Подводя итоги первых 9 месяцев 2021 финансового года компании Softline, который завершится 31 марта, ее основатель и председатель совета директоров Игорь Боровиков подчеркнул, что свою миссию компания видит в помощи клиентам в осуществлении цифровой трансформации. Впрочем, трансформация, и не только цифровая, идет и в самой Softline. В сентябре прошлого года она стала публичной, успешно выйдя на IPO на Московской и Лондонской биржах.
Успех был во многом предопределен высокими финансовыми результатами компании на протяжении последних лет. По словам Игоря Боровикова, из небольшой московской компании, основанной в 1993 г., Softline превратилась в глобального поставщика продуктов и решений: «Мы более 25 лет работаем на ИТ-рынке, развиваем глобальный подход, присутствуя в 60 странах мира, в основном, развивающихся. В компании сегодня более 7 тыс. сотрудников. Мы ожидаем, что по итогам 2021 финансового года, который завершится 31 марта, наш оборот составит
Генеральный директор Softline Сергей Черноволенко отметил, что сегодня маржинальность бизнеса компании — 33%, причем 60% прибыли приходится на продажу продуктов и 40% на сервисы. За 9 месяцев нынешнего финансового года оборот вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 20% и составил 1,641 млрд. долл. Валовая прибыль увеличилась с 31 до 36%. Быстрее всего растет оборот в сегменте ИТ-услуг (+114%), хотя их доля в общей выручке пока не велика (7,2%).
Но как справедливо заметил Игорь Боровиков, инвесторов не интересует прошлое, для них важны перспективы развития компании: «IPO — это не финиш, это старт нового забега». Softline представила инвесторам свою так называемую трехмерную стратегию развития.
Первое измерение — расширение географического присутствия. Ставка на глобальное развитие объясняется тем, что цифровая трансформация носит глобальный характер. «Объем ИТ-рынка в тех странах, где мы работаем, в 16 раз больше российского, — напомнил Сергей Черноволенко. — Сегодня их вклад в наш оборот составляет около 42% (десять лет назад — 15% — прим. автора.). Мы полагаем, что через
Географическая экспансия будет осуществляться, в частности, за счет приобретения перспективных зарубежных компаний. В ходе IPO Softline получила от инвесторов около 400 млн. долл. Игорь Боровиков заверил, что эти деньги будут направлены на дальнейшее развитие компании и ее рост, причем 80% планируется тратить на покупку компаний и 20% — на органический рост. Если за последние 5 лет, предшествующие IPO, Softline приобрела 16 компаний, то только за три месяца после IPO было куплено еще 5 компаний с суммарным оборотом 57,5 млн. долл. и штатом более 1700 сотрудников: Umbrella Infocare (индийский поставщик облачных услуг AWS), MMTR (разработка и тестирование ПО), SoftClub (финансовые технологии), TC Engineer (информационная безопасность) и IT Academy (ИТ-обучение). Сейчас в зоне внимания Softline еще около 30 компаний — кандидатов на покупку, в основном это зарубежные игроки.
Второе измерение — это расширение портфеля решений и услуг Softline. «Свой бизнес мы начинали с продаж ПО, но быстро поняли, что клиентам нужен не набор софта, а законченные решения, включающие оборудование, услуги, облачные сервисы, — объяснил Игорь Боровиков. — Сегодня в нашем штате более 2,5 тыс. программистов, помогающих клиентам в осуществлении цифровой трансформации. Наша цель — довести в ближайшие год-полтора число разработчиков, архитекторов, тестировщиков до 5 тыс., а общая численность со временем будет доведена до 17 тыс. сотрудников, 10 тыс. из которых — специалисты по предоставлению тех или иных сервисов».
Для такого развития нужны квалифицированные кадры, которые сегодня в дефиците. С целью привлечения и удержания специалистов в компании используется программа, в рамках которой все сотрудники, включая и сотрудников покупаемых фирм, становятся акционерами Softline. Они могут со скидкой приобретать акции на сумму до 15% своего годового дохода, а после нескольких лет работы в зависимости от успешности бизнеса всей компании получают до 45% дополнения к стандартной зарплате в форме опционов. В целом на эту программу планируется потратить 20% акций Softline.
Третье измерение — расширение каналов продаж. Начав с прямых продаж, компания впоследствии сформировала партнерскую сеть, действующую под брендом Axoft, в ней появилось направление электронной коммерции. По мнению коммерческого директора Softline Владимира Лаврова, важно, что сейчас создана цифровая платформа, позволяющая клиентам взаимодействовать с компанией в режиме самообслуживания с единой точкой входа и единым биллингом. Она включает электронный магазин, платформы для тарификации и оказания услуг ActivePlatform и для управления мультиоблачными средами CloudMaster. В ее создание компания инвестировала около 10 млн. долл.
Объясняя фокусировку Softline на цифровой трансформации, Игорь Боровиков констатировал, что любая компания сегодня стоит перед очень простым выбором: либо она осуществляет такую трансформацию или она через какое-то время будет вынуждена уйти с рынка. По сути перед ней стоит вопрос: быть или не быть. И Softline помогает компаниям осуществлять подобную цифровую трансформацию. Она получает запросы от своих клиентов и для их удовлетворения обращается к множеству вендоров, являющихся ее партнерами, таким как Microsoft, Oracle, IBM, «Лаборатория Касперского» (всего их более 6 тыс.). В итоге, заказчики получают готовые решения вместе с дополнительными сервисами, которые способствуют их цифровой трансформации.