Web3 — это мощная технология, которая в течение десятилетия станет частью большинства предложений в сфере финансовых услуг и розничной торговли, пишет на портале eWeek Джей Пи Моргенталь, глобальный директор по разработке современных приложений компании DXC Technology.
Многие компании стремятся получить новые источники дохода, расширяя свой существующий бизнес на цифровую платформу и предлагая услуги, основанные на подписке и оплате по фактическому потреблению. Однако переход от предоставления физических товаров к цифровым услугам — это сложная трансформация, которая может сопровождаться неожиданными препятствиями и неудачами.
Web3 может предложить решение многих из этих проблем, полностью устраняя необходимость управления большими объемами сложностей. Web3 работает на базе блокчейн-сетей — децентрализованной технологии, позволяющей компаниям эффективно и безопасно распространять свои цифровые товары.
API обеспечивают работу Web3
Перед изучением Web3 важно понять, что такое интерфейс прикладного программирования (API) и как он позволяет использовать Web2 и Web3. API — это способ взаимодействия двух компьютерных программ друг с другом.
Приложения, использующие API для выполнения функций другой программы по сети, называются распределенными. API работают прозрачно для пользователя, и именно результаты их работы позволяют видеть, как ваша веб-страница динамически обновляется с последней ценой акций или новыми транзакциями.
Первым криптовалютным приложением, использующим технологию под названием блокчейн, стал биткоин. Блокчейн — это распределенное приложение, которое использует сеть узлов для проверки и подтверждения хранимой информации.
Узлы блокчейна используют для связи друг с другом API, чтобы реализовать протокол, который сегодня хранит миллиарды долларов. Помимо использования API для общения друг с другом, узлы биткоина позволяют пользователям делать вызовы API — так называется выполнение API — которые запрашивают изменения в блоках цепи. Таким образом осуществляется транзакция.
API для биткоина довольно примитивен и имеет ограниченную функциональность, поэтому появились другие блокчейн-сети, позволяющие пользователям динамически расширять функциональность путем добавления исполняемого кода непосредственно в блокчейн. То есть, когда участник запрашивает сохранение данных в блоке, он фактически запускает программу, созданную первоначальным автором блока, для завершения транзакции.
Эта функциональность стала известна как «смарт-контракты», она открыла целую вселенную новых возможностей как в традиционных финансах, так и в развивающихся средах, основанных на транзакциях. Эфир (Ethereum) является примером блокчейна, поддерживающего смарт-контракты.
Вместе API и смарт-контракты являются основополагающими технологиями, которые обеспечивают Web3. Хотя определение Web3 все еще неоднозначно, у компаний есть возможность делать реальные вещи, используя эти возможности.
Пересмотр API-экономики
Во время становления Web2 много внимания уделялось растущим возможностям для бизнеса под названием API Economy. API-экономика описывает рынок, который создается путем предоставления пользователям Интернета данных и услуг через API за определенную плату.
Gartner описывает API Economy как способ превращения бизнеса или организации в платформу. В качестве примера можно привести покупку данных о котировках акций или интеграцию платежных сервисов, позволяющих клиентам приобретать товары и услуги.
Ключевой особенностью API-экономики является то, что компаниям необходимо сначала установить идентичность и выполнить авторизацию потребителя, прежде чем он сможет совершать сделки и получать услуги. Этот процесс регистрации и входа в систему является ограничением для масштабирования API-экономики.
Кроме того, требование поддерживать несколько способов получения платежей ложится тяжелым бременем на развивающиеся цифровые предложения.
Web3 как решение
Технология Web3 предлагает решение этой проблемы, поскольку она разработана для децентрализованной работы и позволяет проводить анонимные транзакции без предварительного установления доверия. В основе Web3 лежат те же механизмы, которые позволяют двум анонимным лицам обмениваться криптовалютой без предварительного установления торговых отношений.
Используя смарт-контракты, предприятия имеют три варианта предоставления и расширения цифровых предложений:
- Они могут осуществить обмен данными и предоставить цифровые услуги, одновременно получая оплату — смарт-контракт может фактически удовлетворить запрос пользователя в ответ на то, что тот отправит средства в виде токенов.
- Они могут создать неизменяемую запись в блокчейне о том, что пользователь запросил и получил услуги — смарт-контракт может удовлетворить запрос пользователя, а блокчейн зафиксирует транзакцию, которая впоследствии может быть использована для выставления счетов.
- Они могут использовать блокчейн для идентификации и авторизации без необходимости создавать целую систему управления пользователями и выставления счетов в рамках своей платформы — пользователь может подтвердить, кто он такой, предоставив информацию о своем счете, которая затем может быть проверена различными биржами.
Следует отметить, что компонент блокчейна, обеспечивающий доступ к данным вне цепочки, называется оракулом. Таким образом, поставщики услуг, продающие данные, могут легко включить доступ к своей информации в качестве неотъемлемой части блокчейна, предоставив оракул.
Это новый мир
Если вы нетехнологический бизнес, который считает, что у него есть значительное ценностное предложение, которое он может представить в виде цифровой услуги наряду с нецифровыми продуктами, вам есть над чем подумать.
Традиционный путь предполагает создание основной платформы, которая будет управлять и предоставлять услугу потребителям. Она может включать в себя интерфейс Web2, который позволяет пользователю изучить и получить доступ к вашей услуге с помощью серии кликов и страниц. Это также потребует от вас разработки всех вспомогательных элементов, таких как поддержка клиентов, электронная коммерция, инжиниринг, управление продуктом, операционная деятельность и маркетинг продукта. Это серьезные инвестиции, которые требуют значительного анализа рыночных возможностей и затрат на их осуществление.
Возможно, для вашего предложения больше подходит традиционная модель доставки Web2, но для проверки ваших рыночных предположений лучше сначала выпустить минимально жизнеспособный продукт (MVP). Web3 и смарт-контракты — это фантастический способ, который позволит вам получать средства за услугу и предоставлять цифровой сервис через API без необходимости тратить значительную сумму денег на предварительную проверку ваших гипотез.
Более того, учитывая способность блокчейна к масштабированию, ваш MVP вполне может стать основой технологии, которую вы используете для разработки своего Web2-продукта.
Заключение: другой образ мышления
Главное, что разработка цифрового сервиса для Web3 — это совсем другие мышление и подход, чем при разработке цифрового сервиса для Web2. Это потребует определенного опыта в технологиях блокчейн и соображений по поводу использования публичного или частного блокчейна.
В любом случае, Web3 — это грозная технология, которая в течение десятилетия станет частью большинства финансовых услуг и розничных предложений.