НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
 

Кирилл Власов, “Систэм Электрик”: “Мы привлекаем людей, у которых есть идеи”

26.08.2022
Увеличить

Кирилл Власов

В начале июля на рынке появилась российская производственная компания «Систэм Электрик» (Systeme Electric), образованная в результате продажи бизнеса Schneider Electric в РФ и Беларуси локальному руководству. Новый вендор, базируясь на сохранённых компетенциях, не только продолжил выпускать широкий ассортимент продукции на отечественных предприятиях — на заводах «Потенциал» (г. Козьмодемьянск), «ЭлектроМоноблок» («СЭЗЭМ», г. Коммунар) и НТЦ «Механотроника» (г. Санкт-Петербург) — но и получил официальный статус сервисного партнера Schneider Electric в России и Беларуси.

Локализация производственной компании такого масштаба — сложнейшая задача, ключевая роль в решении которой, когда речь идёт о современном предприятии высокой степени цифровизации, безусловно принадлежит ИТ-подразделению. О том, насколько важно сохранить уровень пользовательского опыта в эпоху перемен, об обширности фронта работ и о вдохновляющих перспективах дальнейшего развития рассказывает Кирилл Власов, заместитель генерального директора «Систэм Электрик» по информационным технологиям и цифровой трансформации.

Как после принятия решения об уходе Schneider Electric с российского рынка изменилось ИТ-подразделение компании — в плане структуры, численности, методик работы?

Мы с самого начала решили, что будем сохранять всё лучшее, что было в Schneider Electric: наш дух, нашу корпоративную культуру, наше отношение к людям, наш профессионализм, наше качество, нашу продукцию и партнерскую модель бизнеса. Немаловажно, что Schneider Electric всегда позиционировала себя как цифровую компанию: очень много инвестировала в цифровые инструменты, в цифровое взаимодействие с клиентами — причём как с внешними, так и внутренними. И это более, чем логично: невозможно быть цифровой компанией, не будучи цифровой изнутри.

Несколько лет назад мы много сделали для создания цифровых рабочих мест, внутренней сети коммуникаций, для развития цифровых бизнес-инструментов — от ERP и CRM до систем автоматизации и программной роботизации. Это очень помогло нам пережить пандемию: в момент, когда потребовалось кардинально поменять подход к работе, перевести персонал на удалёнку, у нас уже имелась необходимая инфраструктура и была наработана определённая культура.

Цифровизация в направлении внешнего клиента также активно развивалась, включая цифровые каналы продаж, онлайновые селекторы-конфигураторы, всю систему заказов. В России и СНГ доля заказов, получаемых цифровыми способами, уверенно превышала 90%, тогда как в Европе до сих пор широко распространено размещение заказов и посредством телефонных звонков, и даже с использованием факсов.

За последние полгода многое пришлось поменять. Будучи подразделением международной компании с около 130 тыс. сотрудников, по многим направлениям мы использовали поддержку глобальных команд, а также централизованные инструменты. Большинство наших систем и часть функций (например, инфраструктура и разработка) были расположены на серверах за пределами России. Мы сразу же начали прорабатывать различные сценарии действий, и, когда было принято решение образовать «Систэм Электрик» в нынешнем её виде, ИТ-подразделение в целом было готово к работе в новых условиях.

Да, пришлось мириться с тем, что какие-то вендоры ПО и «железа» из России ушли, какие-то были не готовы предоставлять нам определённые лицензии, а где-то мы и сами увидели неоправданные риски в плане сохранения прежних решений — в частности, по направлению SaaS. Тем не менее, мы оперативно определили, что необходимо делать по части инфраструктуры, приложений, кибербезопасности, цифровых инструментов, и сейчас работаем по этому плану.

Хотя команда у нас всегда была сильной с точки зрения экспертизы, наши локальные специалисты — пока были сотрудниками Schneider Electric — закрывали не весь спектр задач. Сегодня нам требуется расширять штат ИТ-подразделения по многим направлениям: управление сетями, системное администрирование, кибербезопасность, разработка и бизнес-аналитика. У наших специалистов появилось огромное количество новой ответственной работы. Мы планируем увеличить команду ИТ и ЦТ «Систэм Электрик» вдвое и сейчас активно привлекаем новых сотрудников.

Какова роль ИТ-команды «Систэм Электрик» в новой компании? В чём она видит своё предназначение, какие задачи решает, с какими вызовами справляется?

Для нас чрезвычайно важно сохранить тот уровень пользовательского опыта — и для внешнего клиента, и для внутреннего — который был достигнут в Schneider Electric. Сейчас перед нами встают новые задачи, это связано с тем, что любая крупная международная компания, не исключая Schneider Electric, — это огромное количество процедур, ограничений, часто отсутствие гибкости, иногда замедленная скорость реакции.

У локальной компании есть преимущество быть более гибкой и быстрой. Мы трансформируем сами себя и помогаем трансформироваться нашим заказчикам — учитывая, что у всех своя скорость адаптации к текущим реалиям. И свою роль сегодня мы видим в том, чтобы инициировать и направлять подобного рода трансформацию.

Как восприняли появление «Систэм Электрик» партнёры и заказчики компании — и как оценивают работу её ИТ-подразделения в новых условиях? Можно ли уже подводить итоги первых месяцев свободного плавания?

В нынешней ситуации трудно проводить оценку пользовательской удовлетворённости, но могу отметить, что если уровень обслуживания в силу объективных обстоятельств у нас и снизился, то крайне незначительно. Пожалуй, основной объем вопросов обрушился на ИТ-подразделение со стороны не внешних, а внутренних клиентов: многие беспокоились, что привычные рабочие инструменты — Microsoft, Salesforce, SAP, AutoCAD, Windchill PDM, платформы совместной работы и т. п. — становятся недоступны. Чему-то мы быстро нашли замену, где-то поняли, что адекватной альтернативы не существует, по каким-то направлениям ведём поиск до сих пор. Всё определяется временем и приоритетами.

Как на это реагирует бизнес? Всем очевиден огромный объём работы, которую мы проделываем, и все немало поражаются тому, что с клиентской точки зрения не так уж много и изменилось сейчас. До сих пор люди, приходящие на работу в «Систэм Электрик», недоумевают: на рынке налицо нехватка оборудования, в компании идёт переустройство на инфраструктурном уровне, ИТ-подразделение действует в авральном режиме — а новый сотрудник между тем спокойно получает в первый день корпоративные компьютер и смартфон, его учётная запись активна с первой минуты. Понятно, что это было нормой прежде, но наши внутренние клиенты высоко ценят то, что мы и сейчас продолжаем придерживаться высоких стандартов.

Мы сейчас уже выстроили свою новую инфраструктуру и планируем теперь волнами переводить на неё персонал. Уже внедрили первую очередь новой CRM-системы, теперь постепенно наращиваем её функциональность. Начали внедрение локальной ERP-системы. Подобрали ряд удачных инструментов для HR, у нас традиционно очень сильно цифровизовано это направление. Как и отдел НИОКР, конечно, — мы уже начали закупки определённых инструментов для наших разработчиков.

В основном ориентируемся, конечно, на российских производителей. В частности, по сетевому оборудованию уже провели тесты реальных отечественных решений (Qtech, Eltex и др.). Наладили сотрудничество с локальными облачными провайдерами — причём взаимовыгодное. Да, нам нужен от них сервис, но мы привыкли к определённому его уровню. И со своими поставщиками ведём сейчас практически ежедневную работу, обучая их работать так, как привыкли мы.

Как можно сравнить опыт работы в глобальном ИТ-гиганте и в локальной производственной компании? Какая из этих работ, на ваш взгляд, интереснее, увлекательнее, перспективнее?

Я работаю в больших иностранных компаниях — огромных, распределённых, с гигантскими ИТ-подразделениями — всю свою жизнь. Опыт, который получаешь там, бесценен. Это квинтэссенция лучших практик тысячи экспертов, отработанных за много лет по всему миру. Всё это очень здорово.

Но, с другой стороны, крупная компания — это и неизбежные ограничения, традиции, далеко не всегда позитивные. Стремясь реализовать что-то по-другому, лучше прежнего, часто упираешься в универсальный стоп-ответ — «у нас так принято». Порой невозможно даже отыскать конкретного человека, кто отвечает за тот или иной процесс, чтобы убедить его изменить систему: исполнение этого процесса за десятилетия может быть отлажено настолько идеально, что он фактически действует сам по себе.

Теперь у нас в «Систэм Электрик» нет поддержки всей этой мощной, пусть часто и обезличенной, корпоративной структуры, зато есть гибкость и возможность реализовать накопившиеся за всё это время идеи по улучшению множества процессов. И это, по сути, уникальная ситуация. Вообще, сейчас время уникальных возможностей: у нас есть шанс взять всё лучшее, что было у Schneider Electric, и дополнить это быстротой и гибкостью новых идей.

С этой точки зрения наше ИТ-подразделение получает особую привлекательность для новых потенциальных коллег — даже на фоне того активного найма, что ведут сейчас «Яндекс», VK и другие российские ИТ-гиганты. В большой компании легко затеряться, там жёсткие правила и мало низовой свободы. У нас всё по-иному: мы привлекаем людей, у которых есть идеи. Людей, знающих, как и что можно улучшить, готовых поделиться своим видением и довести его до совершенства в диалоге с такими же творческими, увлечёнными личностями.

Что мы точно можем обещать тем, кого нанимаем сейчас, — так это очень интересную, крайне интенсивную, невероятно плотную на ближайшие год-два работу. И одновременно — гарантировать, что скучно не будет и что каждая идея не останется без внимания. Такое развитие с точки зрения профессионала дорогого стоит. Уверен, что команда «Систэм Электрик» в ближайшие годы сможет полностью удовлетворить потребности рынка и продолжит также успешно обеспечивать непрерывность бизнес-процессов наших клиентов.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Что ждет международный рынок от отечественных коммуникационных платформ
Зарубежные компании давно пользуются российскими ИБ-продуктами …
Forrester: AppGen — экзистенциальная угроза для вендоров корпоративных приложений
Low-code уже много лет отклоняет маятник от готовых коммерческих …
«AQ PRO Время решений»: про новые тренды, перспективы и вызовы
Очередная ежегодная бизнес-конференция «AQ PRO Время решений», организованная компанией «Аквариус», собрала более …
Венчурное инвестирование в стартапы становится в РФ источником развития ИБ-бизнеса
Количество венчурных сделок в России, связанных с ИБ-проектами, отмечает старший аналитик «Альфа-Банка» Анна …
Forrester: тенденции в области CRM, за которыми нужно следить
Я внимательно слежу за всеми новинками, которые выпускают поставщики CRM, таких как новые ИИ-сценарии …