Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новые, подготовленные в партнерстве с Минцифры России и Росстатом, статистические сборники, которые пополнили серии «Цифровая экономика» и «Индикаторы цифровой экономики».
Авторы сборников выделили некоторые значимые показатели, характеризующие масштабы, темпы и направления цифровизации организаций и домохозяйств по итогам 2022 года:
Весьма значительно (на 23% в фактических ценах) увеличилась валовая добавленная стоимость отрасли ИТ, практически вдвое превысив аналогичный показатель по экономике в целом. Несмотря на отток из страны ИТ-специалистов, в 2022 г. численность занятых в отрасли не только не сократилась, но даже выросла на 15% по сравнению с годом ранее.
5,2 трлн руб. составили валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в России (+6,3% к 2021 г.). Почти две трети их объема формируют организации (+8,5%), треть — домашние хозяйства (+2,7%).
Компании активизировали усилия по созданию и внедрению новых цифровых решений, почти вдвое увеличив затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий. Высокий годовой прирост наблюдался по расходам на цифровой контент (+46,5%) и ПО (+8,5%).
У населения наиболее значительно увеличились траты на покупку аудиовизуальной техники (+18,8%), ремонт цифровых устройств и оплату услуг связи (по +4,6%). Почти на четверть сократились расходы граждан на покупку компьютерного оборудования.
Уже более половины россиян освоили заказ товаров и услуг по интернету (за 2022 г. их доля выросла с 46,6 до 53,7%). Наиболее активно практикуют онлайн-шоппинг пользователи в возрасте от 25 до 29 лет (74,1%), при этом сокращается разрыв по количеству совершенных покупок между данной группой и группой от 30 до 59 лет.
За год почти удвоилась доля организаций, участвующих в электронной торговле (с 16,5% в 2021 г. до 29,8% в 2022 г.).
93,5% взрослых россиян когда-либо использовали интернет. Уровень использования Сети среди детей до 15 лет практически не меняется (-0,8 п. п.) относительно максимального значения, достигнутого в ковидном 2020 г. (88%), даже на фоне снижения (за тот же период на 21,7 п. п.) востребованности дистанционного обучения; большинству (85,6%) интернет нужен для подготовки к урокам и школьным проектам.
Среди взрослых пользователей интернета 74,5% общаются в социальных сетях. Россия занимает
86,6% населения, обращавшегося за государственными и муниципальными услугами в 2022 г., их получили в электронной форме, и подавляющее большинство оценили их качество положительно.