Технологические аналитики оптимистично смотрят на генеративный ИИ и его влияние на будущее предприятия. Главный цифровой евангелист компании Salesforce Вала Афшар приводит на портале ZDNet подборку оценок ведущих исследовательских компаний.
Согласно шестому изданию отчета Salesforce «State of Connected Customer 2023», большинство людей обеспокоены тем, как генеративный ИИ влияет на безопасность данных, этику и предвзятость. Лишь 37% компаний рассчитывают на то, что результаты работы ИИ будут столь же точными, как и результаты работы сотрудника. Исследование показало, что по мере расширения распространения ИИ разрыв в доверии увеличивается. Бренды обращаются к генеративному ИИ для повышения эффективности и улучшения взаимодействия с клиентами. Клиенты, опасаясь технологических рисков, требуют продуманного подхода, основанного на доверии. В целом, 81% клиентов хотят, чтобы в процессе работы генеративного ИИ участвовал человек, проверяющий и утверждающий его выводы.
Демистификация ИИ может значительно снизить страх, связанный с ним. Если мы сможем превратить ИИ из непрозрачного «черного ящика» в прозрачный «стеклянный куб», мы сможем пересмотреть свое отношение к этой технологии. Можно привести веские аргументы в пользу того, что каждая основополагающая модель ИИ должна иметь оценку кредитоспособности FICO.
В недавнем исследовании Salesforce «State of IT 2023», в котором было опрошено 4300 руководителей и менеджеров, принимающих решения в области ИТ, 9 из 10 ИТ-директоров поделились мнением, что генеративный ИИ стал мейнстримом. В отчете говорится, что ИИ и автоматизация лежат в основе эффективности и инноваций. Автоматизация процессов набирает обороты, поскольку компании затягивают пояса и стремятся повысить эффективность, а достижения в области ИИ заставляют ИТ-отделы определять, как — а не зачем — ответственно продвигать свои организации вперед. 86% ИТ-руководителей считают, что генеративный ИИ будет играть важную роль в их организациях в ближайшем будущем.
По данным McKinsey, в 2022 г. ИИ использовали 50% организаций. Аналитики компании утверждают, что генеративный ИИ может приносить ежегодно от 2,6 до 4,4 трлн. долл.
Генеративный ИИ произведет революцию в нашей работе. ИИ — это электричество XXI века. Игнорируйте его — и ваш бизнес останется в темноте. В конце концов, нам уже известно множество способов, с помощью которых генеративный ИИ меняет нашу работу.
По данным исследовательской компании Valoir, ИИ способен автоматизировать 40% среднестатистического рабочего дня. Широкое распространение генеративного ИИ повысило осведомленность общественности о его способности увеличивать производительность и эффективность, а также о существующих рисках.
По мнению Gartner, генеративный ИИ будет оказывать все более сильное влияние на предприятия в течение следующих пяти лет. Аналитическая компания прогнозирует, что:
- В 2024 г. 40% корпоративных приложений будут иметь встроенный разговорный ИИ, в то время как в
2020-м таких приложений было менее 5%. - В 2025 г. 30% предприятий будут иметь стратегию разработки и тестирования с использованием ИИ, по сравнению с 5% в 2021 г.
- В 2026 г. ИИ для генеративного дизайна позволит автоматизировать 60% процессов разработки новых веб-сайтов и мобильных приложений.
- В 2026 г. более 100 млн. человек будут привлекать роботов-коллег для участия в совместной работе.
- В 2027 г. около 15% новых приложений будут автоматически генерироваться ИИ без участия человека, чего сегодня не происходит вообще.
- В 2025 г. более 55% всего анализа данных глубокими нейронными сетями будет происходить в точках захвата на периферии, тогда как в 2021 г. этот показатель составлял менее 10%.
Генеративный ИИ находится на пике ожиданий в цикле Gartner «Hype Cycle for Emerging Technologies 2023».
IDC считает, что технологическая отрасль переживает переломный момент. Никогда еще мы не видели появления технологии с такой поддержкой руководства, с четко определенными бизнес-результатами и быстрым внедрением. IDC выделяет три широких типа сценариев использования генеративного ИИ, которые организациям необходимо оценить, — отраслевые, связанные с бизнес-функциями и производительностью.
IDC отмечает, что с появлением генеративного ИИ ландшафт бизнеса может претерпеть сейсмические изменения. Аналитики советуют руководителям компаний начать с создания следующего прочного фундамента:
- Ответственная ИИ-политика — первостепенное значение имеет четко сформулированная политика в области ИИ, в которой изложены принципы справедливости, прозрачности, подотчетности и защиты данных.
- ИИ-стратегия и дорожная карта, а также роль доказательства концепции (PоC) — ИИ-стратегия ИИ должна включать правила или рекомендации по проведению PоC, а результаты PоC должны использоваться для рекурсивного совершенствования стратегии.
- Интеллектуальная архитектура — конфиденциальность данных, безопасность и защита интеллектуальной собственности также должны быть встроены в архитектуру платформы.
- Переподготовка и обучение персонала — большинство организаций не обладают зрелыми наборами навыков (инженерия подсказок, наука о данных, анализ данных, этика ИИ, моделирование), необходимых для полноценного использования генеративного ИИ.
IDC также отмечает, что основой для генеративного ИИ служат данные. Когда компания опросила клиентов об их данных, были получены тревожные результаты:
- 82% организаций сообщили о наличии изолированных данных (отчет «Future Enterprise Resiliency & Spending Survey»).
- 41% ссылается на то, что данные меняются быстрее, чем они успевают за ними (отчет «Global Data Valuation Survey»).
- 24% не доверяют своим данным (отчет «Future Enterprise Resiliency & Spending Survey»).
- 29% испытывают проблемы с качеством данных (отчет «Future Enterprise Resiliency & Spending Survey»).
Согласно IDC, ключевыми областями применения генеративного ИИ на предприятиях являются генерация кода, управление корпоративным контентом, маркетинг и приложения для работы с клиентами.
Исследование Forrester указывает на следующее поколение современной разработки программного обеспечения, в котором генеративные ИИ-боты TuringBots ускорят и улучшат разработку ПО. Forrester определяет боты Тьюринга как «ПО на базе ИИ, дополняющее автоматизированные и полуавтономные возможности команд разработки приложений, инфраструктуры и операций по планированию, анализу, проектированию, кодированию, тестированию, доставке и развертыванию, обеспечивая при этом вспомогательную интеллектуальную оценку кода, процессов разработки и приложений». По прогнозам Forrester, боты Тьюринга будут писать 10% кода и тестов во всем мире.
Вот другие прогнозы Forrester в области генеративного ИИ для предприятий:
- Каждый четвертый технический директор будет отчитываться перед советом директоров по вопросам управления ИИ. 46% руководителей, принимающих решения в области данных и аналитики, ищут партнеров для внедрения критически важного для бизнеса ИИ.
- 10% предприятий из списка Fortune 500 будут генерировать контент с помощью ИИ-инструментов.
Генеративный ИИ доминирует в отчете Forrester «The Top 10 Emerging Technologies In 2023». В исследовании отмечается, что генеративный ИИ будет помогать большинству компаний меньше рисковать и делать хорошие ставки на развивающиеся технологии.
В исследовании Forrester, посвященном влиянию генеративного ИИ на маркетинг, отмечаются его преимущества масштаба и точности: усиление человеческой интуиции с помощью машинного интеллекта, повышение возможностей творческих работников, добавление масштаба и скорости к качеству креатива.
Компания Constellation Research считает, что генеративный ИИ определит будущее работы. В ее исследовании отмечается, что для многих рабочих задач выигрыш в скорости составит от 1,3 до 5 раз. Рекомендации аналитиков по внедрению генеративного ИИ на цифровом рабочем месте сводятся к следующему:
- четкие руководящие принципы и политика в области ИИ;
- обучение и тренинги;
- структуры управления ИИ;
- надзор и мониторинг;
- сотрудничество и обратная связь;
- создание четких этических рекомендаций;
- проведение оценок этического воздействия;
- мониторинг предвзятости ИИ;
- обеспечение прозрачности;
- обеспечение соответствия нормативным требованиям.
Constellation также считает нужны определять влияние генеративного ИИ с учетом отраслевой специфики. Так, компания отмечает, что генеративный ИИ, который, как представляется, изначально нравится студентам и не нравится преподавателям, приходит в сферу образования, поскольку он внедряется в учебные программы, а также в системы управления обучением.
Ventana Research сообщает о том, как генеративный ИИ на практике поможет продажам и маркетингу. Согласно исследованию компании, в маркетинга это будет происходить за счет повышения эффективности тиражирования маркетинговых кампании и потенциальной возможности персонализации в масштабах организации. Применительно к продажам на местах генеративный ИИ, как предполагается, улучшит возможности отдела продаж по составлению электронных обращений к клиентами и откликов на их запросы, а также по улучшению презентаций. Другие сценарии включают использование генеративного ИИ для автоматического подведения итогов обзвонов и размещения их в соответствующих отчетах о возможностях, что повысит точность и своевременность. Это положительно скажется на продуктивности продаж, но само по себе будет представлять собой не столько революцию, сколько эволюцию.
По данным Ventana, в 2025 г. более четверти организаций, занимающихся продажами, будут использовать генеративный ИИ для автоматического подведения итогов встреч, персонализации работы с клиентами в масштабах компании и создания специализированных инструментов продаж, что позволит повысить продуктивность продаж и выделить больше времени для прямых продаж с целью повышения винрейта. Использование ИИ для автоматизации и повышения эффективности — еще один пример того, что интеллектуальная автоматизация является мощным инструментом для ИТ-директоров.