Может ли ИИ оживить вялотекущий рынок искусственной реальности (ИР, artificial reality)? Чтобы увидеть его возможности в этой области, не обязательно надевать гарнитуру, отмечают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.
Кажется, что это естественное сочетание — объединение возможностей ИИ с иммерсивной ИР, которая заменяет зрение пользователя, и дополненной мультимедийной средой, которая его дополняет. Однако будет ли достаточно этого слияния для ускорения развития рынка, который до сих пор не выглядел впечатляющим?
По мере развития технологии компьютерного зрения ИИ будет распространяться и на ИР, прогнозирует Джозеф Тоу, управляющий директор компании Sony Ventures, которая управляет венчурными инвестициями Sony. «Благодаря глубокому обучению системы компьютерного зрения смогут использовать обширные массивы данных для повышения точности и скорости обнаружения и распознавания объектов», — поясняет он. Этот прорыв, по словам Тоу, создаст значительный потенциал для решений в области компьютерного зрения, основанных на ИИ. «В целом, технологии ИИ могут помочь улучшить наши органы чувств, что является критически важным элементом для внедрения ИР», — полагает он.
По словам Джона Томика, бизнес-стратега и футуриста консалтинговой компании Slalom, ИИ уже начинает использоваться для расширения возможностей ИР, привлекая к ней все большее внимание, особенно когда речь идет о расширении возможностей восприятия. «Способность распознавать людей, места и предметы, а затем дополнять эти распознанные элементы расширенной информацией — это очень интересное направление», — считает он. Томик полагает, что в аэропортах, музеях и других общественных местах эта возможность когда-нибудь будет использоваться для предоставления посетителям индивидуально подобранной полезной информации на конкретном языке.
По словам Шилпы Прасад, директора по новым разработкам LG NOVA, центра инноваций LG Electronics в Северной Америке, союз ИИ и ИР — это не только совершенствование существующих технологий, но и создание новых путей взаимодействия человека и компьютера. «Исторически сложилось так, что ИР в значительной степени опирается на графические пользовательские интерфейсы, — отмечает она. — Пользователи взаимодействуют с этими интерфейсами с помощью кнопок или виртуальных экранов, воспроизводя опыт традиционного взаимодействия с компьютером. Среды, управляемые ИИ, будут более интуитивными и естественными».
По словам Томика, ИИ, безусловно, будет иметь большое значение для внедрения ИР. «Узкое место, связанное с созданием контента, сдерживает развитие технологий и опыта ИР, но ИИ может оказать сильное влияние на преодоление этой проблемы, — отмечает он. — Включение возможностей генеративного ИИ в ИР-опыт позволит организациям двигаться гораздо быстрее».
Возможные области применения искусственной реальности
По словам Тоу, в настоящее время ИР с поддержкой ИИ опирается в основном на опыт и контекст. Томик считает, что в перспективе ИР на базе ИИ может позволить пользователям создавать виртуальную или смешанную реальность, которая будет уникальной, динамичной и менее сценарной, чем существующие подходы. Другой возможностью является использование искусственного эмоционального интеллекта в среде ИИ/ИР для улучшения маркетингового опыта. «Мы видим, что этот вопрос рассматривается во многих отраслях, включая здравоохранение, банковское дело и путешествия», — отмечает он.
По мнению Прасад, ИР с поддержкой ИИ может привести к появлению новых способов доступа к компьютерам и их использования. «Надев ИР-гарнитуру, пользователь получит интерфейс без рук, соединяющий цифровой и реальный миры, — поясняет она. — Это как если бы он получил в свое распоряжение суперкомпьютер, позволяющий в реальном времени получать инсайты и накладывать данные на физическое окружение».
Несмотря на то, что ИИ способен значительно расширить возможности ИР и улучшить пользовательский опыт, не существует единого чудодейственного средства, которое гарантировала бы в конечном итоге широкое распространение ИР. «Принятие зависит от многих факторов, таких как технологическая зрелость, доступность для основной аудитории, интересные приложения и этические соображения», — говорит Тоу. Для того чтобы ИР стала мэйнстримом, необходимо социальное принятие людьми этой технологии. «Чтобы это произошло, спрос на опыт должен стать сильнее недостатков», — отмечает он.
Потенциальные препятствия на пути развития ИР
Стоимость, форм-фактор, пользовательский опыт и некоторые другие факторы должны будут продолжить развитие, прежде чем ИР станет мэйнстримом. По словам Тоу, в мире, где ИР стремится интегрироваться с физическим опытом и чувствами людей, самым большим препятствием на пути к ее широкому распространению будет создание возможности естественного взаимодействия с платформами и экосистемами.
По мнению Прасад, одной из главных причин, по которым ИР до сих пор не стала массовой технологией, является недостаточная гибкость пользовательского опыта. «Технология, которая обещает дополнить реальность, должна органично объединять виртуальное и реальное, и любые недостатки в выполнении этого обещания могут отпугнуть пользователей, — поясняет она. — Более того, в настоящее время ИР находится в поисках „убойного“ приложения — сценария использования, в котором только ИР может предложить идеальное решение». Из-за отсутствия такого приложения ИР остается очередной «приятной мелочью», а не превращается в необходимый инструмент.
Что впереди
По словам Томика, он с нетерпением ждет будущего ИР. «От того, как мы учимся, как поддерживаем здоровье, до того, как работаем или развлекаемся — у ИР везде велик потенциал объединения всех данных, необходимых для создания надежного способа восприятия и познания мира», — говорит он.
Обращаясь к прошлому, Прасад видит интересную аналогию между эволюцией автомобилей и ИР. «Какое-то время автомобили и лошади сосуществовали, пока не были решены проблемы, связанные с ограничениями автомобилей, например, с поиском топлива», — говорит она. Переход от лошадей к автомобилям был связан не только с технологическим превосходством, но и с созданием инфраструктуры поддержки. «Как и всем предшествующим технологиям, ИР потребуется своя версия „бензоколонки“ — экосистема и инфраструктура, поддерживающая ее широкое распространение», — считает Прасад.