НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
 

Алексей Малышев: «Виртуальный помощник может отвечать на звонки и проводить аналитику»

Юрий Николаев | 20.12.2023

Ведущий разработчик программного обеспечения — о пользе искусственного интеллекта для бизнеса и полиции и о том, как построить карьеру в ИТ от найма до собственного стартапа.

Глобальная цифровизация и стремительное развитие новых технологий, привели к тому, что многие фантастические сценарии стали реальностью. За всем этим стоят разработчики, которые придумывают все новые решения того, как сделать жизнь людей удобнее. ИТ-технологии уже помогают оптимизировать бизнес-процессы, проводить аналитику, следить за здоровьем. И даже снимать отпечатки пальцев — проект разработал Алексей Малышев, ведущий эксперт по разработке ПО, построивший карьеру на американском рынке ИТ, выпускник международной бизнес школы Hult. Его программу снятия отпечатков пальцев с помощью алгоритмов используют полицейские США. Сейчас программист работает над новым ИТ-решением для бизнеса — виртуальные операторы колл-центров, которые смогут не просто выдавать заготовленные ответы, а импровизировать. Какой путь нужно пройти, чтобы создавать проекты, меняющие реальность, узнали у Алексея.

Вы начали карьеру сразу с международных компаний. Причем первым работодателем стало представительство всемирно известной ИТ американской структуры Lucent Technologies, где создавались решения мирового уровня и работали нобелевские лауреаты. Как это произошло?

Верно, опыта у меня не было, да и по специальности я был радиоинженером. Но всегда мечтал заниматься программированием. Девяностые были временем возможностей, когда шанс проявить себя был у каждого, кто к этому стремился. Так случилось и со мной — я просто отправил резюме Lucent Technologies, представительство компании как раз открыли в России. Меня пригласили в команду. Профессию я изучал прямо в процессе. Я испытывал невероятное воодушевление, ведь азы постигал в очень профессиональном коллективе. В компании создавались ИТ-решения мирового уровня, разное время из нее выходили нобелевские лауреаты. Я получил опыт работы с ведущими специалистами отрасли, а также получил навыки работы над инновационными решениями в сфере программного обеспечения.

После такого старта другие компании приглашали вас уже на руководящие позиции. В частности, Вы проявили себя как эффективный управленец в компании sunrise-r, которая занималась разработкой программы для тестирования мобильных сетей. Под вашим руководством, команда в кратчайшие сроки переписала свою часть кода. Расскажите подробнее об этом опыте.

Меня пригласили возглавить направление в финской компании sunrise-r, она была, как у нас говорят, аутсорсинговой компанией. Мы делали работу для другого заказчика. Требовалось полностью переписать анализатор сетей связи. Всего над проектом работало больше двухсот программистов, а у нас было человек восемь-девять. От меня зависел набор команды, общий результат проекта. Конечно, это было серьезным этапом моей карьеры. Одно дело, когда ты отвечаешь за свой результат, другое — нести ответственность за целый коллектив. Но, думаю, мне действительно удалось проявить себя в качестве эффективного руководителя, поскольку проект мы закончили в срок. Он стал довольно успешным на рынке, и пользуется спросом и по сей день.

Несмотря на высокие результаты, такие как успешное создание ИТ-продуктов и эффективное управление проектами в крупных компаниях, вы предпочли свободное плавание — стали сооснователем американского стартапа. Какими ключевые навыки нужны, чтобы добиться такого результата на рынке ИТ в США?

Для начала важно иметь опыт работы в ИТ-сфере, знание современных технологий и инструментов, а также умение работать в команде и управлять проектами. Кроме того, необходимо иметь навыки поиска и анализа информации, адаптивности к изменениям и готовности к риску. Важно также уметь эффективно коммуницировать с клиентами и партнерами, а также иметь понимание особенностей работы в узкой нише и способов поиска клиентов в этой нише. По этой причине как один из руководителей стартапа testRigor я решил изучать экономику в бизнес школе Hult. В проекте мы продвигали «умное тестирование», то есть фактически это был тренажер приложений, максимально приближенный к реальности. Но мало создать такой продукт, его нужно продать. Чтобы выполнять работу такого уровня, невозможно не обладать специализированными знаниями. Как подать разработку, кому ее предложить, как просчитать экономический эффект, где найти инвестиции — эту науку пришлось изучать. В итоге мы нашли спонсора, это позволило успешно завершить проект и выпустить продукт на рынок.

Одновременно, несмотря на внушительный опыт, вы продолжили развиваться как разработчик, получив около 10 сертификатов о дополнительном образовании на престижной платформе, которая основана профессором из Стэнфорда. Вы получили новые знания, связанные с машинным обучением, работе с нейросетями и др. Неужели ваша область знаний меняется настолько быстро?

В сфере ИТ постоянно появляются новые инструменты, языки программирования, меняются подходы. То, что я использовал в начале своего пути, сейчас уже устарело, поэтому как разработчик я должен владеть современным инструментарием. У разработчиков процесс обучение не останавливается ни на минуту. К примеру, не так давно я прошел серьезную подготовку по теме, связанной с искусственным интеллектом, в частности, как использовать нейронные сети в своей работе. Эти десять сертификатов я получил по таким направлениям как основы цифровой обработки, нейронные сети и обучение, структурирование проектов машинного обучения, улучшение глубоких нейронных сетей, настройка гиперпараметров, регуляризация и оптимизация, сверточные нейронные сети, а также модели последовательности генеративный ИИ с большими языковыми моделями и другие.

Подозреваю, это было связано с задачами, которые вы решали в разработке для полиции США — программа для снятия отпечатков пальцев и поиска совпадений, куда вы получили приглашение, как опытный и эффективный разработчик. Для чего потребовался этот ИТ-продукт?

Да, мне посчастливилось поработать в компании, которая разрабатывала проект для американской полиции по сканированию отпечатков пальцев. До появления электронных сканеров пальцы опускали в специальные чернила и прокатывали на специальных карточках, где под каждый палец была предусмотрена своя ячейка. Однако с развитием электроники такие карточки были оцифрованы. Оказалось, что снять качественный отпечаток — довольно непростая задача. Пальцы могут быть слишком сухие или наоборот — слишком влажные. В таких случаях отсканированный отпечаток будет либо блеклый, без четкого рисунка, либо слишком темный. Это крайне затрудняет процесс распознавания отдельных папиллярных линий.

Ваш алгоритм не только решил эту проблему, но и принес значительный экономический эффект: разработка заменила модуль, за который компания платила стороннему разработчику. Как вы проверяли точность системы, прежде чем внедрить ее в отделах полиции?

Для тренировки нейронной сети требуется большое количество примеров с заранее известной оценкой. Тут нам помог заказчик, который предоставил необходимую базу данных для проверки. Еще несколько месяцев у меня ушло на то, чтобы выбрать правильную архитектуру нейронной сети и натренировать ее. Тут было еще одно требование — для совместимости с уже установленным ПО, она должна была работать на обычном процессоре, поэтому пришлось искать баланс между точностью оценки и скоростью вычислений. В результате эта задача была решена, и сейчас моя библиотека работает на сотнях компьютеров, облегчая работу полиции.

Сейчас вы работаете над новым уникальным проектом с использованием искусственного интеллекта — это создание виртуальных ассистентов. В чем заключается идея?

Действительно, сейчас я занимаюсь созданием интеллектуальных ассистентов для сферы продаж и поддержки пользователей. Идея заключается в том, чтобы использовать виртуальные помощники в той части, где требуются механические, рутинные действия, чтобы специалисты могли сосредоточиться на более важных задачах. Первый опыт работы в этой сфере я получил еще в 2000-х, когда работал в топовой по тем временам американской компании Artificial Life Rus, которая открыла представительство в Санкт-Петербурге. Мы создавали программу для школьников под рабочим названием «Эйнштейн», где можно было получить информацию о работе ученого. Так вот, там использовались первые подобные технологии. Понятно, что тогда они были более примитивные. «База знаний» состояла из заранее подготовленных ответов на вопросы. Правильный ответ выбирался на основе ключевых слов в вопросе. Современные электронные ассистенты, основанные на нейронных сетях, работают иначе. Они и в самом деле стали умнее и способны имитировать работу мозга человека.

Именно эту особенность вы решили использовать в своем проекте. Замечу, что ничего подобного в мире пока нет — в этом смысле вы первопроходец. Как будут работать ваши виртуальные помощники?

Я планирую использовать современные модели искусственного интеллекта для того, чтобы создать автоматизированного оператора, который будет принимать звонки и отвечать на вопросы пользователей на основе базы знаний заказчика. Это могут быть документы, таблицы, например, таблицы цен и тому подобные. Это новый проект, который основан на последних текстовых моделях, которые появляются каждую неделю.

Виртуальные помощники могут значительно улучшить качество обслуживания клиентов, повысить эффективность работы операторов и будут полезны любым компаниям, которые занимаются продажами, включая банки. В чем еще их польза?

В первую очередь виртуальные помощники позволят операторам колл-центра сосредоточиться на более сложных задачах в работе с клиентами, поскольку могут автоматизировать ряд процессов, таких как прием и обработка звонков, ответы на часто задаваемые вопросы, а также предоставление информации о продуктах и услугах компании. За счет этого в целом качество обслуживания клиентов действительно повысится. Кроме того, виртуальные помощники могут быть использованы для сбора и анализа данных о клиентах, что позволяет компаниям более эффективно настраивать свои продажи и маркетинговые кампании.

Ваш послужной список впечатляет, а знания и опыт, приобретенный при работа над большими проектами, позволили вам полностью в собственном проекте быть одновременно и автором идеи, и разработчиком, и пиар-менеджер. Свой ИТ-продукт вы тоже ориентируете на международный рынок? И как планируете продвигать стартап?

Для продвижения виртуальных помощников для колл-центров можно использовать различные методы и инструменты, такие как контекстная реклама, социальные сети, email-маркетинг, PR-инструменты и другие. Важно также учитывать особенности работы в узкой нише и использовать методы поиска клиентов в этой нише, такие как нетворкинг и партнерство. Все эти моменты я будут прорабатывать, когда завершу процесс разработки. Продвигать проект планирую, в США, так как вижу огромный потенциал для использования подобного инструмента именно на этом рынке: США развита индустрия разработки голосовых помощников, автоответчиков и роботов для колл-центров всех отраслей и ниш бизнеса. Поэтому, думаю, мой проект будет востребован.

Другие спецпроекты
Печать

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Forrester: AppGen — экзистенциальная угроза для вендоров корпоративных приложений
Low-code уже много лет отклоняет маятник от готовых коммерческих …
«AQ PRO Время решений»: про новые тренды, перспективы и вызовы
Очередная ежегодная бизнес-конференция «AQ PRO Время решений», организованная компанией «Аквариус», собрала более …
Венчурное инвестирование в стартапы становится в РФ источником развития ИБ-бизнеса
Количество венчурных сделок в России, связанных с ИБ-проектами, отмечает старший аналитик «Альфа-Банка» Анна …
Forrester: тенденции в области CRM, за которыми нужно следить
Я внимательно слежу за всеми новинками, которые выпускают поставщики CRM, таких как новые ИИ-сценарии …
Как масштабировать бизнес: поиск точек роста
По мере развития бизнеса появляются точки роста, помогающие его масштабировать и добиваться еще большей …