние признаки того, что поставщик не выполняет свои обязательства, говорит Берни Хокер, партнер и лидер по трансформации корпоративных облаков консалтинговой компании ISG. Если этот анализ указывает на проблему, нужно четко объяснить провайдеру, в чем она заключается. «Клиенты, которые устанавливают четкие ожидания от своих поставщиков услуг, могут скорректировать курс на ранних этапах и смягчить будущие потенциальные проблемы», — объясняет он.

Многие предприятия вооружились стратегиями нативного облака, ошибочно полагая, что работа в нем всегда лучше и дешевле. Как правило, если они не провели должной экспертизы и не увязали условия контракта с обеспечением соответствия требованиям, это приводит к губительным последствиям, отмечает Хокер: «Прыжок в облако без тщательного анализа может привести к „облачному хаосу“ с превышением бюджета, привязкой к одному поставщику, дорогой и негибкой архитектурой, отрицательной рентабельностью инвестиций и многим другим. Появление мульти- и гибридных облачных сред усложняет облачную инфраструктуру компании, поэтому нужно учитывать их влияние на производительность всей экосистемы».

Смена партнеров

Переход к другому облачному провайдеру вряд ли будет простым. Автоматизация, реорганизация, реинжиниринг, устранение технических недостатков или даже миграция в другое облако — все это может потребоваться, чтобы вернуть облачные операции организации в нормальное русло, утверждает Юрий Губин, CIO компании DataArt. Однако даже этих мер может быть недостаточно. «Если вы перейдете в другое облако с тем же мышлением, процессами и технологиями, вы лишь повторите то, что создали раньше, и через год или два вернетесь к тому, с чего начали», — предупреждает он.

Быстрые и импульсивные действия при переходе на другую облачную службу — это неправильный способ действий, говорит Хэм: «Начните с тестирования и проверки новых поставщиков, чтобы убедиться, что ваш выбор соответствует потребностям вашей организации, способствует достижению ваших бизнес-целей и что поставщик четко понимает ваши потребности».

Диктовать целесообразность перехода к другому провайдеру должна общая облачная стратегия организации. «Первым шагом должен стать целостный взгляд на гибридную мультиоблачную среду, — рекомендует Хокер. — Исходя из логики базовых потребностей можно решить, какие части инфраструктуры и обязанности следует передать новому облачному провайдеру».

Прежде чем подписывать контракт с ним, ИТ-руководители предприятия должны оглянуться назад и еще раз продумать свою облачную стратегию. «Проанализируйте ее на предмет рабочих нагрузок и их выполнения в облаке, — советует Хокер. — Определите, применяете ли вы целостный подход к проектированию облака, непрерывной миграции и операциям „второго дня“ (Day 2) и, если требуется, к управлению всей гибридной мультиоблачной средой через единую панель. Исходя из этой стратегии, вам возможно потребуется нарастить объем услуг, которые предоставляет провайдер, или прибегнуть к их комбинированию».

Переход к облаку также должен сопровождаться хорошо продуманным планом действий. Важно, например, создать команду инженеров по надежности, которая сможет спроектировать облачную платформу для обеспечения максимальной доступности системы, полагает Губин. Помимо этого важную роль играет сравнение затрат между бывшим и новым провайдером. «В большинстве случаев, когда клиенты недовольны своим облаком, это происходит потому, что оно слишком дорогое. Чем выше затраты, тем более заметной становится любая проблема», — сказал он.

В заключение

По словам Хэм, наличие взаимопонимания и поддержание открытой связи с облачным провайдером на протяжении всего цикла отношений значительно повышает шансы, что ожидания организации оправдаются. «Тем не менее, ваши потребности постоянно меняются, поэтому вполне справедливо задаться вопросом, удовлетворяет ли их облачный провайдер сегодня и сможет ли он это делать в будущем», — заключила она.