Управление проектами по созданию и эксплуатации долгосрочных сложных инженерно-технических проектов требует применения эффективных высокопроизводительных информационных систем класса PLM (управление жизненным циклом продукта) в сочетании с иcпользованием значительного числа других информационных систем. Для решения подобных задач Инжиниринговым дивизионом Госкорпорации «Росатом» разработана линейка цифровых продуктов Multi-D, для интегрированного управления комплексными проектами капитального строительства в единой информационной среде на протяжении всего жизненного цикла сооружаемого объекта.
Изначально этот программный комплекс предназначался для проектов по сооружению атомных электростанций (а подобные проекты являются одними из самых сложных в инженерном мире, как по количеству компонентов, так и по разнообразию самых современных технологий), однако последние годы Росатом успешно продвигает его в качестве коммерческого предложения для применения в различных отраслях, в том числе в рамках государственной стратегии импортозамещения.
Архитектурно программный комплекс Multi-D включает в себя технологическую платформу и реализованные на ее базе отдельные функциональные модули: IMS (система управления информацией), UTS (система объединённых календарно-сетевых графиков), Docs & Resource (система электронного документооборота и ресурсного планирования), Project (система управления сооружением). Одним из значимых цифровых продуктов является Multi-D ESB — сервисная шина предприятия (Enterprise Service Bus), которая обеспечивает централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен информацией между модулями платформы Multi-D и различными другими внешними информационными системами. Шина обеспечивает надежный безопасный обмен сообщениями в режиме 24*7 на принципах и стандартах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA).
С точки зрения бизнеса использование Multi-D ESB исключает многократный ввод данных, что дает не только экономию времени сотрудников, но и существенно повышает достоверность отчетов. Шина также выполняет определенный содержательный контроль передаваемых данных, осуществляя их верификацию и обогащение дополнительной информацией, реализуя одновременно автоматизированную синхронизацию данных. В состав продукта входят также встроенные средства гибкой разработки и отладки. Российские заказчики получают продукт, отвечающий всем требованиям импортозамещения.
К настоящему времени Multi-D ESB используется в качестве главного интеграционного механизма на 35 энергоблоках. Уже сейчас на шине реализовано 459 интеграционных потоков между информационными системами. Анализ результатов эксплуатации Multi-D ESB показывает, что шина обеспечивает снижение затрат на интеграцию примерно на 60%, при этом экономия на одну операцию передачи данных составляет до 4,5 человеко-часов в день (примерно 130 человеко-лет для крупных компаний). Планы Росатома включают дальнейшее развитие Multi-D ESB, в частности, должна появиться интерактивная карта интеграционного ландшафта, объединение геораспределенных кластеров в интеграционный ландшафт, интеграция с собственной BPMS системой.
В 2023 году ожидается получение сертификата ФСТЭК на данный цифровой продукт.
В рамках коммерческого предложения по цифровому продукту Multi-D ESB Росатом предлагает аудит информационных систем и построение архитектуры решения, внедрение (настройка потоков, адаптеров, нагрузочное тестирование и пр.), обучение технического персонала, а также техническую поддержку.