Последние несколько месяцев все чаще и чаще стали звучать голоса о том, что отечественная ИТ-отрасль, в самом широком смысле этого слова, становится все более и более привилегированной. Эта та отрасль, на которую государство в последние полтора года стало обращать особо пристальное внимание и предлагать реальные меры финансовой поддержки. Бытует мнение, что на фоне санкций и особенно контрсанкций на рынок вышло много новых ранее неизвестных российских компаний-разработчиков, которые повернули его в сторону продавца...
Взять хотя бы рынок автоматизации бизнеса. Нас часто спрашивают, так кто сейчас диктует условия, продавец или покупатель? Сначала надо принять во внимание, что данный рынок достаточно неоднороден, и чтобы ответить на этот вопрос, следует очертить некоторые рамки. Если мы говорим о рынке в широком смысле слова, не отвлекаясь на нишевые продукты, то спрос и предложение находятся где-то в балансе 50 на 50, а это вполне подходящие условия как для продавца, так и для покупателя.
Но если смотреть по сегментам клиентов с точки зрения вида и объема их бизнеса, то тут можно наблюдать более интересную картину.
Если взять микро-, малый бизнес и нижнюю границу среднего бизнеса, то мы увидим, что ничего не изменилось. Большинство игроков этого сегмента продолжают пользоваться российскими продуктами, такими, как amoCRM, «1С», Битрикс24... И вряд ли, даже если бы не было санкций и контрсанкций, они поставили бы себе SAP или Microsoft Dynamics. Для малого и нижнего среднего бизнеса уже давно работает принцип супермаркета: что лежит на полках и доступно тебе по средствам, то и бери.
Совсем иная картина у среднего и крупного бизнеса. Пик проблем, связанный с уходом иностранных продуктов, пришелся для них на лето прошлого года. К настоящему моменту все уже стабилизировалось. И на смену одной группы рисков неожиданно пришла другая. Конечно, сохраняется риск непоставок продуктов и обновлений, но появился еще один — это риск внезапных государственных инициатив, таких как, например, активизация действия
Могу сказать, что сейчас рынок насыщен предложениями новых BPM-платформ от российских разработчиков. Но мы опять возвращаемся к вопросу безопасности, и эта безопасность имеет специфическую окраску. Если владелец бизнеса намерен автоматизировать какой-то процесс, он должен быть уверен, что отечественный софт, который он выбирает, — это качественный и зрелый софт, и что он, во-первых, может быть гибко адаптирован под структуру бизнеса, а во-вторых, будет адекватно обновляться. И, в-третьих, в наличии имеется оперативная поддержка и достаточное количество специалистов/партнеров, способных работать с данным продуктом.
За последний год на рынке появились десятки компаний, предлагающие автоматизацию процессов на российском софте. И надо очень хорошо разбираться, что за продукты они предлагают. И здесь возникает масса вопросов: а есть ли продукт, или имеется только прототип, готов ли он к эксплуатации, или его придется дорабатывать под заказчика, и если уже есть готовая платформа, то насколько она адаптивна?
Для всех более-менее зрелых продуктов наступает благодатная пора, потому что к российскому софту начинают присматриваться действительно серьезные компании из enterprise-сегмента, которые готовы осуществлять существенные вложения в развитие продукта. Но надо понимать, что, выбирая вендора на российском рынке, не входящего в Топ-5 или в Топ-10, необходимо трезво подходить к оценке его устойчивости.
Директор департамента CХ компании САПРАН Владислав Боркунов подтверждает мои слова. Он считает, что конкуренция на рынке платформ для автоматизации процессов однозначно присутствует, и некоторые решения уже сейчас можно спокойно внедрять вместо отсутствующих аналогов. Разработчики платформ отлично понимают, что изменения на рынке ведут к увеличению заказов, а это значит, что они могут больше инвестировать в развитие своих продуктов. По данным анализа рынка от САПРАН, многие устоявшиеся компании уже достигли определенного статус-кво и приобрели устойчивость.
Однако следует задать себе вопрос, насколько оптимален тот или иной процесс, что является его продуктом, как измеряется производительность того или иного процесса. Что он из себя представляет: управляемую ли систему или пожаротушение? Понимают ли сотрудники добавленную стоимость, которую они создают на том или ином шаге процесса? Получив ответы на эти вопросы, скорее всего окажется, что еще очень много можно сделать в направлении улучшений процессов, их автоматизации, снижения трудоемкости и повышения эффективности. А все это — меньшая себестоимость, бóльшая маржа и бóльшая доля рынка.
Объективно рыночная стоимость российских решений ощутимо ниже иностранных, но аналитическую информацию, показывающей разницу в процентах, пока сложно привести; мы можем ориентироваться только по текущим трендам.
И теперь, пожалуй, можно ответить на вопрос, рынок ли продавца или покупателя мы наблюдаем сейчас. Однозначно можно говорить о наличии устойчивого интереса среднего и крупного бизнеса к отечественным решениям. Но утверждать, что их массово скупают, тоже преждевременно. Те компании, которые ориентированы на получение прибыли, а не на выполнение правительственных директив, предпочитают подождать и посмотреть, как будет развиваться ситуация, так как у многих процесс перехода на автоматизированные системы управления бизнесом на базе иностранного софта завершился не так давно.
В применении к enterprise-сегменту, это, безусловно, рынок покупателя. Компании этого сегмента по умолчанию привыкли к определенным особенностям иностранного софта, и они предъявляют соответствующие требования и к российским производителям. И готовы за это платить.