Особенностью современного бизнеса — практически в любой сфере и независимо от его размеров — является то, что его эффективность зависит в решающей степени не только от качества взаимодействия с многочисленными контрагентами, но и от уровня организации каждого звена логистической системы. Насколько важно не только выстроить систему управления цепочками поставок и запасами, но и иметь возможность гибко адаптировать ее к меняющимся рыночным условиях, было хорошо видно на примере многочисленных проблем, появившихся два с половиной года назад с наступление мировой пандемии, а в этом году — в связи с резким обострением международной обстановки. О том, как современное ПО класса Warehouse Management System (WMS) помогает российским предприятиям повышать свою устойчивость и конкурентоспособность, с какими вопросами они сталкиваются при внедрении и использовании этих средств и как они их решают, рассказывает директор по развитию бизнеса компании AXELOT Артем Долгих.
Насколько критическим местом для бизнеса компании является автоматизация управление складской логистикой?
Безусловно критично, если вы действительно хотите управлять своим бизнесом, управлять своими складскими остатками, хотите понимать, на что вы тратите деньги, хотите увеличить производительность своего склада. Ведь основная цель цифровой трансформации бизнеса — это возможность принимать ключевые решения, основываясь на объективных данных, а не на субъективных человеческих оценках. Именно для достижения этого основного результата и предназначена WMS.
Если говорить конкретно, то речь идет о таких практических вещах, как сокращение затрат на хранение, минимизация штрафных санкций от клиентов за ошибки (например, за недопоставку или неверный срок годности), оптимизация заработной платы сотрудникам и сокращение зависимости от персонала, исключение потерь и образования неликвидных остатков, сокращение количества ошибок в операциях, оптимизация использования складских площадей и сокращение времени грузообработки. В отдельных случаях WMS становится обязательным условием жизнедеятельности компании — например, в случаях, когда необходимо обеспечить выполнение требований регуляторов. Например, системы Честный знак или ЕГАИС.
Насколько необходимо иметь отдельную систему WMS, разве нельзя обойтись логистическим функционалом, встроенным в другие информационные системы?
Существует ошибочное мнение, что WMS вполне можно построить на функциональности, например, ERP. Да, действительно, в подобных системах зачастую имеются целые модули для управления складом, но они представляют собой скорее «стартовый пакет» — вы можете с этим начать, но совершенно не сможете спрогнозировать, когда получите хоть сколько то ценный для бизнеса результат. Говорить о каких-то значимых улучшениях и изменениях в управлении логистикой в этом случае не приходится.
Если сравнивать WMS с другими информационными системами, то мы выделяем несколько областей, которые могут показать кардинальные различия между специализированным продуктом и решением широкого профиля:
- соответствие целям автоматизации и базовая функциональность;
- архитектура и поддержка режима реального времени;
- производительность;
- удобство эксплуатации;
- экономическая эффективность внедрения.
В современном мире управление компанией на каждом операционном уровне все менее и менее возможно без использования специализированных решений. Если вы решаете вопросы управления финансами с использованием продуктов с расширенной функциональностью модуля казначейство, если вы решаете вопрос планирования ассортимента, комбинируя решения по бюджетированию и прогнозированию, то и для управления складом тоже должна быть собственная система. Так как склад — это ключевое звено в логистике компании, наличие специализированного программного продукта для управления этой функцией является обязательным.
Кроме того, наличие специализированной системы для каждого функционального подразделения — это возможность для самого подразделения обладать и управлять всей информацией, которая касается непосредственно его работы, минимально завися от специфики работы смежных подразделений и особенностей их процессов.
Насколько широко применяются WMS в России по сравнению с другими странами? Если мы тут отстаём, что мешает нашим компаниям быть на передовых позициях?
У меня сейчас нет точных цифр, но я точно знаю, что, например, немецкий рынок складской автоматизации оценивается в несколько сотен млн. евро. А российский рынок год из года оценивается примерно в 30 млн. евро. Вот вам и разница на порядок. В сравнении со многими странами у нас автоматизированные склады распространены не так широко. Первопричина, наверное, в том, что к тому моменту, когда сформировался российский рынок WMS, западные автоматизаторы занимались этим уже несколько десятилетий. Да и в целом рынок автоматизации логистики у нас формируется с заметным отставанием.
Мешает нашим компаниям, наверное, отсутствие единого взгляда на этот процесс. Если за рубежом необходимость специализированной системы для склада для бизнеса очевидна, то в России далеко не все компании уверены, что WMS — это то, что им нужно безусловно, но почти все уверены, что автоматизация принесет дополнительные проблемы. И всем мешает наличие возможности «решать проблемы» ручным трудом, то есть доступность дешевой рабочей силы: всегда можно нанять дополнительных людей, если склад не справляется, а не заниматься оптимизацией процессов.
Какие можно выделить технологические и архитектурные подходы к выбору и внедрению WMS? На какие аспекты нужно обращать внимание заказчикам при выборе нужной им системы?
С технологической точки зрения, на примере решений AXELOT, я бы выделил следующие ключевые аспекты — это расширенная функциональность и гибкая параметризация, а также визуализация. К таким системам, позволяющим охватить большую часть логистических процессов в своем базовом функционале, а дополнительные функции — «включить» при помощи настроек, относятся решения, разработанные на комплексной платформе управления цепочками поставок AXELOT SCM. Одним из программных продуктов этой линейки является система управления складом AXELOT WMS X5, в которой доступны несколько тысяч параметров и два режима настроек: простой и расширенный. Параметрические возможности распространяются не только на функциональность, но и на интерфейсы системы, в том числе и интерфейс мобильного клиента, который можно адаптировать для каждой складской операции.
Инструментарий визуализации значительно упрощает работу по демонстрации и отладке проектных решений. AXELOT WMS X5 позволяет визуально отображать те настройки, которые были сделаны с точки зрения зонирования, мест хранения, типов зон. Это дает возможность, во-первых, оценить, совпадают ли настройки в системе с тем, что у фактически есть на складе. Вторая особенность этого инструментария заключается в том, что такой подход позволяет получать информацию о настоящих геометрических пропорциях на складе.
К ключевым архитектурным особенностям WMS от AXELOT можно отнести то, что все декомпозировано до минимального кванта — взять/положить. И уже из этих блоков-квантов собираются операции и процессы, причем в разных комбинациях.
В вопросе выбора WMS давно существует методологически правильный подход. Есть несколько областей, внутри которых выделяются определенные требования. Давайте, например, рассмотрим оценку компании-разработчика. Тут важна страна местонахождения, количество человек в штате, количество пользователей системы, сколько лет на рынке, есть ли круглосуточная техподдержка, есть ли дополнительные модули у системы, как часто выходят релизы и т. д. Таким же образом определяются приоритеты в требованиях к исполнителю проекта и самому программному решению. Вообще, мы помогаем компаниям-заказчикам с адаптацией базового чеклиста на их специфику, с актуальной оценкой веса каждого из критериев, что позволяет сделать выбор, основываясь на всестороннем анализе имеющихся предложений.
Особое внимание, безусловно, функциональности системы. Здесь мы рекомендуем не только сформулировать потребности, но и прислушаться к мнению специалистов, которые расскажут об уже использованных решениях, отраслевом опыте и способах реализации, доступных именно в их системе. Тут критерием будет процент того, что закрывается стандартной функциональностью WMS.
В чем заключается специфика реализации проектов по внедрению WMS? Какие проблемы возникают и как они решаются?
Любая автоматизация — это изменения. Если посмотреть на некоторый собирательный образ информационной системы, то мы увидим, как она обязательно изменяет работу человека. Например, раньше он заносил какие-то данные на карточки, а теперь заносит в систему; отчет строил в Excel, а теперь получает из системы, план работ визуализировал «желтыми стикерами», а теперь получает в виде напоминаний на электронную почту. То есть, можно утверждать, что видимые изменения для конечных пользователей затрагивают преимущественно способ ввода, хранения и получения данных.
Если же говорить про WMS, то изменения затрагивают гораздо больше аспектов жизнедеятельности предприятия. Самое заметное — появление терминалов сбора данных (ТСД), второе — «перезагрузка» того, что происходит на складе. Появляются новые стеллажи, различные виды маркировки, нумерация, адресация, изменяются последовательность выполнения операций и добавляются новые. Появляется иная логика — теперь система определяет, что и в каком порядке делать. И, самое главное, физическое изменение состояния запасов становится невозможно осуществить без взаимодействия с системой управления складом. Поэтому нужно дополнительно объяснять офисным сотрудникам и складскому персоналу, как теперь поменяется жизнедеятельность не только склада, но и всей организации. С точки зрения реализации проектов складской автоматизации основная специфика в том, что многие вещи нужно делать параллельно с подготовкой системы — готовить склад, закупать оборудование, учить людей, объяснять коллективу будущие изменения, модифицировать корпоративную информационную систему.
Про возможные сложности есть целый раздел проектного менеджмента — риск-менеджмент, и там перечислена возможная проблематика. Для проектов WMS она ничем принципиально не отличается — это и нежелание персонала «жить» в режиме изменений, это и привлечение к проекту специалистов заказчика в недостаточном объеме и недостаточного качества и т. д. Наша компания про все эти возможные проблемы знает и умеет с этими рисками работать. У нас есть целая процедура, которая описывает правила квалификации рисков на проекте, подходы к их оформлению и классификации, а также работу по минимизации влияния на конечный результат. В этот чек-лист мы более чем 20 лет собирали причины тех или иных отклонений итогов проектов — по срокам, по бюджетам, в общих результатах, в ожиданиях.
Что можно сказать о сроках внедрения систем управления складом?
По нашему опыту, сроки реализации проекта зависят от того, насколько заказчик готов к внедрению изменений. В зависимости от этой готовности у нас есть разные методологии, разные технологии ведения проектов, в ряде которых первые результаты можно получать уже спустя
Как рассчитать окупаемость WMS-проектов? Какие выигрыши получают клиенты?
Наблюдателю может показаться, что сразу после запуска WMS склад начинает работать медленно, снижается скорость выполнения операций, потому что приходится следовать логике системы, которая предлагает к отбору, например, не ближайшую палету, а ту, которая расположена в другом конце склада. А в моменте оценить изменения в качестве операций очень сложно. Но вот когда проходит примерно полгода, клиент уже может сказать — вот раньше у меня было 10% возврата палет по разным причинам, а сейчас стало 0,5%, и потери в деньгах от возвратов существенно сократились. Мы про эту «историю успеха» зачастую уже и не узнаем, потому что к этому моменту работы завершены, значимые компетенции переданы специалистам заказчика и проект уже полностью закончен. И поверьте мне, что таких положительных моментов со временем становится больше.
Тем не менее, можно сказать, что средний срок окупаемости по тем историям, про которые мы знаем — это период до 1 года. Причем окупаемость достигается в подавляющем большинстве случаев всего лишь за счет оптимизации какой-то конкретной процедуры или операции. Синергетический эффект даст лучший результат — например, не за год, а за полгода.
Насколько актуальной является тема импортозамещения? С какими проблемами сталкиваются пользователи зарубежных продуктов и какие есть преимущества у российских?
Тема очень актуальна. За прошедшие полгода то тут, то там мы слышим о том, что зарубежные производители не просто прекратили деятельность в РФ, но и ограничили возможности своего ПО. Есть ряд случаев, когда транснациональные компании запретили использование ПО, которое до этого централизованно назначалось для использования в каждом подразделении компании. Есть случаи, когда системы перестали работать в принципе «благодаря» какому-то встроенному бэкдору. Гарантий, что зарубежные системы, продолжающие поддерживать ключевую функцию логистики в компании, в один прекрасный момент не остановятся, нет. Есть в этом вопросе не только практическая сторона, но и настойчивые требования государственных регуляторов по импортозамещению программного обеспечения, применяемого на критической инфраструктуре.
Причин, почему стоит отдать предпочтение российскому вендору, сразу несколько: рублевые цены, быстрый контакт с разработчиком, доступность специалистов на рынке труда, сравнительно низкая стоимость подготовки/обучения собственных экспертов. Если говорить о наших продуктах, то нельзя не отметить расширенную функциональность, сертифицированную как по мировым, так и по российским стандартам.
Что еще может стать причиной замены системы управления складом? Насколько сложны в реализации подобные проекты?
Любую используемую систему стоит оценивать в том числе и с точки зрения количества людей, специалистов, у которых есть компетенции по ее обслуживанию и развитию. И, соответственно, доступности этих людей для конечного заказчика. Отсюда следует первый вывод, что какие-то «древние» программные продукты, которые используются компаниями несколько десятилетий, нужно оценить с точки зрения того, насколько этот продукт и платформа сейчас представлены на рынке. И если это «умирающее» решение «нестабильного» вендора, то актуальность замены сложно переоценить.
Это и другая сторона истории про импортозамещение. Как бы ни были хороши международные платформы и бренды, отечественный специалист понимает, что компетенции в этих продуктах через
Нельзя оставить без внимания и следующий аспект. Перед бизнесом любого размера стоят многочисленные вызовы, связанные с систематизацией и оптимизацией технологических процессов, а также эффективным накоплением и анализом данных. Эта тенденция очевидна и стоит уже сейчас начинать работать на перспективу, закладывая в основание своего ИТ-ландшафта самые современные технологические решения, на основе которых возможно применение роботизированных технологий, принципов машинного обучения и элементов искусственного интеллекта.
С точки зрения того, насколько это сложно, скажу вот что. При смене системы клиенты AXELOT получают дисконт в 5%, то есть мы считаем, что это проще, чем внедрить заново. Но это утверждение верно лишь в том случае, если тот продукт, который будет внедряться, достиг определенного уровня зрелости как с функциональной точки зрения, так и с точки зрения проверки количеством промышленных инсталляций.
Что предлагает AXELOT на рынке WMS и в чем заключается специфика ваших предложений?
Компания AXELOT обладает многолетним опытом оптимизации процессов складской и транспортной логистики. Мы предоставляем весь комплекс услуг в этой области: логистический консалтинг, внедрение автоматизированных систем управления складом и перевозками, подбор оборудования, обучение персонала, техническую поддержку. Это целая экосистема AXELOT, включающая в себя четыре смежных бизнес-направления.
Специфика наших предложений в части автоматизации логистических процессов заключается в том, что все программные продукты базируются на платформе AXELOT SCM, разработка которой выполняется при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Это комплексная платформа управления цепочками поставок, различные модули которой решают следующие задачи: планирование пополнения и обеспечения, оперативное исполнение и контроль, управленческий учет и анализ ключевых показателей.
Если же вернуться к системах управления складом, то наша компания четко разделяет представленные в нашем портфеле продукты этого типа по принадлежности к уровням WMS, определённым исследовательской компанией Gartner. В зависимости от того, какой у заказчика склад и насколько сложны процессы, какие цели и задачи он ставит, специалисты нашей компании предложат наиболее подходящую систему: AXELOT WOS X5 для складов с процессами базового уровня сложности, AXELOT WMS X5 для средних и больших складов со сложными и вариативными сценариями грузопереработки, AXELOT WMS E5 для роботизированных и высокоинтенсивных складов. Опционально возможно использование двух независимых программных модулей:
- AXELOT WCS — используемый для управления и взаимодействия с робототехническим и иным сложным технологическим оборудованием.
- AXELOT SCAP — предназначенный для решения таких задач оптимизации логистических процессов в цепях поставок, как, например, задача маршрутизации транспорта, задача укладки грузов, задача перевалки грузов и пр.
Помимо упомянутых выше специализированных технологий ведения проектов, помимо расширенной функциональное наших продуктов, предложение AXELOT уникально своим ресурсным наполнением. В нашей команде более 300 специалистов, на счету которых сотни успешных кейсов для различных бизнесов и отраслей. В компании давно принята и реализуется стратегия профессионального профилирования, что позволяет добиваться наивысшего результата в каждой из составляющих проектов по цифровизации — будь то разработка или проектирование, тестирование или постановка задачи, сопровождение или создание тиражного продукта.