Если вы ежемесячно просматриваете счета за пользование облачными услугами, и радостно потираете ладони, полагая, что вам удалось здорово сэкономить за счет отказа от затрат на поддержку онпремис-решений, то недавний отчет венчурной компании Andreessen Horowitz быстро вернет вас в суровую реальность, пишет на портале The New Stack соучредитель и CEO Zesty Максим Меламедов.

Эксперты Andreessen Horowitz тщательно проанализировали цифры общей стоимости владения облаком по сравнению с онпремис-системами и поделились отрезвляющим выводом: «Если вы работаете в масштабе, стоимость облака может как минимум удвоить ваши расходы на инфраструктуру».

В чем парадокс облаков

Давайте немного разберемся, что именно авторы доклада пытались донести до нас, заявив, что они все же не сторонники облачной репатриации (обратный перенос приложений из облака в локальный ЦОД) и признают «невероятную ценность предложения» мгновенно доступной в масштабе инфраструктуры. Парадокс по сути отражает зрелость бизнеса той или иной компании.

Для стартапа облако — это идеально мягкая посадка. Во-первых, для него оно означает нулевые капитальные затраты и только операционные затраты. Другими словами, стартапу не нужны крупные первоначальные инвестиции, поскольку он фокусируется на операционных расходах по модели подписки «как услуга», а не на капитальных затратах, требующихся при создании собственной инфраструктуры.

Во-вторых, опытный облачный провайдер, обслуживающий инфраструктуру от его имени, ограничивает необходимость привлечения штатных разработчиков и инженеров, и новоиспеченная компания получает доступ к огромному количеству легкодоступных облачных приложений для создания основного продукта или услуги. Когда этот стартап превращается в нечто более крупное и стабильное, и его первоначальные инвестиции должны перейти в постоянную прибыль, все становится немного сложнее. Чем больше он масштабирует свое облако, тем больше инженеров ему нужно принять на работу для управления им. Рынок все больше ориентируется на облака, поэтому он испытывает серьезный дефицит квалифицированных кадров, которые обладают специализированными (в данном случае облачными) навыками и претендуют на большую зарплату.

По мере того, как многие компании расширяют масштаб использования облачных технологий, начиная с хранения данных, вычислений, резервного копирования и заканчивая продуктами SaaS или безопасности, они начинают чувствовать себя так, как будто доверили облачному провайдеру свой кошелек. Это происходит потому, что расширение бизнеса, привлечение новых клиентов и создание новых функций требует все большего количества вычислительных ресурсов для управления масштабом. В то же время набранная скорость роста усложняет поиск альтернативного пути без ущерба для непрерывности бизнеса. Кроме того, в конечном итоге ваш поставщик ориентирован на собственную прибыль и рост; AWS, например, имеет комфортную маржу на облаке порядка 30% в год.

Взгляд на общую картину

Итак, всегда ли облако является наиболее экономически эффективным вариантом? Безусловно, оно поможет сэкономить на начальных затратах, но по мере расширения бизнеса компания может обнаружить, что ее расходы также начинают расти. Тогда следует задать себе другой вопрос. Даже если облако — самый экономически выгодный вариант, подходит ли оно для вашего бизнеса? Если вы перешли на облачные технологии или только начали свой путь к ним, снижение затрат, вероятно, было одним из многих пунктов вашего контрольного списка. Оказывается, вы не сможете получить всех выгод. Спросите себя: какие еще преимущества дает вам облачная среда?

Для одних компаний это быстрая доставка новых функций и обновлений с помощью конвейера DevOps, который в 10 раз быстрее, чем в среде онпремис. Для других — душевное равновесие, которое приходит с масштабированием по требованию для удовлетворения пикового трафика, сезонного спроса или внезапной вирусной маркетинговой кампании. Возможно, это гибкость, простота интеграции, уверенность в модели разделяемой ответственности за безопасность или другие причины, по которым облако остается единственной свободной от пандемии зоной, прогнозируемый рост которой в этом году составит 23%.

Есть ли способ получить все это?

Если эти преимущества важны для вас, то для того, чтобы усадить всех этих пассажиров и добиться оптимизации затрат, вам нужно отказаться от водительского кресла. Если вы решитесь на это, то, похоже, для вас это разумная и обоснованная стратегия. Однако это не освобождает вас от необходимости сокращать расходы на облака. Возврат инвестиций очень важен, поскольку исключает бессистемные расходы на облачную среду, которые не подтверждены документально. Если репатриация вас не устраивает, но вы хотите избежать лишних расходов на текущую облачную стратегию, вот несколько советов, которые помогут это сделать.

Избавьте инженеров от повторяющихся и рутинных задач. Вы приложили столько усилий для найма инженеров только для того, чтобы они решали рутинные задачи по управлению облаком? Дайте им возможность раскрыть себя на более важных направлениях (подсказка: это стратегия, принятие решений и поддержка клиентов), и ищите способы добавить искусственный интеллект и автоматизацию к задачам, которые лучше всего подходят для роботов.

Составьте стратегию управления FinOps. Сопоставьте имеющийся объем применения облачных ресурсов и расходов на них, а затем задействуйте инструменты бизнес-аналитики, чтобы раскрыть скрытые тенденции и закономерности. Далее вы можете составить основанный на данных бюджет для оптимизации облачных вычислений, включая изменение в дизайне системы, пересмотр архитектуры, сторонние эффективные решения и даже репатриацию, если это имеет смысл.

Используйте доступные вам инструменты оптимизации затрат. Andresson Horowitz отмечает, что разумное распределение скидок за обязательное, например, зарезервированных экземпляров, может значительно снизить расходы на облако. Этого также можно добиться за счет использования сторонних инструментов оптимизации, которые, по ее данным, позволяют снизить расходы на облако от 10 до 40%.

Сделайте расходы на облако измеримым KPI. Самое главное, не рассматривайте «любые затраты на облако» как необходимые расходы. Вместо этого рассматривайте их как показатель, за который отвечает вся организация. Установите стимулы для разумного мышления, которое сокращает расходы, создайте цели и этапы, чтобы не терять фокус, и требуйте внимания всех отделов к отслеживанию и управлению облачными расходами.