У искусственного интеллекта, при всей его популярности, имеются проблемы с юзабилити, пишет на портале ZDNet независимый аналитик Джо Маккендрик.

ИИ и связанные с ним технологии пользуются спросом, и руководители компаний стремятся опробовать их, чтобы понять, как они могут улучшить видимость, анализ и прогнозирование. Генеративный ИИ, конечно, является демократизированным ИИ и теперь легко доступен каждому. Однако ИИ, скрытый в недрах приложения — тот, который встраивается в системы и способен принести бизнесу наибольшую ощутимую пользу, — не так доступен, и бизнесу сложнее его понять.

Многоопытный специалист по исследованию данных Рейчел Вудс предупреждает, что, хотя вокруг ИИ формируются убедительные бизнес-кейсы, его юзабилити все еще остается недосягаемым. «У ИИ все еще есть серьезная проблема с юзабилити, — отмечает она. — Большинство людей все еще пытаются понять, как использовать такие инструменты, как ChatGPT/LLM/Generative AI. Все ждут, что кто-то расскажет им о каком-то секретном „убийственном“ сценарии использования. Многие сомневаются в практичности. Но они не называют основную проблему. Дело не в том, что эти инструменты „не полезны“... На самом деле у них просто серьезные проблемы с юзабилити».

Другие отраслевые эксперты отрасли согласны с этим, по крайней мере, в значительной степени. «Причина, по которой ChatGPT, да и ИИ в целом, „зажглись“, заключается в простоте использования и постижении бизнес-пользователями его возможностей в очень простых терминах, — отмечает Энди Турай, главный аналитик компании Constellation Research. — В частности, не разбирающихся в технологиях пользователей поразила способность генеративного ИИ создавать текст, контент, видео и аудио».

С другой стороны, профессионалы в области технологий, «которые по различным причинам, таким как предвзятость, технологические рамки, проблемы ответственности и т. д., ограничивали использование ИИ нетехнологическими пользователями, были потрясены их ошеломляющим откликом и немедленным принятием технологии, — говорит он. — Это придало ее создателям уверенности в ее адаптивности, а также избавило их от необходимости что-то объяснять».

Тем не менее, по словам Вишала Сикка, основателя и генерального директора компании Vianai, лишь «относительно небольшое число людей» глубоко разбирается в вопросах ИИ. По его мнению, таковых в мире от 20 до 30 тыс. человек. Хотя в мире насчитывается около миллиона специалистов в области науки о данных, «многие из них не могут сказать, почему система делает то, что она делает, почему она дает те рекомендации, которые она дает, что может пойти не так или как работают базовые методы», — утверждает Сикка.

Существует разделение между корпоративными сценариями использования ИИ и генеративного ИИ, требующими различных подходов. «Простого создания контента недостаточно, — говорит Турай. — ИИ должен решать бизнес-задачи. Он должен быть ответственным, этичным, объяснимым и проверяемым, его необходимо защищать с точки зрения оригинальности и принятых решений. Это не просто вопросы юзабилити. Эти проблемы могут привести к краху любое предприятие».

Внедрение на предприятиях будет происходить медленно, но уже сейчас на первый план выходят сценарии использования. «Из того, что я видел, в изучение сценариев использования, которые принесут им большую пользу, вовлечены юридические, кадровые, этические и финансовые службы, — говорит Турай. — ИИ может оказаться дорогостоящим, особенно если его использовать неправильно. Он может стоить организациям существования, поэтому необходимо проявлять осторожность и осмотрительность, прежде чем бросаться с головой в эту золотую лихорадку».

ChatGPT сделал ИИ невероятно доступным, но «еще предстоит значительный период роста до того момента, когда будет достигнута реальная ценность, — добавляет Вудс. — Чтобы найти прорывные варианты использования, вам придется либо потрудиться, либо подождать, пока это станет мейнстримом и юзабилити станет более очевидной».

Что должны делать сторонники ИИ, чтобы повысить его юзабилити? Отраслевые эксперты предлагают несколько способов начать:

Откровенное, открытое общение о возможностях и проблемах ИИ. Навык, который руководители и специалисты в области технологий должны развивать более тщательно, — это умение продавать правильные подходы к ИИ для своего бизнеса. «Одна из причин, по которой мы видим, что многие технологические или инновационные идеи терпят неудачу, заключается в том, что они не находят поддержки у бизнес-пользователей, распорядителей бюджетов и руководителей высшего звена, если они не видят, какую ценность они несут для их предприятия, — говорит Турай. — Правда, бывает и обратная ситуация. Технари отвергают потребности бизнес-пользователей как невыполнимые или не вписывающиеся в ограничения бюджета, технологий, ресурсов и затрат».

Образование в области ИИ для всех. «Компаниям любого размера необходимо повышать уровень технической грамотности в масштабах всего предприятия, чтобы создать у себя более широкий круг специалистов, работающих с системами ИИ, — говорит Сикка. — В частности, необходимо обучать больше сотрудников трансцендентным аспектам ИИ. Они должны знать о его ограничениях и слабых сторонах. Не только то, что он может делать, но и то, что он не может делать, и что должно быть заложено в систему ИИ, чтобы компенсировать эти ограничения».

Совместные практикумы. Турай выступает за использование «практикумов, на которые приглашаются технари или внедренцы, новаторы, стратеги, евангелисты, бизнес-пользователи, распорядители бюджета и руководители высшего звена для изучения совместных сценариев использования. Как только они видят предложенные сценарии в действии, их сознание раскрывается. Они начинают изучать потенциальные сценарии использования, которые принесут им пользу».

Формирование кадрового резерва в области ИИ. ИИ есть и будет оставаться узкопрофильной специальностью, как и многие другие области технологий. «Photoshop, Excel, Facebook Ads Manager — все это навыки, — говорит Вудс. — Вероятно, потребуется более 100 часов, чтобы достичь переломного момента, когда интеграция ИИ в повседневную работу и жизнь станет нормой».

В конечном итоге ИИ должен быть ориентирован на человека, считает Сикка. «Слишком много систем не рассчитано на человека, — говорит он. — Нам необходимо объединить силу человеческого понимания с данными и технологиями ИИ — человеко-ориентированный ИИ. Это позволит создать интеллектуальные системы, которые значительно улучшат бизнес-результаты и процессы, поскольку обратная связь с людьми естественным образом повысит производительность и результативность ИИ».