Экспертный разработчик интернет-решений рассказал, как создал систему, позволяющую проводить сделки с недвижимостью вплоть до регистрации в Росреестре полностью в электронном виде.
Продажи жилой недвижимости в крупных городах России сократились в два раза в апреле по сравнению с мартом текущего года. Для сохранения устойчивости на рынке в кризисные периоды особую роль играют аналитика, удобство сервисов и качество услуг, которые предлагают компании, работающие с недвижимостью.
Система дистанционной регистрации недвижимости RENE, ключевую роль в разработке которой сыграл программист Михаил Чижиков, позволяет упростить заключение сделок и совершать всю процедуру, не выходя из дома. Она уже зарекомендовала себя в период пандемии. RENE разработана для одного из крупнейших застройщиков России ГК Эталон и позволила предприятию продолжить продажи жилья, когда другие были вынуждены приостановить сделки.
Как успешные разработки для одной компании могут поддержать целую отрасль, рассказывает Михаил Чижиков, эксперт в сфере интернет-решений для недвижимости с
— В любой кризисный период критически важно не терять клиентов. Система регистрации недвижимости в Росреестре RENE, которую вы создали в качестве ведущего разработчика, во время пандемии коронавируса позволила не просто сохранить, а увеличить число сделок, проводимых ГК Эталон. Каким образом?
RENE — это автоматизация процессов и точка соединения разных информационных систем, созданная в первую очередь для получения удобного сервиса. Оформление сделок с недвижимостью, особенно ипотечных (а таких сейчас больше половины), всегда обусловлено подготовкой и подписанием целой кипы бумаг. Электронные сделки здесь пришлись как нельзя кстати. Безопасно подписать любое количество документов парой нажатий в мобильном телефоне — это действительно удобно, причем настолько, что люди далекие от техники даже не осознают, в какой момент произошло это подписание. Для других участников процесса проведения сделок тоже нашлись плюсы в использовании системы — возможность многоразового использования одних и тех же документов. Клерки были рады возможности не прикладывать одни и те же разрешительные документы или официальные письма в целом потоке однотипных сделок. Естественно, для них электронное подписание тоже заметно ускорило рабочий процесс. Эти факторы и способствовали тому, что использование системы RENE привело к росту числа сделок.
— Можно ли оценить эффект от использования вашей системы в деньгах?
Оценить эффективность RENE в деньгах довольно сложно, но ускорение самого процесса электронной регистрации разительно — с двух месяцев до двух недель, а то и быстрее. Время всегда было очень ценным ресурсом. Ещё одна важная составляющая, которую невозможно пересчитать в рубли — комфорт клиентов. Физические очереди в отделы регистрации, непонятные сроки постановки на учет квартиры в новостройке, отмена или «застревание» сделок из-за недостающего или потерянного документа, невозможность точно узнать, прошла регистрация или нет — все эти вопросы вместе с бумажным оформлением сделок уходят в прошлое после внедрения электронной регистрации.
— Вам в числе первых удалось реализовать техническую сторону создания электронной системы регистрации недвижимости в Росреестре в условиях полного отсутствия информации о том, как это должно происходить. Насколько повлияло на процесс создания ИТ-решения начало пандемии?
Я начал работу над RENE ещё до пандемии. Могу сказать, что переход на электронные сделки тогда шёл неспешно как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Бизнес этот процесс видел по-своему, государство — несколько иначе. Клиентов все эти тонкости, конечно, интересовали меньше всего. Начало пандемии с ограничениями на личные контакты между людьми и остановка привычного бизнес-процесса по совершению сделок заставили шевелиться и госсектор, и бизнес, и людей. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Процесс, который мог продолжаться в вялотекущем режиме ещё несколько лет, кардинально ускорился всего за пару лет. В итоге, мне удалось гораздо быстрее завершить создание системы дистанционной регистрации недвижимости, которое свела практически к нулю личные контакты между людьми.
— Вам удалось совершить большой прорыв для всей отрасли, решив две крайне сложных задачи — интеграцию вашего продукта с Росреестром, который является одним из самых закрытых ведомств в стране, с одной стороны, и убедить людей в безопасности электронных сделок. Какие ещё технические и организационные сложности пришлось преодолеть?
Интегрировать свою даже самую полезную программу с Росреестром — невыполнимая задача для стороннего разработчика. Техническое сообщество от бизнеса, которое имеет возможность разрабатывать продукты для интеграции с Росреестром крайне небольшое. Я устроился на работу в организацию (ГК Эталон, один крупнейших застройщиков), которой удалось пройти длинный путь получения нужных разрешений. После этого была череда технических квестов: невероятно сложно разрабатывать что-либо при недостатке документации и ещё сложнее, когда технические специалисты с другой стороны, со стороны Росреестра, недоступны. При разработке электронной регистрации пришлось столкнуться с проблемами наверно на всех уровнях. Последним препятствием был процесс внедрения. Первые электронные сделки приходилось проводить только с крайне лояльными клиентами, которые могли с понимаем отнестись к возможным проблемам. Никакой так называемой бизнес-песочницей, традиционной для B2B сегмента тут и не пахло, но, в итоге, всё получилось.
— Ваш уникальный опыт взаимодействия с Росреестром способен существенно продвинуть цифровизацию ведомства и упрощения работы с ним бизнеса. Насколько нам известно, вы выступали консультантом для обеих сторон. Поправьте, если ошибаюсь.
Я составил несколько документов с пожеланиями и рекомендациями по улучшению взаимодействия между техническими структурами Росреестра и бизнесом. Это так. И периодически консультировал других специалистов, которые только начинали путь в этой области, поскольку найти нужную информацию в открытом доступе в сети просто невозможно. К сожалению, соглашение с Росреестром о создании этой системы, которое ведомство подписало с компанией-застройщиком на начальном этапе, не поощряет обмен деталями с другими разработчиками.
— Клиенты, которые пользовались вашей системой RENE, становятся буквально живой рекламой и приводят новых клиентов. Что именно привлекает их в решении, только ли экономия времени?
Безопасность на каждом этапе — это важный фактор при совершении сделок с недвижимостью. До внедрения системы RENE, пилотно я уже пробовал регистрировать недвижимость электронно. Клиенты очень настороженно относились даже не столько к самой электронной регистрации, сколько к выпуску электронной подписи, которая является важнейшим и неотъемлемым элементом процедуры. Попытки уговорить воспользоваться ей убеждали клиентов в обратном — надо оформлять всё на бумаге! Ситуацию изменила пандемия. Боязнь заразиться во время лишних контактов с другими людьми пересилила боязнь незнакомой технологии. Когда наработалась статистика по проведенным электронным регистрациям, которая позволила с уверенностью говорить о том, что электронная регистрация не только проще, но и быстрее, сарафанное радио уже сделало своё дело. Сейчас только самые настороженные клиенты задают вопросы об
Скорость, прозрачность всего процесса совершения сделки с недвижимостью, возможность быстро дослать документы, онлайн оплата пошлин — с каждым днем удобств, привлекающих клиентов пользоваться электронной регистрацией, становится всё больше, а вместе с ними больше становится и самих клиентов.
— В числе выгодных преимуществ RENE, которые вам удалось реализовать раньше конкурентов, возможность получить кредит на покупку в любом банке, а также интеграция с банками по международному стандарту ISO 20022. В каком направлении вы планируете развивать систему дальше?
Технически — планируем в первую очередь расширение электронных действий, возможность которых предоставляет Росреестр. Затем, интеграции с различными партнерскими сервисами, такими как службы доставки, информационные базы данных и CRM-системы. Организационно же планируем выйти на рынок регистрационных действий, связанных уже со вторичной недвижимостью. В целом, есть несколько направлений, в которых можно развивать систему RENE. Это могут быть направления, где уже есть другие игроки, таким образом мы сможем навязать интересную конкурентную борьбу. Я вижу также возможности развития системы в сторону ещё никем не реализованных функциональных возможностей.
И я бы хотел, чтобы на рынке появлялось больше конкурентных аналогов нашей электронной системы регистрации недвижимости. Это подстегивает развиваться быстрее, к тому же каждая новая разработка привносит на рынок новые идеи и решения, а удобный сервис становится доступнее для потребителей.