Технологический ландшафт национальной экономики стремительно меняют технологии распределенного реестра. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы анализа больших данных iFORA определил наиболее перспективные направления их развития и применения в различных отраслях.
Решения на основе технологий распределенного реестра (ТРР), среди которых более всего известен блокчейн, используются для хранения информации, организации эффективного и быстрого электронного документооборота, существенно повышая скорость обмена данными, в частности транзакций, безопасность и уровень доверия к информационным системам и бизнес-процессам. Они все еще являются преимущественно нишевыми и востребованы в первую очередь в финансовом секторе (74%), энергетике (12%), сфере здравоохранения (4%), логистике (2%). Но спектр отраслей, где такие решения начинают применяться, все время расширяется. К массовому внедрению рассматриваемые технологии могут подойти уже к 2030 г., а спрос на них, по оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в России вырастет в 60 раз, достигнув 1 трлн руб. Ожидаемые эффекты предопределяют самые востребованные направления исследований и разработок в области ТРР.
Наиболее зрелые технологические направления блокчейна сформированы в сфере финансовых операций: криптоактивы и цифровые токены, включая невзаимозаменямые токены NFT (от англ. аббревиатуры Non-Fungible Token).
Преобразованные в NFT (№ 1) подписи, счета, страховые полисы, юридические и другие документы, а также видео- и аудиофайлы, невозможно подделать. Спектр приложений технологии, позволяющей удостоверять уникальное право собственности на те или иные активы, уже простирается от обеспечения безопасных цепочек поставок до создания произведений искусства. В перспективе года-двух NFT будут широко востребованы не только на фондовых рынках и в сфере страхования, но и в других отраслях, в частности научных исследованиях и креативных индустриях (музыка, дизайн, видеогейминг). Арт-объекты в формате NFT (от небольших рисунков до предметов интерьера и мебели) могут размещаться не только в виртуальной среде, но в отдельных случаях превращаться в свои физические аналоги. В компьютерных играх благодаря NFT станет возможным синтезировать уникальные объекты игрового пространства и обмениваться ими с другими игроками (направление GameFI).
Криптоактивы (№ 2), в т. ч. электронные деньги, цифровые валюты, криптовалюты и токенизированные активы, как ожидается, будут постепенно вытеснять традиционные формы финансовых средств и ценных бумаг. Все более активную роль в этом процессе играют регуляторы. Центральные банки создают проекты по выпуску национальных цифровых валют (в Китае — цифровой юань, Индии — цифровая рупия, Швеции — электронная крона и др.). Первым в мире государством, официально принявшим в качестве законного платежного средства «Биткоин», стал Сальвадор (июнь 2021 г.).
В России еще в 2020 г. была представлена концепция цифрового рубля: каждый цифровой рубль имеет уникальный идентификационный токен для доступа, тогда как денежные средства хранятся в цифровом кошельке в Банке России. К марту 2023 г. завершился первый этап испытаний цифрового рубля и подготовлена нормативно-правовая база для введения третьей формы денег в России. С апреля 2023 г. началось пилотирование цифрового рубля на реальных операциях.
Один из видов криптоактивов — токенизированные активы (№ 7), закрепляющие в цифровом виде права на ценные бумаги и акции. Несмотря на рост популярности в последние два-три года, массовое внедрение данной технологии вызывает множество дискуссий и упирается в ряд ограничений. Одним из ключевых, например, является необходимость существенных инвестиций в инфраструктуру для масштабирования цифровых активов.
Смарт-контракты (№ 4) и цифровые токены (№ 6) избавляют от необходимости иметь печатную форму договора или документа на собственность и тем самым значительно сокращают бумажный документооборот. Эта же связка технологий используется для распределения ресурсов в децентрализованных автономных организациях (DAO) (№ 9), где координация реализуется без централизованного руководства. Большинство DAO построены на блокчейне Ethereum. Такой подход существенно упрощает бюрократические процедуры, ускоряя административные процессы и ограничивая возможности для злоупотреблений. Подобные эксперименты реализуют в первую очередь digital natives — компании, «рожденные» в цифровом пространстве (онлайн-магазины и биржи, финтех-компании, медиаплатформы и др.), однако уже на горизонте трех-пяти лет число DAO может заметно вырасти, как и внедряющих данную технологию отраслей. Снизить вероятность мошеннических действий позволяет и «умная собственность» (№ 8) — автоматизация договоров и документов о владении объекта с использованием блокчейна.
Высокий интерес к исследованиям ТРР вывел данную группу технологий за пределы финансового сектора. Среди наиболее востребованных на рынке отраслевых приложений блокчейна оказались электронные платформы, имеющие весьма широкий спектр применения: от логистики, операций с недвижимостью до систем электронного голосования и борьбы с отмыванием денег.
Уже в ближайшие годы блокчейн-приложения станут использоваться в сфере транспорта и логистики, в первую очередь в системах мониторинга цепочек поставок (№ 1), благодаря возможности обеспечивать прозрачность и безопасность транзакций между контрагентами за счет единства достоверной информации и неизменяемых записей данных. Смарт-контракты, в свою очередь, позволят в режиме реального времени реагировать на непредвиденные ситуации. Барьер для широкого распространения подобных разработок — высокие риски ошибок и вероятность злонамеренных манипуляций при вводе данных.
ТРР распространятся и в сфере услуг (финансах, торговле, др.). На рынке недвижимости (№ 4) позволят поддерживать прозрачность любых сделок без привлечения юристов, риелторов и нотариусов. Однако говорить о массовом внедрении блокчейн-технологии в данную отрасль пока преждевременно: вопросы стандартизации процессов и законодательного регулирования ограничивают рынок недвижимости традиционными процедурами совершения сделок.
Системы электронного голосования (№ 5) все чаще используют государства для проведения дистанционных выборов (Австралия, Бельгия, Франция, Эстония и др.). В России систему блокчейн-голосования впервые использовали на выборах в 2019 г., а в марте 2022 г. был принят закон, унифицирующий правила и процедуры проведения дистанционного электронного голосования: теперь граждане могут голосовать через интернет или специальное мобильное приложение.
Процессы цифровой трансформации в ближайшие годы коснутся и сферы платежей: на смену традиционной банковской корреспондентской сети придут новые технологические решения. Платформы для совершения трансграничных платежей (№ 8) — ключевой инструмент для работы с криптоактивами. Они позволят создавать, отправлять и получать цифровые валюты и другие токенизированные активы с высокой скоростью и низкой стоимостью. Швейцарский банк международных расчетов (BIS) уже начал тестирование блокчейн-платформы для совершения мультивалютных платежей, которая вдвое снизит стоимость операций.
Смарт-контракты обеспечивают максимально прозрачную связь между творческой деятельностью и монетизацией ее результатов. Системы управления цифровыми контрактами и авторскими правами, которые позволяют ограничивать несанкционированный доступ и распространение цифрового контента, бороться с пиратством и управлять выплатами роялти, замыкают топ-10 приложений блокчейна. Как ожидается, через три-пять лет они займут важное место в креативных индустриях, в частности в СМИ и индустрии развлечений.