Данные и рынок данных
Рынок данных — базовый ресурсный инфраструктурный и неотъемлемый элемент цифровой экономики. В том или ином виде он создается и развивается усилиями множества участников экономической деятельности. Его технологический, потребительский и управленческий уровни индикативно характеризуют цифровую зрелость экономического контура в целом и по индустриям. Данные, безусловно, не являются магическим фактором и исключительным приоритетом цифровой трансформации. Так же, как и рынок данных не в силах единолично и кардинально решить предметные и системные вопросы и проблемы развития цифровой экономики. Тем не менее его роль сложно переоценить с точки зрения непрерывного динамичного многостороннего обмена экономическими субъектами как первичной информацией, так и генерируемыми на её основе ценными знаниями о клиентах и их предпочтениях, о продуктах и сервисах, о технологических и платформенных решениях, о параметрах и условиях торговых, сервисных и инвестиционных сделок.
Рынок данных следует рассматривать как рынок услуг. Несмотря на то, что данные представляются самоценным продуктом, который продавец отчуждает в пользу покупателя. Однако ориентироваться приходится не на продажу неких упакованных наборов данных в рамках торговых сделок, а на оказание информационных, технологических, консалтинговых и аналитических услуг, предоставляемых по моделям сервисных сделок. Прежде всего это связано с особенностями самих данных. Этот нематериальный ресурс кардинально отличается от любого другого материального. Например:
- данные легко копируются и обратимо обрабатываются, в том числе фрагментируются и агрегируются;
- данные многократно могут быть поставлены неограниченному числу потребителей, одновременно или последовательно;
- скорость распространения данных предельно высока, а контроль распространения даже однократно переданных данных на практике трудноосуществим и исключительно затратен;
- данные многоаспектно и многократно связаны между собой, разнотипны и организуются в сложные наборы, схемы и модели;
- данные требуют постоянного и последовательного управления с точки зрения обеспечения и контроля их качества;
- ценность (и, как следствие цена) данных существенно зависит от потребностей клиента и решаемых им задач;
- конечные наборы данных обладают версионностью, и для ряда задач необходимо их периодическое обновление (актуализация автоматизированная или автоматическая);
- данные могут быть представлены как в виде простых наборов единиц данных, так и в виде математических формул и расчетных алгоритмов, которые позволяют вычислять на основе входных параметров требуемые наборы единиц данных для последующего использования.
Кроме того, данные критически связаны не только с целевой профессиональной областью и ассоциированными научными дисциплинами, но и вне зависимости от предметной специализации делятся на характерные подмножества (виды, категории, группы). В качестве примера полезно рассмотреть варианты классификации данных по целевому назначению, по уровню обработки и по ценности для получателя.
С одной стороны данные демонстрируют сложность, присущую этому нематериальному ресурсу, а с другой — предопределяют типовые функциональные особенности программных и платформенных решений, обеспечивающих устойчивую работу рынка данных. Перекрестное применение обозначенных классификаций дает как минимум 27 категорий данных, подлежащих учету при проектировании соответствующих информационных систем. В совокупности с показателями качества данных, этапами жизненного цикла и информационными слоями потенциально может отслеживаться до 10 тыс. параметров для каждого набора, выборки или единицы данных. В ручном и даже при частично автоматизированном режиме подобная сложность не достижима.
Для обозначения единичной или множественной поставки пакетов данных в рамках соответствующих контрактов между поставщиками и получателями (для совместной или параллельной реализации экономических, маркетинговых и управленческих целей и задач) вводится понятие трансфера данных. Он может осуществляться по открытой схеме (public) и защищенной (protected), что существенно влияет на его фактическую реализацию, на применяемые технологии и инструменты, на коммерческие и юридические условия сделок. Именно понятие трансфера демонстрирует сервисный характер рынка данных. Ведь потребительская ценность выражается не в обладании упорядоченными и упакованными наборами данных, а в оперативном получении качественных услуг по сбору, обработке, хранению, анализу и последующей поставке конечному клиенту требуемых наборов данных, результирующей информации или извлеченных из них знаний.
Формирование рынка данных
Целевое формирование рынка данных — это стратегическая экосистемная инфраструктурно-ориентированная задача. Главное отличие от спонтанного развития заключается в выборе разделяемой участниками рынка данных формализованной концепции его выстраивания. Такая концепция динамически меняется под внешние условия и внутренние возможности, определяя основные ценности и приоритеты, направляя и концентрируя работу обособленных субъектов в интересах отдельной индустрии или экономической системы в целом. Не следует путать формирование рынка данных — когда речь идет об экономических отношениях, сервисных сделках и удовлетворении потребностей, с построением технологической инфраструктуры сбора, хранения и передачи данных — в таком случае рассматриваются вопросы программного, аппаратного и иного обеспечения автоматизированных или автоматических процессов трансфера данных.
Целевое формирование рынка данных осуществимо на государственном уровне, на уровне секторов экономики, видов деятельности и отдельных индустрий. По определенным категориям данных, а также в интересах транснационального бизнеса, образуются глобальный и межгосударственные рынки данных. Границы рынка выставляются якорной структурой (организацией, корпорацией), выбирающей и реализующей концепцию развития рынка данных, или, что более предпочтительно, открытой отраслевой ассоциацией (сообществом, коалицией) участников рынка данных.
Поскольку рынок данных — это часть цифровой экономики, то и целевое его формирование не может не исходить из возможностей, условий, ограничений и рисков самой цифровой экономики. А построение и эволюция любых её рынков представляет собой прежде всего развертывание и расширение соответствующей экосистемы цифровых платформ (часто сопряженной с другими экосистемами в контуре цифрового пространства). Действительно, было бы сомнительным, например, предлагать обеспечивать рыночный обмен наборами данных на базе скачиваемых файлов их содержащих (какой бы формат не был при этом выбран) с множества серверов разных поставщиков в глобальной сети. Или предлагать для подготовки, заключения и закрытия сделок по трансферу данных в качестве юридического обеспечения традиционные способы контрактации с подписанием бумажных или псевдо-бумажных договоров и бесчисленных разрешений, актов и подтверждений по условиям и процедурам использования каждого набора. Следовательно, подходя к проработке концепции формирования рынка данных целесообразно анализировать её структуру, методы, технологии и инструменты реализации, соразмерные уровню самой цифровой экономики и не противоречащие ценностям и принципам её последовательного развития. Поэтому приходится внимательно изучать и моделировать такие аспекты и направления, как создание специализированных цифровых платформ, предложение клиентам востребованных платформенных решений, выстраивание экосистем цифровых платформ, переход к управлению сетью трансформационных проектов, обеспечение клиентоцентричности цифровых сервисов и т. п.
В отличии от традиционного подхода к разработке основополагающих документов концепция формирования рынка данных (в рамках парадигмы цифрового развития) не является неким формализованным документом. Она фиксирует верхнеуровневое стратегическое определение ценностей, принципов и ориентиров развития. Во многом она предлагает миссию формирования рынка данных, выраженную в виде технологических, инфраструктурных, экономических, инвестиционных и иных факторов и условий. Такие факторы и условия заинтересованные активные участники соглашаются принять и учитывать при реализации собственных стратегий и проектов. При этом каждый экономический субъект на рынке в свою очередь вырабатывает собственную стратегию развития (стратегию цифровой трансформации), отвечающую ориентирам разделяемой концепции и содержащую элементы отличные — обеспечивающие уникальные конкурентные преимущества. Эффективный участник рынка, как правило, декомпозирует стратегию цифрового развития в сеть трансформационных проектов. И уже через них на практике воплощает как элементы принятой на себя стратегии, так и разделяемой отраслевой, секторальной или государственной концепции формирования рынка данных.
Концепция формирования рынка данных
Концепция формирования и развития рынка данных — это разделяемая участниками рынка система ценностей, принципов, стандартов, верхнеуровневых стратегических целей и задач, которая определяет приоритеты и ориентиры совместного конкурентного развития. Целесообразно включение в концепцию: сводки значимых и отслеживаемых изменений внешней среды и практики делового оборота; выявляемых ключевых трендов, тенденций и рисков; обнаруживаемых факторов конкурентоспособности участников рынка; формализованных миссии, ценностей, принципов и направлений развития рынка данных; установленных контуров и структур для политик, методик, инструментов, стандартов и практик сборки и расширения экосистемы цифровых платформ, платформенных решений; предопределенных атрибутов, методов и технологий построения комьюнити, наращивания знаний и трансфера компетенций. При этом в качестве исходных мотивов, потребностей и причин, объясняющих необходимость целевого формирования рынка данных и выработку соответствующей концепции, предварительно стоит указать следующие:
- В отношении данных:
- Производительные и гибко масштабируемые сбор, хранение, обработка и трансфер больших объемов данных.
- Поддержание высокого уровня качества данных (по всему их жизненному циклу) в отношении их содержания, структуры и формата (технического, потребительского и управленческого).
- Обеспечение оптимальной полезности данных при приемлемом уровне издержек как в части управления ими, так и при их использовании для решения предметных задач (технологических, клиентских, организационных).
- В отношении трансфера данных:
- Непрерывный управляемый рост эффективности сделок по трансферу данных, при оптимизации транзакционных (и иных видов) издержек.
- Увеличение объемов и повышение качества сделок по трансферу данных в рамках экосистемного транзакционного взаимодействия участников рынка.
- Улучшение управляемости, мониторинга, анализа, корректировки сделок по трансферу данных, в том числе расширение задач и контуров автоматизации.
- В отношении развития рынка данных и взаимодействия его участников:
- Развитие адаптивности рынка данных (в т. ч. координирование сделок и поведения участников, рыночное регулирование, рейтинговые и скоринговые механизмы, арбитраж, поддержка при возникновении неблагоприятных событий).
- Улучшение и стабилизация динамики развития, балансировка рынка данных (в т. ч. управление приростом поставщиков и потребителей данных, инвестиционные и ресурсные программы, механизмы саморегулирования и взаимовыгодной интеграции, система предоставления гарантий и защиты, инструменты управления рисками).
- Наращивание профессиональных знаний и компетенций, развитие специализации участников рынка данных.
Перечисленные направления развития рынка данных в том или ином виде находят в концепции практическое развернутое отражение с указанием приоритетов, этапов реализации и принципов декомпозиции в трансформационные проекты.
Целевое формирование рынка данных предусматривает обязательное, но рамочное и не детализированное управление архитектурными компонентами. Причем критически важно сфокусировать концепцию на тех из них, что определяют управленческие и экономические процессы, технологии и отношения, предметную бизнес-логику и модели транзакционного взаимодействия участников рынка — соответствует управленческому уровню платформизации. Два других архитектурных уровня: технологический и потребительский только отчасти представляют интерес для проектировщиков концепции формирования рынка данных. Прежде всего они исследуются при поиске и моделировании сквозных решений задач поставщиков и конечных потребителей данных.
Архитектурные компоненты рынка данных на управленческом уровне подразделяются на:
- Ресурсный блок:
- Компоненты управления составом, структурой и форматом данных (со специализацией по классам и предметным областям).
- Компоненты управления связанностью и зависимостью наборов, выборок из наборов и единиц данных (включая статические и динамические связи, версионность, аналитические зависимости).
- Компоненты управления потоками данных, схемами трансфера данных, процедурными параметрами и событиями сервисных сделок на рынке данных.
- Ценностный блок:
- Компоненты управления потребительской ценностью данных и услуг на рынке данных, а также экономическими, инвестиционными, финансовыми, методическими, транзакционными и иными параметрами сервисных сделок влияющих на совокупную ценность оказываемых услуг.
- Компоненты управления клиентскими задачами и решениями востребованными участниками рынка данных (включая целевое проектирование и моделирование, проверку продуктовых и сервисных гипотез, акселерацию платформенных решений и цифровых сервисов, инструменты кастомизации и персонализации).
- Компоненты управления знаниями и компетенциями (включая содержательную аналитику и мониторинг, предметное развитие схем и моделей данных, научно-методическую поддержку сквозной системы управления качеством данных).
- Системный блок:
- Компоненты управления рисками на рынке данных в целом и в интересах участников рынка (безопасность информационная, технологическая, экономическая, рыночная, процедурная).
- Компоненты управления доверием и правами участников рынка (деловая репутация, децентрализованная устойчивая безопасная среда транзакционных сделок, юридическая значимость данных и транзакционного взаимодействия).
- Компоненты алгоритмического регулирования и управления изменениями рынка (включая ревизию концепции, процессную аналитику и обратную связь, возможности оптимизации и донастройки архитектурных компонентов, поддержку экосистемного координирования участников и их проектов, планирование и реализацию изменений).
Обозначенные компоненты воплощаются в цифровой экономике сущностно и технологически с помощью специализированных цифровых платформ, интегрированных между собой. На их базе создаются платформенные решения под конкретные предметные потребности (запросы) участников рынка данных, которые упаковываются в цифровые сервисы. Поскольку акцент делается на рыночных отношениях в цифровой экономике, то опорным элементом экосистемы цифровых платформ формируемого рынка данных в обязательном порядке становятся сервисные маркетплейсы. Они работают по модели агрегаторов поставщиков данных и сервисов на их основе, обеспечивая подготовку, проведение и закрытие сервисных сделок по трансферу данных (аналитики, знаний) в автоматизированном или автоматическом режимах по запросу клиентов. Сервисные маркетплейсы рынка данных относятся к двусторонним цифровым платформам, преимущественно к классу операционных или к классу индустриальных цифровых платформ. Несмотря на функциональную схожесть с товарными маркетплейсами, их работа зависит от характерных свойств данных, как нематериального информационного ресурса. В связи с этим полная аналогия с привычными торговыми маркетплейсами не совсем корректна, как в отношении принципов и параметров проектирования и разработки, так и в отношении стратегии, целей и инструментов управления и регулирования.
Целевое формирование рынка данных, с точки зрения комплексного профессионального устойчивого и сбалансированного подхода в условиях цифровой экономики — это задача исключительно непростая. Её решение предполагает серьезное развитие специализаций при одновременной кооперации и координировании усилий участников рынка. Без проработки широкого спектра тематических вопросов и целого множества технологических, методических, потребительских и экономических проблем она рискует обернуться формальными и контрольными процедурами. А они только осложнят обмен значимыми данными и знаниями между субъектами стремящимся активно и конкурентно развиваться в условиях цифровой экономики, а также создадут ненужные и труднопреодолимы барьеры, в конечном счете контекстно повысив транзакционные издержки.