Российские компании Cloud («Облачные технологии») и «Технологии Доверия» опубликовали результаты проведенного совместно исследования российского рынка облачных ИТ-услуг, предоставляемых по моделям IaaS, PaaS и SaaS.
Как сообщил Николай Шуняев, руководитель центра бизнес-анализа и изучения конкурентов компании Cloud, российского облачного провайдера IaaS/PaaS и сервисов МО, материалы исследования призваны определить состояние и тренды развития облачных технологий в России; в них также приводятся оценки облачной зрелости российских компаний с пояснениями модели ее расчетов.
К исследованию, которое длилось около трех месяцев, было привлечено более 650 российских предприятий разного масштаба (от компаний-гигантов с миллиардными долларовыми годовыми оборотами до микрокомпаний с годовой выручкой до 120 млн. руб.) из различных бизнес-сегментов. Наибольший интерес к исследованию проявили ИТ-компании. Отмечается, что в исследованиях было занято около 5% клиентской базы компании Cloud. Исследовались частные и публичные облака, в последних целевыми сегментами исследований стали модели IaaS и PaaS.
Облачный сегмент российского ИТ-рынка (в 2021 г. его объем составил около 32 млрд. долл.), согласно результатам исследования, сегодня занимает около 6% всего российского рынка ИТ (для сопоставления, глобально этот показатель — немного менее 14%) и охватывает (с учетом фокуса исследователей на модели IaaS и PaaS) менее 3% российских компаний.
По словам исполнительного директора технологической практики компании «Технологии Доверия» Анастасии Кабаевой, главные технологические преимущества облаков — масштабируемость и гибкость — для многих бизнес-руководителей, представляющих крупные российские компании, оказываются барьером на пути к облакам из-за предполагаемой ими возможности утраты контроля над безопасностью ИТ и затратами. Другие представители облачных клиентов — оптимисты — наоборот обращают внимание на то, что на стороне облачных провайдеров сосредоточены наиболее современные ИТ-инфраструктуры и квалифицированные ИБ- и ИТ-специалисты, способные обеспечить необходимый контроль за состоянием корпоративных ИТ-ресурсов. Более того, в договорах SLA облачные провайдеры прописывают материальную ответственность за качество обслуживания. Охват облаками менее 3% компаний (это около 60 тыс. корпоративных пользователей сервисов IaaS и PaaS) говорит о нынешнем преобладании в корпоративной среде скептиков. В тоже время динамика свидетельствует о том, что облака постепенно завоевывают все большее доверие: три года назад облачных оптимистов было около 1%, сегодня их удельно в три раза больше.
Модель облачной зрелости, пояснил Николай Шуняев, является наиболее важной частью исследования, она предоставляет инструментарий для оценки готовности к работе той или иной компании в облаках. Модель разделяется на две части — общую и продуктовую. Общая складывается из таких интегральных показателей, как зрелость архитектуры ИТ, процессы, безопасность, кадры, финансирование.
В продуктовой части исследователи выделили пятнадцать продуктовых категорий для моделей IaaS и PaaS и попросили респондентов прояснить степень включенности продуктов этих категорий в корпоративную ИТ-инфраструктуру — использование, тестирование, планирование использования, отсутствие заинтересованности в продуктах.
Ссылаясь на результаты исследования, генеральный директор компании Cloud Евгений Колбин сообщил, что в среднем облачную зрелость опрошенных компаний можно оценить в 35% (за 100% принимается идеальная компания, с момента своего создания использующая в своей ИКТ-инфраструктуре только облака — born in cloud). При этом он отметил, что в России есть компании с уровнем облачной зрелости в 70%. Это представители ИТ, ритейла, финансового сектора. Лидеры этого направления расходуют на облачные ИТ-сервисы около 18 млн. долл. в год.
Как показали исследования, у 90% респондентов миграция в облака заняла менее года, а у трети — менее трех месяцев; затраты на облака в среднем составляют около 8% корпоративного ИТ-бюджета независимо от категории респондентов (напомним, что у крупнейших российских компаний ИТ-бюджеты составляют миллиарды рублей). Лидерами по затратам на облака в России сегодня являются финансовый сектор, страхование, ИТ-компании, госсектор, сегмент развлечений и медиа, при этом 87% облачных затрат приходится на ИТ.
По планам наращивания потребления публичных облаков в России лидируют ритейл, развлечения и медиа, здравоохранение, образование и наука, причем 37% этих лидеров планируют увеличить потребление в среднем на 28% в течение ближайшего года, что примерно соответствует средней динамике роста российского рынка облаков.
Предполагается, что на протяжении ближайших трех-пяти лет одним из драйверов облачного направления в России будут высокопроизводительные вычисления, позволяющие выполнять на суперкомьютерах вычисления, занимающие на коммодити-серверах месяцы, за часы или дни. Предполагается, что ежегодный рост этого направления составит около 10%.
Другим драйвером роста облачных технологий станет искусственный интеллект, используемый в конечных сервисах, примерами которых могут служить сервисы разномасштабных компаний, оперирующих большими объемами данных (финансовые, страховые, ритейл, сервисы «умных» городов, госуслуги, добыча полезных ископаемых, георазведка, прогнозирование природных явлений...), в том числе компании, озабоченных повышением эффективности своих бизнесов. Ежегодный рост рынка ИИ в ближайшие пять лет авторы исследования оценивают примерно в 19%.
Еще одним направлением, стимулирующим рост российских облаков, станет культура управления затратами на облачные технологии (FinOps), связанная с эффективностью использования облачной инфраструктуры. Предполагается, что на рынке появятся продукты, с помощью которых клиенты смогут комфортно и эффективно использовать облачные сервисы для детализация и повышения прозрачности затрат, контроля миграции ресурсов, оптимизации процессов мониторинга облачных сервисов клиентами.
Как сообщил Евгений Колбин, российский рынок облачных услуг на протяжении последних четырех-пяти лет рос в среднем на 20% в год. При этом, Николай Шуняев, ссылаясь на результаты исследования, отметил, что примерно треть от общего числа юридических лиц, перешедших в облака, представляют крупный и средний бизнес и обеспечивают сегодня около 80% российского облачного рынка. Исследователи полагают, что в ближайшие годы эта ситуация не изменится ни в России, ни в мире в целом.
Николай Шуняев, полагает, что те компании, которые уже в облаках, будут увеличивать и усложнять свое ИТ-потребление из облаков, постепенно двигаться от модели PaaS к модели IaaS, что позволит рынку облаков в стране развиваться не экстенсивно, а интенсивно.