Концепция Web3 впервые была сформулирована в 2013 году, на какое-то время захватила умы, забылась и вновь возродилась в 2021 году на фоне возрастающей стоимости криптовалют и повышенного интереса к NFT. Потом интерес к теме снова спал, казалось, что децентрализующие принципы Web3 ушли на второй план. Очевидно, хайп прошёл, и началось медленное поступательное развитие с более-менее очевидными перспективами. Какими — читайте ниже.
Перспективы технологии NFT после прошедшего хайпа
Первый NFT-токен был создан в 2014 году — Quantum («Квант») создал американский художник Кевин Маккой. Спустя три года PixelMap предложил покупать и хранить изображения в блокчейне. На несколько лет эта практика обрела популярность. Один только Decentraland — виртуальный мир, созданный в 2018 году на основе блокчейна — привлёк 20 млн. долл., а к 2020 году стоимость всего рынка NFT составляла уже 250 млн. долл. Но в 2022 году интерес к технологии невзаимозаменяемых токенов стал резко падать — их ежедневные продажи снизились на 92%. Чего ждать от NFT в будущем?
Можно предполагать, что в горизонте десятилетия главной тенденцией развития этой технологии станет институализация и расширение области применения. В период хайпа NFT как технология больше всего применялась в цифровом искусстве, однако ее применение может выйти далеко за эти рамки. Технология NFT помогает сделать цифровой актив уникальным и показывает, кто его владелец, без необходимости обращаться к посредникам. Такие «цифровые сертификаты подлинности» могут подтверждать уровни и достижения в образовании, в музыкальной или медиасфере: музыканты, исполнители, создатели любого контента могут использовать NFT для продажи своих произведений напрямую слушателям, минимизируя зависимость от посредников; можно отслеживать происхождение товаров и материалов, что улучшает прозрачность и верификацию в цепочке поставок, что сделает приобретение удобнее для покупателей и коллекционеров. Скорее всего, постепенно официальные институты признают NFT, когда будут определены правила и законодательная база.
Крипоактивы и цифровые рубли: надежды и перспективы
Ожидается, что цифровые активы и криптовалюты станут частью легального поля и обыденной финансовой практики. Предпосылки к этому есть уже сейчас: в начале 2023 года Банк России анонсировал поэтапное внедрение цифрового рубля, что предполагает разработку соответствующего законодательства, регулирующего налогообложение, обороты, хранение и другие вопросы. Для государства — это возможность снизить уровень теневой экономики (благодаря монополии Центробанка, поскольку он будет являться и создателем, и оператором, и хранителем пула цифровой валюты, в отличие от децентрализованных криптовалют). Очевидно, что роль банков, которые сейчас выполняют роль операторов и держателей средств может измениться: например, они будут предоставлять клиентам инфраструктуру для перевода средств из одной формы в другую: наличную, безналичную, цифровую.
Цифровая идентичность и её возможности
Принципы Web3 предполагают уход от монополии ИТ-гигантов, типичной для Web 2.0, к децентрализованному интернет-сообществу, где каждый получит возможность управлять своей цифровой идентичностью. Сейчас наши данные хранятся в соцсетях, финансовых и государственных организациях, любых сайтах и приложениях, где мы регистрируемся. В недалеком будущем мы сможем сами управлять своим цифровым следом и самостоятельно решать, какую информацию и в каком случае открывать о себе. Простой пример: если вам нужно подтвердить свой возраст в магазине, вы можете предоставить только информацию о своем возрасте, а не всю личную информацию. Реализация такой децентрализованной идентификации может быть основана на технологии блокчейн. В данном случае каждый пользователь создает цифровой идентификатор, который записывается в блокчейн, где сохраняются данные о его личности. Пользователи могут контролировать, как и с кем делиться своими данными, используя криптографические ключи для защиты и верификации своей идентичности
DAO и перспективы их существования наравне с централизованными институтами
DAO (decentralized autonomous organization) — это децентрализованная автономная организация, которая управляется с помощью голосования владельцев токенов управления (governance tokens) блокчейн-проекта при помощи смарт-контрактов.
Такой принцип организации предполагает, что любой владелец токенов может самостоятельно выдвинуть предложение по развитию проекта или поучаствовать в голосовании за другие предложения. Чаще всего они касаются распределения специально зарезервированных средств — казны проекта (treasury).
В будущем такие сообщества могут существовать в легальном поле наравне с традиционными юридическими лицами. Ожидается, что для них будет создано соответствующее правовое управление. Бизнес оценит возможности скорости принятия решений в DAO, прозрачность и возможность учитывать интересы всех участников комьюнити. А госструктуры в таком случае отдадут самоорганизующимся структурам часть полномочий, например, в сфере голосования, фондирования, регистрации собственности и социального обеспечения.
Перспективы отдельных Web3-экосистем типа TON
Будущее также сулит перспективу развития Web3-технологий, в которые будут объединяться люди общих ценностей и интересов.
Пока следить за актуальными возможностями таких сообществ мы можем на примере TON (The Open Network). Это блокчейн-платформа от создателей мессенджера Telegram. Она предназначена для быстрых и безопасных переводов и создания новых приложений. TON представляет собой что-то вроде огромного распределенного суперкомпьютера, предназначенного для размещения и предоставления разнообразных услуг. Разработчики пытаются создать полноценную экосистему с децентрализованным хранилищем, децентрализованными сервисами, системой доменных имен (эквивалент DNS), анонимной сетью, платформой для мгновенных платежей, а также доступной и быстрой обработкой транзакций. Сейчас TON активно интегрируется в Telegram в виде различных приложений, например с помощью Wallet Pay — сервиса приема платежей в криптовалюте. Заявленная цель — вовлечь в экосистему TON около 30% активных пользователей Telegram к 2028 году (это порядка 500 млн. человек). На сегодняшний день в Web3-индустрии насчитывается всего 15 млн. активных пользователей — таким образом TON намерён привлечь в Web3 в 33 раза больше пользователей, чем их всего существует сейчас.