Большинство компаний по-прежнему рассматривают метавселенную (metaverse) как футуристическую технологию, но CIO самое время приступить к планированию своих стратегий по ее освоению, советует на портале TechRepublic президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет.

По оценкам Bloomberg, к 2024 г. объем рынка метавселенной может вырасти до 800 млрд. долл., а Facebook даже изменила свое название на Meta, чтобы извлечь выгоду из этой новой технологии. Метавселенная — это совокупность иммерсивных онлайн-технологий, включающих виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и интерактивное видео.

На корпоративном уровне CIO уже обращают внимание на метавселенную, но большинство из них занимают выжидательную позицию, направляя свои усилия на более активное внедрение искусственного интеллекта для содействия инновациям и цифровизации.

Пока еще не совсем понятно, как эта технология может изменить корпоративные бизнес-процессы и даже то, как компании ведут бизнес. Главное, как и в случае с большинством новых технологий, посмотреть, где метавселенная уже работает. Ниже приводится несколько практических примеров ее применения в бизнесе.

Мебельные компании позволяют покупателям помещать предметы мебели в виртуальные модели своих домов, чтобы увидеть, как они впишутся в интерьер; компании по продаже недвижимости проводят виртуальные экскурсии по выставленным на продажу домам; розничные продавцы одежды позволяют своим клиентам виртуально примерять обувь и одежду перед покупкой. Во всех случаях визуализации позволяют покупателям опробовать физический товар в виртуальной вселенной, прежде чем они его приобретут.

Цифровые двойники — компьютерные программы, которые используют данные реального мира для создания виртуальных симуляций, позволяющих предсказать работу продукта или процесса. Они используются при разработке новых продуктов, моделировании производственных процессов и авиакосмических полетов. Симуляции экономят время, затрачиваемое на разработку и опробование физических моделей, и позволяют предсказать точки отказа в моделях и процессах, которые могут быть исправлены в цифровом и архитектурном виде еще до их физического создания.

VR применяется в медицине для терапевтического обезболивания. Надев на пациента VR-гарнитуру, реагирующую на движения, пациент попадает в 360-градусный виртуальный мир, который отвлекает мысли человека от боли. С помощью VR пациент может взаимодействовать со своим виртуальным миром. AR используется в строительных и архитектурных проектах, чтобы предвидеть (и обойти) нестыковки, которые могут возникнуть между проектированием и реальным строительством. AR накладывает предлагаемый дизайн на существующее пространство с помощью мобильных устройств и 3D-моделей.

Хотя для большинства CIO метавселенная все еще остается футуристической концепцией, полезно изучить существующие сценарии ее применения, где она уже продемонстрировала свою пригодность. Вполне возможно, что с помощью некоторых из них можно решить бизнес-задачи предприятия, например, разработку новых продуктов. В других случаях метавселенная занимает центральное место в основной деятельности, как, например, в компаниях, занимающихся онлайн-играми. Во всех случаях CIO и архитекторы данных должны думать о роли, которую играют большие данные.

Их необходимо тщательно подготовить, чтобы они были высокого качества, и затем интегрировать с системами учета и бизнес-процессами. И они должны быть тщательно обработаны, чтобы использующие их модели метавселенной были надежными и воспроизводимыми. В краткосрочной перспективе основная ценность больших данных будет по-прежнему заключаться в аналитике и ИИ, но метавселенную уже можно рассматривать как новую сферу применения больших данных.