Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе результатов репрезентативного опроса россиян изучил, насколько они ценят достоверность информации в интернете и какими способами стараются ее обеспечить.
Развитие интернета, свободный доступ к сети, анонимность размещения контента привели к взрывному росту числа фейков — ложных информационных сообщений — на разных сетевых ресурсах. К созданию «информационных мистификаций» в последние годы «подключился» и искусственный интеллект, уже способный генерировать контент, который сложно отличить от созданного человеком. В этих условиях особую значимость для интернет-пользователей приобретает умение выявлять и подвергать сомнению ложную информацию, использовать различные стратегии и инструменты для проверки ее достоверности.
Как показал проведенный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опрос населения (в возрасте 14 лет и старше), в 2022 г. чуть более половины пользователей интернета (50,4%) за последнее время сталкивались в сети с информацией, в правдивости которой возникали сомнения.
К другой половине относятся как пользователи, получавшие информацию исключительно из достоверных источников, так и те, кто сталкивался с фейками, но не подвергал их сомнению, не фиксировал такие факты.
Среди россиян, имевших дело с вызывающей подозрения информацией в интернете, 57,3% пытались проверить ее достоверность. Среди молодежи
Способность проверять достоверность контента — важный элемент общей цифровой грамотности. Опрос показал, что россияне с более высоким уровнем цифровых навыков чаще применяют различные стратегии для проверки информации. Так, среди пользователей, которые владеют ими на высоком уровне, 84% столкнувшихся с сомнительной информацией предпринимали какие-либо действия для ее проверки, и лишь 37% — среди пользователей с минимальным уровнем цифровых навыков.
Наиболее распространенная стратегия проверки достоверности информации — поиск ее первоисточника. Согласно результатам опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, этот способ выбирают 59% российских пользователей. По данным опросов исследовательской компании Ipsos (2020 г.), к нему же обращаются 51% жителей Бразилии, 41% — США и 38% жителей Австралии.
Информацию, вызывающую сомнения, 37,9% пользователей обсуждали с друзьями или родственниками, на форумах или в социальных сетях. Примерно столько же (37,1%) пытались найти факты, чтобы ее подтвердить или опровергнуть.
Лишь 4,8% опрошенных прибегали к помощи специальных сервисов для проверки информации (например, Snopes, «Проверено», Fakecheck). В некоторых странах эту стратегию применяют значительно чаще: в Австралии к ней обращаются 25% пользователей сети, проверяющих информацию из интернета, в США — 35%, в Бразилии — 39%.