Автоматизация помогает ускорить бизнес-процессы и, соответственно, повысить конкурентоспособность организаций, поэтому для желающих работать в этой сфере открывается много возможностей. Опрошенные порталом InformationWeek эксперты рассказывают о том, какими навыками должны обладать специалисты по автоматизации.

Технологическая отрасль продолжает испытывать острую нехватку квалифицированных специалистов, а поскольку автоматизация становится важнейшей технологией, помогающей ускорить бизнес-процессы, организации различных сфер деятельности разрабатывают полностью автоматизированные рабочие процессы. Это увеличивает спрос на квалифицированных сотрудников и новые таланты для помощи в тестировании, проектировании и разработке систем. Однако тем, кто хочет найти работу в сфере автоматизации, требуется целый ряд навыков, а также уверенный опыт администрирования.

Динеш Нирмал, генеральный менеджер IBM Automation, объясняет, что ИТ-специалистам, чтобы применять ИТ-автоматизацию, необходимо понимание операций и рабочих процессов предприятия. ИТ-процессы часто различаются по сложности, что влияет на то, как ими управлять и как применять автоматизацию. К автоматизации часто прибегают для решения несложных ИТ-задач, таких как, например, закрытие или группировка тикетов на ИТ-поддержку. «Для выполнения этих простых задач нынешним и начинающим ИТ-специалистам очень полезны навыки разработки ПО и знакомство с ключевыми инструментами ИТ-операций (IT Ops), такими как системы отслеживания проблем и управления событиями», — говорит он. К ним относятся ServiceNow ITSM, Atlassian Jira и IBM Cloud Pak for Watson AIOps. Более сложные процессы с более сложной автоматизацией могут потребовать навыков работы DevOps, GitHub или инструментами управления журналами, такими как Splunk.

Требуемые специфические навыки автоматизации

Шивам Триведи, архитектор решений Glean Technologies, говорит, что для развития карьеры в области автоматизации необходимо обладать навыками написания сценариев и кодирования, поскольку, не умея кодировать, невозможно автоматизировать все задачи. «Инженер по автоматизации должен знать, как использовать инструменты командной строки, API для внешних сервисов, — отмечает он. — Также пригодится опыт работы с облачными платформами и SaaS-технологиями, поскольку технологии будущего движутся именно в этом направлении».

Помимо навыков разработки, от специалистов по автоматизации также ожидают познаний в области системного или облачного администрирования. Также важно иметь глубокие знания основных ОС, таких как Linux, сетей, безопасности, распространенных облачных продуктов и SaaS-решений.

По словам Триведи, «поскольку технологии продолжают проникать во все сферы нашей жизни, нам нужно больше инженеров для автоматизации повторяющихся задач, чтобы мы могли сосредоточиться на инновациях».

Нирмал отмечает, что для того, чтобы раскрыть потенциал автоматизации, ИТ-работники должны уметь сотрудничать. Люди должны работать вместе с автоматизацией, а не рассматривать ее как замену. Решающее значение для достижения настоящей сквозной автоматизации также будет иметь взаимодействие не только с технологией, но и с другими командами. «Очень важно иметь стратегию в отношении того, как и где развертывается автоматизация, — поясняет он. — Правильно автоматизировать рабочие процессы в масштабах компании без участия всех направлений деятельности невозможно».

Как начать работать в сфере автоматизации

Триведи отмечает, что есть много возможностей начать свой карьерный путь, начиная с должностей базовых ИТ-специалистов или ИТ-инженеров, а затем переходя в инженеры по автоматизации/SRE (Site Reliability Engineer). «Еще один хороший путь — начать в службе технической поддержки и узнать больше о технической стороне продукта, — говорит он. — Затем вы можете взяться за небольшие проекты, которые помогут автоматизировать вопросы поддержки, и использовать этот опыт для перехода в SRE. Многие люди также начинают с системного администрирования, а затем переходят на инженерную должность».

По словам Нирмала, у специалистов начального уровня, увлеченных технологиями автоматизации, есть «безграничные возможности» начать карьерный путь в этом направлении, что имеет огромное значение для цифровой трансформации и будущего роста компании. Ключевым изменением в подходе организаций к автоматизации является более широкое использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Это означает, что ИТ-работники должны обладать знаниями о том, как ИИ способствует автоматизации и позволяет принимать более обоснованные решения, улучшающие конечные результаты.

Нирмал добавляет, что для каждого предприятия потребуются различные платформы и приложения в зависимости от типа используемой автоматизации, желаемой скорости внедрения, будущих амбиций в области автоматизации и степени персонализации. Организации должны предоставить начинающим возможности ИИ, чтобы им не приходилось начинать путь автоматизации с нуля.

«По мере роста внедрения автоматизации организации могут захотеть расширить ее масштабы с помощью самостоятельно разработанных платформ, что потребует создания централизованного каталога API и сценариев, по которым все будут работать для достижения успеха», — полагает Нирмал.

Кто еще нужен в автоматизации и для чего

Автоматизация может привлечь и другие категории специалистов, включая бизнес-аналитиков, аналитиков и менеджеров ИТ-операций, инженеров по технологическим процессам, ИТ-аналитиков и SRE-инженеров, отмечает Нирмал. Для IT Ops полезны навыки работы с основными облачными провайдерами, такими как AWS, GCP или Azure. Он отмечает, что централизация кода в инструменте управления Git, таком как GitHub, GitLab или AzureDevOps, может значительно упростить совместную работу по автоматизации нескольких команд.

«Независимо от типа и масштаба процессов автоматизации, предприятиям любого размера во всех отраслях требуются приложения для обеспечения безопасности и тестирования, чтобы гарантировать безопасное и эффективное использование средств автоматизации», — считает Нирмал. Поэтому знание основных стандартов безопасности и лучших практик безопасной гибкой разработки может быть очень полезным для ИТ-специалистов, внедряющих автоматизацию. «При наличии соответствующих инструментов и навыков их использования любой специалист может стать автоматизатором, если только он знает, какую работу он пытается автоматизировать», — уверен Нирмал.