Надзор за безопасностью цифровых личностей будет ключевой частью долгосрочного функционирования метавселенной. Дэн Ллевеллин, руководитель инженерного отдела компании xDesign, обсуждает на портале Information Age важность укрепления доверия в метавселенной для раскрытия всего ее потенциала.
В 2019 г. трудно было представить, что можно часами сидеть за рабочим столом, уставившись в экран и разговаривая в камеру, но сейчас это кажется нормой. В то время как для многих конец рабочего дня — это возможность выйти из-за стола в реальный мир, для других это время для игр.
Факт заключается в том, что мы проводим все большую часть своей жизни в Интернете, и эта тенденция, похоже, сохранится как для работы, так и для игр и будет ускоряться благодаря созданию все более и более иммерсивного опыта. Представьте, что ваше «онлайновое рабочее место» — это не бесконечный поток сообщений в мессенджере, который время от времени прерывается видеозвонком, а 3D-мир, частью которого вы себя ощущаете.
Совместимые метавселенные
Учитывая современные тренды, каждая интернет-компания стремится стать «метавселенной». Однако реальность такова, что вряд ли будет одна метавселенная, которая будет править всеми остальными. Как не существует единой онлайн-игры, так не будет и единой метавселенной — все онлайн-приложения, скорее всего, запустят свои собственные метавселенные, различные игры будут продолжать существовать, а огромное количество разнообразных компаний, вероятно, создадут метавселенные для решения своих конкретных задач. Однако если каждый пользователь будет подписываться на несколько метавселенных, то у их создателей появится стимул к интероперабельности.
Например, представьте, что вы создали аватар для своей работы и вероятно захотите использовать его же на своем профиле в соцсети и когда вы играете в онлайн-игру. Или если вы купили шляпу, вы захотите, чтобы эту шляпу можно было носить во всех метавселенных.
Покупка цифровой личности
Многое из того, что мы имеем сейчас в физическом мире, будет существовать в метавселенной — и этот рынок уже сейчас очень странный. Согласно Forbes, кто-то потратил 450 тыс. долл. в метавселенной, чтобы иметь «виртуальную собственность» по соседству со Снуп Доггом, а многие умные люди озадачены появлением рынка NFT объемом 40 млрд. долл. Более заметным — хотя все еще цифровым — является рост расходов на покупки в приложениях: многие пользователи тратят тысячи долларов на цифровые футболки для своих внутриигровых персонажей.
Если наши онлайн-аватары станут центральным элементом нашей личности, поскольку мы проводим больше времени в виртуальном мире, сумма, которую мы с радостью потратим на цифровую одежду и украшения, будет только расти, и такие бренды, как Adidas со своей линейкой «into the metaverse», вероятно, будут способствовать этому — продавать физическую одежду и право носить ее внутри метавселенной.
Это может показаться странным: зачем людям тратить деньги на цифровую одежду? Если вы когда-нибудь надевали рубашку и шорты во время разговора по видеосвязи, вы, возможно, начали понимать, что многие из наших предпочтений в выборе одежды связаны с тем, что видят другие люди — а в недалеком будущем они будут видеть вашу цифровую версию гораздо чаще, чем физическую.
Кому принадлежит моя цифровая личность?
Можете ли вы вспомнить, когда впервые купили что-то в Интернете? Насколько вы были уверены, что получите то, за что заплатили? Большинство интернет-магазинов годами устанавливали доверительные отношения со своими покупателями. Если вы покупаете что-то на Amazon, вы можете быть уверены, что это будет доставлено, а если что-то пойдет не так, то у вас обычно есть определенная уверенность в том, что вы сможете потребовать возврата денег или возврата товара.
Нечто подобное происходит, когда мы покупаем «цифровые товары». Магазины приложений Apple и Google являются огромными предприятиями, причем значительная часть доходов обоих магазинов поступает от «покупок внутри приложения» — подписки на потоковое вещание и приложения для здоровья, а также покупки людьми новой шляпы для своего игрового персонажа. По крайней мере, частично это связано с доверием людей к Apple и Google — если мой цифровой товар не будет доставлен, я знаю, что скорее всего получу возмещение.
Теперь я хочу купить цифровую шляпу, которую я смогу носить в своем цифровом офисе в метавселенной Microsoft, на званом ужине в метавселенной Nando’s и в игре Roblox. Где мне купить эту шляпу и у кого? Лучшая для вас цена и максимальные инвестиции в создание шляпы — когда вы покупаете ее непосредственно у изготовителя шляпы. Как я могу быть уверен, что если я дам денег какому-то happy_hatmaker431, то действительно получу свою шляпу? И почему Microsoft, Roblox и Nando’s должно волновать, что я купил свою шляпу у happy_hatmaker431 — что им с этого?
Моя шляпа на блокчейне
Если вы покупаете шляпу у ее производителя, он может создать «NFT» (способ доказать, что вы владеете чем-то, сохранив это в блокчейне) — у этого уникального предмета может быть только один владелец. Смарт-контракт можно использовать как способ передачи права собственности от одного человека к другому без необходимости обеспечения доверия друг к другу и без посредничества некой доверенной стороны. Если я покупаю шляпу с помощью смарт-контракта, я владею этой шляпой и могу доказать это, указав на это в блокчейне. В этом случае мы устраняем фактор доверия, поскольку смарт-контракт гарантированно сделает то, о чем говорит, и как только блокчейн подтверждает, что я владею шляпой, запись о передаче становится неизменяемой — я всегда могу указать на ту часть блокчейна, которая доказывает, что я купил шляпу.
Остается только одна проблема — почему Microsoft, Roblox и Nando’s должны уважать мое право собственности? Один из ответов — если я могу выбирать играть в игру, где я могу использовать свою покупку, или в игру, где не могу, возможно, я с большей вероятностью выберу ту игру, в которой я могу носить свою шляпу — таким образом создавая стимул для производителей игр уважать мое право собственности.
Другой вариант — вместо того, чтобы «владеть» цифровым товаром, вы берете его в аренду. Между производителями товаров и каждой из этих платформ может быть заключен свой смарт-контракт — таким образом, процент от стоимости цифровых товаров поступает на ту платформу, на которой вы их используете.
Мир доверия, который еще предстоит изучить
Сегодня существует множество способов передачи товаров от человека к человеку во все более онлайновом мире, но наиболее серьезными кандидатами на лидерство являются криптовалюта, блокчейн и смарт-контракты. Тем не менее, в метавселенной есть ряд проблем, связанных с доверием.
Покупка и продажа товаров — это только начало; нам также необходимо учитывать соображения конфиденциальности в цифровом мире. Сюда входят новые атаки — например, физические атаки, осуществляемые виртуально на людей с носимыми устройствами, — а также препятствование безопасности в пространстве, где скорость и маневренность, скорее всего, определят победителей.