НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
 

Облачная видеоаналитика как интеллектуальный инструмент управления бизнесом

06.06.2022
Увеличить

Андрей Юдников

Общемировой тренд по переводу различных ИТ-решений в облака захватывает и область видеоаналитики. Компания Ivideon, изначально выбравшая стратегией своего развития предоставление услуг видеонаблюдения как облачных сервисов, готова обеспечить своим клиентам целый ряд преимуществ по сравнению с привычным развёртыванием соответствующих систем on-premises. О философии предлагаемого облачного решения, о широких возможностях интеграции в него самых разнообразных камер и даже цельных предварительно настроенных систем видеонаблюдения, о перспективах этого рынка и о планах на будущее рассказывает Андрей Юдников, CEO компании Ivideon.

Почему ваша компания продвигает решения для видеонаблюдения именно как облачный сервис? Какие у этой модели преимущества, каковы ограничения?

Мы исходим из того, что видеонаблюдение как классический ИТ-продукт довольно обременительно для заказчика. Мало просто закупить камеры и сервер для хранения/анализа потока данных с них: необходимо грамотно провести монтаж, пусконаладку всей системы, установить и непрерывно администрировать соответствующее ПО, следить за его обновлениями, выходом патчей безопасности и т. п. Если у заказчика множество небольших точек (а такие компании как раз сегодня и составляют основной пул клиентов Ivideon), то всё это требует немалых расходов.

В то же время популярность самых разнообразных облачных сервисов уверенно растёт: заказчики видят в них целый ряд практических преимуществ. Мы как поставщик услуг видеонаблюдения и видеоаналитики избавляем клиентов от необходимости принимать на баланс, содержать, развёртывать, администрировать, обновлять оборудование и ПО. По сути мы берём камеры и подключаем их к облаку, после чего заказчик получает единый интерфейс для их администрирования, для раздачи прав доступа, для использования тех или иных сервисов (хранения, аналитики) именно в то время, когда ему это нужно, и в тех объёмах, которые необходимы.

До самого последнего времени видеонаблюдение использовалось по большей части службами безопасности, т. е. выступало в качестве подсобного инструмента. Философия же нашего решения направлена на то, чтобы при помощи нашей облачной видеоаналитики решать первичные бизнес-задачи клиентов с помощью нового и мощного средства, позволяющего развивать основную сферу их деятельности. Речь идёт об автоматизированной аналитике бизнес-процессов и их оптимизации; о контроле над теми метриками, которые непосредственно отражают эффективность работы точки продаж, офиса, склада или иного подразделения. И при этом — без капитальных затрат на покупку, непрестанный апгрейд и обслуживание дополнительного оборудования.

Есть и ещё одна причина того обстоятельства, что сервисы облачного видеонаблюдения теснят классические системы on-premises, — это ставшее значительно более доступным облачное хранение. И мощности провайдерских ЦОДов, и качество подключения к Интернету повсеместно растут в последние годы. Кроме того, объективен уход от аналоговых камер в сторону IP-решений, которые становятся частью ИТ-инфраструктуры — и потому более органично интегрируются в то же самое облако. Нарастающие мощности серверного оборудования провайдеров способствуют развитию более сложных аналитических алгоритмов, обучению всё более крупных нейронных сетей. В результате гораздо эффективнее становятся такие услуги, как распознавание образов (объектов) и действий (движений в кадре), что позволяет даже заказчику с самым скромным бюджетом иметь доступ к наиболее передовой системе видеоаналитики в любой момент времени.

Подчеркну и такое преимущество: мы берём на себя определённые вопросы сведения воедино разнородных решений on-premises, уже имеющихся у заказчика, и обеспечения доступа к ним через общий интерфейс. При классической организации системы видеонаблюдения у каждой из камер, разбросанных по большой территории, есть, как правило, внешний IP-адрес — и уже одно это является существенной брешью в системе безопасности. Наш же сервис строится исключительно по клиент-серверной архитектуре, камеры подключаются к облачному ЦОДу через безопасное шифрованное соединение, что заметно повышает уровень защиты.

Наконец, важное преимущество облачных сервисов, которое чрезвычайно сложно реализовать on-premises, — обширные возможности интеграции разнородных ИТ-систем. К примеру, один банк использует наше решение для того, чтобы подсчитывать время, которое каждый сотрудник в течение рабочего дня проводит на местах обслуживания клиентов. На этой основе вычисляется реальная пропускная способность пунктов обслуживания и оценивается её соответствие предписанным бизнес-метрикам. Полученные с камер и обработанные аналитическим «движком» данные через простой API перенаправляются в «1С» или иную ERP-систему, что позволяет автоматизировать весь процесс. В целом использовать API и протоколы интеграции в облаке — проще простого, благодаря чему заметно снижается стоимость владения подобного рода системами и использования их данных в сторонних аналитических решениях.

В чём преимущество хранения данных в облаке перед внешними носителями с точки зрения безопасности? Каким образом заказчику гарантируется конфиденциальность его информации в облачном сервисе видеонаблюдения?

Попытки компрометации информационных систем могут идти с целого ряда направлений. Возьмём, скажем, внешние IP у размещённого внутри периметра безопасности оборудования: на распределённых объектах их в принципе не должно быть. Слишком велики риски для всей инфраструктуры заказчика, особенно если такие камеры генерируют нешифрованный видеопоток. У нас на отрезке от камеры до ЦОДа всё шифруется. Далее: при построении инфраструктуры видеонаблюдения on-premises заказчик сам отвечает за безопасность; сам должен принимать весь комплекс соответствующих мер — сканировать сеть на предмет атак, обновлять ПО. Наш же клиент забывает об этом: безопасность данных является для нас приоритетом. Мы в целом убеждены, если данные доверены компании, специализирующейся на их хранении, то их безопасность значительно выше, чем в случае, когда она обеспечивается собственными силами, — особенно если говорить об СМБ. Единственное, что мы не в силах контролировать, так это вероятность компрометации логина и пароля: за этим в любом случае должен следить сам заказчик — вводя, к примеру, двухфакторную аутентификацию.

В ассортименте вашего интернет-магазина есть целый ряд брендированных камер; в то же время вы говорите о совместимости 98% камер, выпускаемых в мире, с вашим сервисом. В чём для заказчика заключается практическая польза от применения именно вашего брендированного оборудования?

Продажа клиенту камер — вовсе не главная наша задача. В Россию каждый год ввозится 4–5 млн. камер, и мы стремимся к тому, чтобы у пользователя любой из них имелась возможность подключиться к нашему сервису, испытать его и — если понравится — стать нашим клиентом. Да, 98% камер мировых производителей, и это нами проверено, совместимы с сервисом Ivideon. Более того, недавно нашим клиентом стала сеть магазинов спортивной одежды с полутора тысячами торговых точек по всей стране. Эта сеть без труда подключила свои уже установленные решения видеонаблюдения к нашему сервису, просто использовав bridge: довольно простое устройство, размещаемое во внутренней сети и обеспечивающее безопасное соединение с нашим облаком.

Bridge автоматически обнаруживает все установленные камеры, использующие любые стандартные протоколы, и делает их видимыми в клиентском интерфейсе нашего облачного сервиса. Можно обойтись и без специализированного устройства, просто установив на любой работающий компьютер, будь он под управлением Windows, macOS или Linux, ПО, доступное на нашем сайте, и тот становится программным мостом. Просто его надо держать постоянно включённым.

Что же касается наших брендированных камер, то в них функциональность моста фактически встроена, — им не нужны никакие аппаратные или программные посредники для доступа к облаку Ivideon. Мы сотрудничаем с производителями лучших систем видеонаблюдения в мире, чтобы предоставлять нашим клиентам камеры с оптимальным соотношением цены и качества. При этом, подчеркну снова, мы не стремимся зарабатывать на оборудовании: нам нужно, чтобы камера проработала у клиента долго, обеспечив ему длительное максимально комфортное пользование нашим сервисом.

Многие бизнесы для организации видеонаблюдения используют более дешёвое оборудование — китайские видеокамеры, цена которых в три-четыре раза ниже брендированных. Как на ваш взгляд, лучше ли использовать более дорогие отечественные аналоги, или «китайцы» тоже неплохо подходят для решения задач бизнеса? И почему?

Мы стремимся сделать сервисы Ivideon максимально доступными для самого широкого круга заказчиков, чтобы даже не располагающий обширным ИТ-отделом клиент сразу получал в своё распоряжение такие сложные технологические опции, как аналитика демографии посетителей его торговых точек. Мы работаем над тем, чтобы для самого неподготовленного пользователя провести такой анализ было бы не сложнее, чем загрузить видеоролик в TikTok. Поэтому — да, разумеется, выбирать для установки можно любые камеры. Но следует помнить, что у дешёвых моделей, как правило, выше риск отказа, больше сложностей с настройкой, часто нет техподдержки на территории России. При этом мы не утверждаем, будто дешёвые камеры априори плохи: они так же активно используются — и нашими клиентами в том числе.

Насколько обширна палитра услуг, доступных подписчику Ivideon? Кто является главными их потребителями?

Философия Ivideon — простота использования даже профессиональных сервисов видеонаблюдения, часто доступных лишь в составе сложных решений. Наш сервис начинался с оказания потребительских услуг, и потому в его основе лежит идея максимальной доступности. Первыми нашими клиентами были частные потребители, которым видеонаблюдение требовалось для присмотра за детьми или престарелыми родственниками, за домашними животными, за редко посещаемой недвижимостью и т. д. Всё, что таким клиентам нужно, — камера с подключением к Интернету, способная обнаруживать движение и сигнализировать о нём и при этом хранящая записи в недоступном для злоумышленников месте, т. е. как раз в облаке.

Но мы неуклонно развиваемся, и сегодня наш типичный клиент — компания с изрядным числом небольших точек либо со множеством видеокамер, распределённых по обширной территории, — вплоть до нескольких тысяч. Рестораны, пиццерии, магазины одежды, автомастерские, заправки, мойки... Лёгкость развёртывания сети, широта подключаемого оборудования важны для наших клиентов, но на первом месте — аналитические возможности, которые мы им предоставляем. Наш сервис не просто фиксирует картинку от многих камер, но извлекает информацию, действительно полезную для бизнеса.

Какова динамика очередей в магазинах, часто ли превышается установленный предел количества человек в очереди? Сколько людей проходит мимо магазина, сколько заходит внутрь? Каков половозрастной состав посетителей, с каким настроением они разглядывают ценники и общаются на кассе? Сколько среди сегодняшних визитов в магазин было повторных, и с какой частотой заглядывают на эту точку постоянные клиенты? Если бизнес выстроен так, что для него имеют значение чёткие ответы на эти и подобные вопросы, то сервис Ivideon может радикально поднять его эффективность. Скажем, нет ничего сложного в том, чтобы автоматически открыть дверь перед человеком, который уже совершал покупки в вашем бутике, или поднять шлагбаум перед его машиной на въезде на частную парковку — и тем самым произвести на него благоприятное впечатление.

Мы сейчас продолжаем развивать свою стратегию формирования интеллектуального инструмента управления бизнесом. Суть её в том, что достаточно разместить несколько камер на объектах, разбросанных по обширной территории, — и больше никаких усилий прикладывать не нужно. Всё остальное сделает наша система: подскажет клиенту, где и что мешает его бизнесу развиваться.

К примеру, внешняя камера засвидетельствует, что торговая точка расположена на территории с низкой проходимостью — и потому, возможно, проще её закрыть, чем тратить ресурсы в попытках увеличить конверсию. Или, напротив, с конверсией проходящих мимо людей в посетителей всё хорошо, но что-то не так внутри магазина: то ли команда менеджеров действует нерадиво, то ли ассортимент не адекватен фиксируемому системой половозрастному портрету типичного покупателя. Мы с клиентами вместе выискиваем важные статистические закономерности: скажем, выяснили, что человек, зашедший с приглянувшейся вещью в примерочную, в 14 раз более склонен совершить покупку, чем просто разглядывающий одежду на полках и вешалках. Подобные метрики, их выявление и автоматизированный контроль — эффективный инструмент для системного повышения конкурентоспособности.

Хорошо работает тот бизнес, который успешно внедряет, при необходимости изменяет и непрерывно контролирует свои бизнес-процессы на длительных интервалах. И сервисы Ivideon как раз помогают сделать бизнес более стабильным — за счёт повышения среднего уровня качества обслуживания. Мы объединяем множество разрозненных алгоритмов и метрик в единый продукт, который в рамках подхода «видеоаналитика из коробки» даёт клиентам возможность ощутимо увеличить эффективность своего бизнеса.

Какую модель ведения бизнеса практикует ваша компания? Как она взаимодействует с партнёрами, как развивает партнёрскую сеть?

Наш подход вполне классический: партнёрская сеть зарабатывает и на продаже оборудования, и на проведении монтажных работ, и на продаже лицензий. Для каждого партнёра мы готовы подобрать наилучший способ работы с нами, в том числе при реализации сложных проектов на уровне пресейла, да ещё и с дополнительными интеграциями. У нас много партнёров, причём не только на русскоговорящей территории: сервис Ivideon локализован на десяти языках, и мы фиксируем более ста стран с платящими клиентами. Мы также работаем с операторами связи в России и за рубежом как сервис-провайдеры. С компаниями, ведущими бизнес в области безопасности, сотрудничаем особенно тесно. В целом выделю две наиболее обширные на сегодня категрии наших клиентов: это партнёры, работающие с СМБ, и партнёры, иногда требующие технологической интеграции: security-фирмы, операторы связи и т. д.

Что в целом ждёт рынок видеоаналитики в 2022 году? Каковы ваши дальнейшие планы?

Компания Ivideon внимательно следит за происходящим в мире. Рынок видеонаблюдения продолжает расти; в нём особенно активно развиваются два частично пересекающихся сегмента — облачное видеонаблюдение и видеоаналитика.

Мы видим довольно большой потенциально нереализованный спрос, который, на наш взгляд, рынок готов будет удовлетворить — сразу после того, как сами заказчики наконец-то начнут понимать, как к бизнесу применять видеоаналитику на практическом уровне.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Решение проблемы дрейфа облачной инфраструктуры
Дрейф инфраструктуры — это не просто техническая …
Шесть облачных тенденций, за которыми стоит следить в 2025 году
Облачные стратегии продолжают меняться по мере того, как …
Ежегодный рост ИИ-расходов на 27% требует стратегического планирования
Преобразующая сила искусственного интеллекта неоспорима …
Managed vs Unmanaged: куда движется российский рынок облачных сервисов
В данной статье мы обсудим, почему в России растет спрос на управляемые облачные сервисы и чем отличаются подходы к …
IDC: по курсу грозовые тучи — ожидания в области облачных вычислений не оправдались
Дэниел Сарофф, вице-президент группы IDC по консалтингу и исследованиям, анализирует в корпоративном …