Создание партнерской экосистемы обеспечивает более быстрые и недорогие решения, ускоряющие трансформацию, пишут на портале InformationWeek топ-менеджеры EY Грег Сарафин и Джефф Вонг.

В условиях экономической неопределенности и обострения конкуренции у крупных организаций есть два варианта: разрушить или быть разрушенными.

Несмотря на то, что устоявшиеся организации могут предложить больший опыт работы на рынке, авторитет бренда, капитал и клиентскую франшизу, им часто не хватает гибкости и креативности, необходимых для внедрения инноваций в соответствии с быстро меняющимися ожиданиями клиентов. С другой стороны, многие компании, находящиеся на ранних стадиях развития, гордятся своей оперативностью и культурой инноваций, но испытывают трудности с эффективностью затрат, управлением данными и масштабированием.

Руководители как новых, так и уже существующих организаций осознают неэффективность существующих моделей и ищут новые возможности через экосистемное партнерство. В рамках такого партнерства организации объединяются для совместного создания продукта или услуги, выхода на рынок с общим кругом потребителей и последующего участия в генерируемой ими ценности.

Эффективный экосистемный подход позволяет ускорить инновации и повысить производительность. Об этом свидетельствуют результаты опроса руководителей компаний, имеющих высокоэффективную экосистему:

  • 65% утверждают, что такая модель повышает эффективность и снижает затраты;
  • 59% утверждают, что она помогает им расширяться в новых географических регионах;
  • 57% отмечают, что она помогает им в создании нового совместного продукта.

Благодаря экосистемам компании могут быстро получить доступ к ресурсам партнеров по всему миру в таких областях, как искусственный интеллект, квантовая техника, робототехника и др. Такое сотрудничество позволяет им по-новому и мощно трансформировать свои технологические возможности.

Зачем создавать экосистему?

В течение многих лет компании больше инвестировали в развитие собственного бизнеса и приобретение других компаний, чем в партнерские отношения, отчасти потому, что интеграция процессов и технологий была серьезным препятствием. Современные инфраструктура — публичные облака, большие данные, автоматизация и искусственный интеллект — значительно повышает скорость создания ценности и эффективность использования капитала в моделях партнерства. И хотя при правильном подходе покупка или создание собственной системы все еще могут быть ценными, партнерская экосистема предлагает более быстрые и недорогие решения, ускоряющие трансформацию. Вот на что она способна:

  1. Увеличение прибыли. Опрос более 800 руководителей компаний, использующих хотя бы одну экосистемную бизнес-модель, показал, что в среднем экосистемы приносят 13,7% их совокупной годовой выручки, обеспечивают сокращение затрат на 12,9% и дают 13,3% дополнительной прибыли. В условиях все более низкой нормы прибыли партнерство может стать ключевым отличием процветающего бизнеса от несостоятельного.
  2. Добавление разнообразных ресурсов в творческий процесс. В то время как традиционные компании могут стать жертвой «группового мышления», экосистемы используют коллективный опыт различных участников. Это приводит к появлению новых идей, которые ни один из участников не смог бы реализовать в одиночку.
  3. Расширение базы инновационных активов. Объединяя ценные таланты и ресурсы, такие как данные, лаборатории и интеллектуальный капитал, компании могут не только увеличивать свою ресурсную базу, но и снижать капитальные затраты и инвестиционные риски.
  4. Повышение эффективности затрат и ресурсов. Используя существующие ресурсы — как физические активы, так и персонал, — компании могут быстрее доставлять решения.
  5. Повышение гибкости и сокращение времени выхода на рынок. Используя внешние активы и интеллектуальный капитал, компании могут задействовать имеющуюся экспертизу, а не нанимать новый персонал.

Итак, с чего начать?

Влияние экосистем на современные кардинальные цифровые преобразования позволяет проводить параллели с другими важными технологическими эволюциями. В частности, вспоминается эволюция технологий производства и дистрибуции, которая позволила перейти от вертикальной интеграции к многоуровневым сетям поставок. Отличие заключается в том, что экосистемные модели смотрят вперед, а не назад в цепочке создания ценности, позволяя создавать совершенно новые цепочки.

Однако, несмотря на очевидные преимущества экосистем, эти бизнес-модели сложны в контрактном, логистическом и коммерческом отношении. Это особенно актуально, если учесть сложности партнерства с технологическими компаниями, находящимися на ранних стадиях развития.

Итак, с чего же следует начинать руководителям, рассматривающим возможность партнерства или альянса?

  1. Проведите инвентаризацию наиболее важных инновационных направлений и оценить их с точки зрения модели экосистемы. Ключевыми критериями могут быть потребности во внешней экспертизе и интеллектуальном капитале, снижение риска для капитала и ускорение вывода инноваций на рынок.
  2. Сосредоточьте время и ресурсы на выборе подходящих партнеров по экосистеме. Оценить этих партнеров с точки зрения их вклада в интеллектуальный капитал, доступ к клиентам и технологиям. Убедитесь, что их цели и задачи совпадают с целями и задачами экосистемы в целом, и старайтесь привлекать в качестве партнеров лучших сотрудников.
  3. Будьте готовы играть активную роль оркестратора экосистемы. Экосистемы требуют лидерства. Возьмите на себя инициативу по установлению основных правил, созданию общей технологической платформы и обеспечению оперативного руководства.
  4. Рассмотрите возможность создания должности директора по партнерской экосистеме, не зависящего от технического директора, директора по стратегии или даже генерального директора, для управления стратегическим и сложным характером альянсовых отношений и более широкой ценностью развитой партнерской экосистемы.

Каждый руководитель предприятия понимает, что будущее его компании зависит от способности эффективно внедрять инновации. Мы заметили, что компании, внедряющие инновации в одиночку, не так эффективны, как их коллеги, работающие в сотрудничестве.

Экосистемы могут стать для вас ускорителями и катализаторами инноваций и творчества. Во времена беспрецедентных вызовов и неопределенности стоит воспользоваться бизнес-экосистемой как проверенным решением.