Дизайнеры сотрудничают с самыми разными людьми при создании визуальных решений. В процессе работы мы получаем отзывы от клиентов, коллег-дизайнеров, маркетологов, разработчиков, менеджеров, управленцев и генеральных директоров. Эффективное обсуждение и здоровая коммуникация на этапе согласования — ключ к созданию успешных проектов. Чтобы прийти к хорошему решению, необходимо тесное сотрудничество внутри команды. Предоставление хорошей обратной связи является ключевым компонентом любого процесса сотрудничества. Но часто процесс согласование дизайна приводит к бесконечному циклу правок, затягиванию сроков и потере мотивации с обеих сторон. Ввиду отсутствия ясности в отношении той или иной проблемы и хаотичных комментариев, иногда это может перерасти в большое количество разногласий и сделать процесс работы над проектом бесконечным и бессмысленным.
Однако обратная связь — это то, что дизайнеры получают, чтобы улучшить свои проекты, а не наоборот. Вот краткое описание того, как вносить и работать с правками, чтобы в итоге это приводило к сильным дизайн-решениям.
Почему возникают правки. Наиболее распространенные кейсы
Зачастую непредоставление клиентом всех нужных данных на старте и нехватка экспертизы в той или иной сфере у дизайнера становятся причиной недовольства заказчика и приводят к большому числу корректировок. Также причиной могут стать отсутствие договоренности о количестве итераций, понимания самого понятия "правка« и на что они могут распространяться.
Изначально негативное отношение к правкам как со стороны клиента, так и со стороны дизайнера тоже может стать проблемой в построении здоровой коммуникации. Ведь у заказчика, скорее всего, уже есть какое-то видение конечного дизайна и оно может сильно не совпадать с решением исполнителя. Также дизайнер иногда может слишком эмоционально привязываться к своему решению и любую критику воспринимать болезненно. Важно помнить, что обсуждение и внесение комментариев — нормальный процесс создания любого успешного продукта или проекта, поэтому нужно отбросить лишние эмоции и мыслить конструктивно.
Как заказчику правильно давать дизайн-фидбек, чтобы ускорить процесс без потери качества
1. Отделяйте вкусовщину от конструктива
Старайтесь избегать формулировок из разряда «мне это не нравится» или «этот синий недостаточно синий», потому как они свидетельствуют, скорее, о вашем личном вкусе и по сути не имеют отношения к делу. Подумайте о том, как то или иное дизайн-решение повлияет на бизнес-показатели, метрики и цифры. Аргументируйте ваши комментарии именно со стороны вашей экспертизы в той или иной области (маркетинг, продажи, разработка), а не через призму личных предпочтений.
Поскольку дизайн продукта влияет практически на каждый аспект любого бизнеса, дизайнерам важно понимать, как их решение повлияет на те или иные показатели, и именно здесь мнение заказчика может быть действительно ценным. Также не забывайте мыслить со стороны вашей целевой аудитории и помните, что ваши предпочтения не всегда могут совпадать.
2. Проговаривайте проблему, а не решение
Работа дизайнера заключается в создании решений проблемы дизайна. Ваша задача, когда вы даете хорошую обратную связь, состоит в том, чтобы помочь ему определить проблему и оценить решение. Попытка его создать — это самая бесполезная вещь, которую вы можете сделать, если только дизайнер сам не попросит об этом.
3. Участвуйте в обсуждении на всех этапах работы
Частый кейс: рабочая группа со стороны клиента появляется в полном составе только на финальной защите дизайнерского решения. Это приводит к кратному увеличению комментариев с разных сторон бизнеса, которые могут противоречить друг другу и полностью разрушить предложенную концепцию, вследствие чего дизайнеры уходят на следующий круг доработок, процессы затягиваются и дедлайны откладываются. Разделите процесс согласования и привлекайте заинтересованных лиц от бизнеса на всех этапах обсуждения, чтобы избежать такой ситуации.
Как дизайнеру подойти к своей работе, чтобы минимизировать правки
1. Оговорите количество итераций и процесс заранее
Еще на начальном этапе работы над проектом обговорите с заказчиком все подробности, цели и объясните процесс работы над их реализацией. Вряд ли заказчик в курсе, как строится процесс разработки дизайна, поэтому лучше сразу обозначить алгоритм внесения правок и сколько их возможно внести в рамках договора. Также стоит уточнить вопрос дополнительной оплаты тех корректировок, которые выходят за пределы контракта. Важно подчеркнуть наличие различий между крупными и мелкими правками — первые вносятся гораздо дольше, потому и стоят дороже.
2. Ориентируйтесь на заполненный бриф
Заполнение заказчиком брифа подразумевает уточнение всех ключевых показателей: форматы, сроки, цели проекта, целевую аудиторию и прочие особенности. Наличие брифа необходимо для понимания дизайнерам задач, возможности их выполнить с первого раза и дальнейшей подстраховки: всякий раз, когда заказчик присылает корректировки, можно свериться с брифом и понять — коррелируются ли они с целями проекта или это просто прихоть клиента. Это минимизирует количество правок и ускорит процесс сдачи проекта.
3. Дайте клиенту достаточное количество времени на оценку дизайна
Предложите заказчику подумать над дизайном пару дней, показать его своим коллегам, друзьям — любой фокус-группе. Объясняйте это тем, что это позволит собрать наиболее точную обратную связь, которую дизайнеру будет проще и быстрее обработать. Также чаще всего клиенту необходимо несколько дней чтобы привыкнуть к новому решению, и часть комментариев отпадет за ненадобностью.
4. Будьте открыты к диалогу и не воспринимайте комментарии лично
Помните, что обратная связь касается дизайна, а не вас лично. Отделяйте свою индивидуальность от работы и избегайте оборонительных действий. Когда кто-то оставляет отзыв о вашем дизайне, важно помнить, что он оценивает вашу работу, а не вашу ценность как личности или дизайнера. Отделяя свою самооценку от дизайна, вы можете более объективно оценивать отзывы и вносить необходимые улучшения. Этот сдвиг в мышлении имеет решающее значение для профессионального роста и здорового процесса развития дизайнера.