Ведущий бизнес-аналитик рассказал, из чего складывается профессиональный успех и какими качествами должен обладать востребованный специалист.
Самые высокооплачиваемые профессий в 2023 году назвали эксперты HeadHunter. Возглавила рейтинг IT-сфера, в которой есть свои фавориты. Так, наиболее востребованы и высокооплачиваемы DevOps-инженеры, разработчики и бизнес-аналитики. Несмотря на все возрастающую популярность и высокий интерес среди соискателей, сфера IT продолжает сталкиваться с дефицитом квалифицированных кадров. Стать востребованным специалистом способен тот, кто не только не боится трудностей, но и готов постоянно совершенствоваться и углублять свою специализацию — такую тенденцию практическим путем утвердил Денис Кельпов, ведущий эксперт в сфере бизнес-анализа в IT, благодаря работе которого был реализован ряд цифровых продуктов для мобильного и интернет-банкинга крупнейшего российского банка. На примере Дениса Кельпова разберем, какие личные качества и технические навыки необходимы, чтобы построить успешную карьеру в IT вообще, и в бизнес-аналитике в частности.
Секрет профессионального роста
Карьеру в финансовом секторе Денис Кельпов начал с позиции рядового оператора контактного центра в июне 2010 года — обеспечивал коммуникацию между одним из крупнейших российских банков и его клиентами. Однако механически выполнять важную функцию ему было не интересно.
«Я изучал, как устроено взаимодействие с теми, кто звонит в контактный центр и искал возможности, как этот процесс сделать более эффективным», — вспоминает Денис Кельпов.
Через полтора года он стал бизнес-аналитиком по оптимизации процессов обслуживания клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга — благодаря стрессоустойчивости, умению работать в динамичной среде и высокому уровню профессионализма руководство заметило перспективного молодого специалиста и предложило повышение.
Последние шесть лет Денис работает над ключевыми продуктами банка, отвечая за реализацию и внедрение новейших цифровых технологий. В частности, уже в начале карьерного пути бизнес-аналитика он смог выстроить эффективный процесс обслуживания клиентов, благодаря чему 80% возникающих проблем решались уже при первом звонке. Результат работы Дениса позволил банку значительно повысить уровень удовлетворенности клиентов и их лояльности к компании, что было отмечено руководством, так как обеспечивало эффективную работу предприятия и в полной мере демонстрировало профессионализм сотрудника. Для Дениса Кельпова этот проект стал практическим подтверждением собственной формулы успеха.
«В ходе оптимизации работы контактного центра я выявил четыре основных показателя успешного аналитика: знания, опыт, глубокое понимание потребностей пользователей и запросов заинтересованных сторон, — объясняет Денис Кельпов. — Помнить об этом и стремиться к постоянному улучшению — вот что помогло мне добиваться успеха в дальнейшем».
Ориентация на цифровизацию
Правила развития бизнеса сейчас во многом диктует цифровая трансформация — компании по всему миру ищут новые решения для достижения все более высоких результаты, а главное — специалистов, которые могут эти решения предложить. Понимая эти тенденции, Денис Кельпов сместил фокус своей работы на создание инновационных цифровых продуктов. Руководство банка предложило специалисту возглавить аналитическую практику в команде, работавшей над реализацией продуктов мобильного и интернет-банкинга, и обеспечивать эффективность процессов по сбору, верификации и согласованию требований с заинтересованными сторонами к новым опциям этих продуктов. Глубокое понимание бизнес-процессов и специфики банковского сектора экономики, усвоенные на старте карьеры, позволили Денису Кельпову успешно руководить проектами по разработке и внедрению новых цифровых продуктов и улучшению уже существующих бизнес-процессов банка.
Один из ярких примеров успешной реализации проектов под руководством Дениса Кельпова — налаживание эффективной работы команды, обеспечившей переход более 20 миллионов клиентов банка с нескольких систем на единую удаленную платформу обслуживания. В ходе реализации проекта перед специалистами стояло несколько задач: создание более совершенного продукта и минимизация стресса клиентов при переходе в новую систему. Как отмечает Денис Кельпов, смена привычной системы — один из наиболее трудоемких процессов для любой компании, который всегда сопряжен с большими рисками, поэтому он сделал акцент на разработке рисковых сценариев для отработки возникающих проблем у клиентов, что позволило минимизировать негативные последствия для банка. В рамках этого проекта особое внимание аналитик уделял не только реализации технических аспектов, но и решению организационных и коммуникативных вопросов. По словам самого Дениса, успеха удалось добиться благодаря тщательному тестированию новой системы, которое позволило максимизировать прибыль банка и положительный клиентский опыт.
«Особое внимание я уделял тестированию системы, чтобы убедиться в ее надежности, стабильности и соответствии требованиям заинтересованных сторон, — объясняет специалист. — При возникновении проблем было необходимо оперативно найти ее причину, разработать решение и сформировать задачу для соответствующих специалистов».
Особый подход к аналитике
Создание цифровых финансовых продуктов, способных не только решать актуальные проблемы банка, но и работать на перспективу, требуют от специалистов новых компетенций и навыков, уверен Денис Кельпов. В настоящее время он занимает должность Product Owner — специалиста, представляющего интересы всех заинтересованных сторон при разработке продукта, и руководит командами аналитиков, тестировщиков и разработчиков. Его команда объединяет экспертов по реализации и внедрению современных цифровых продуктов под запросы банка.
За шесть лет работы в одном из крупнейших национальных банков Денис усилил позиции компании в сфере цифровых технологий, реализовав более 400 функций в интернет-банкинге для 60 миллионов активных клиентов. По словам самого Дениса, залог его профессионального успеха кроется в умении сформировать команду высококвалифицированных специалистов, способных предлагать эффективные решения.
«В бизнес-аналитике особое внимание важно уделять управлению рисками в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что обеспечивается распределением ответственности в команде, четко определенными ролями и соответствующему им кругу задач. Такой подход помогает предотвратить большую часть ошибок и наладить эффективную работу, — говорит эксперт, — и основная задача руководителя — направить те ресурсы, которыми обладает команда в нужное русло, и нередко это играет решающую роль в достижении целей».
Принципы работы Дениса Кельпова
Для специалистов, которые начинают свой путь в сфере IT и только пытаются определить для себя сферу деятельности, у эксперта совет простой — найти интересующую специфику и совершенствовать в ней как специалист, не боясь при этом пробовать и предлагать новое, рассуждает Денис Кельпов:
«Не стоит бояться экспериментировать и искать то направление, в котором вы сможете максимально реализовать собственный потенциал. Конечно, без определенного набора профессиональных компетенций сложно добиться высоких результатов, но искренний интерес к тому, чем вам предстоит заниматься каждый день, дает самую сильную мотивацию для дальнейшего развития».
По словам Дениса Кельпова, успешный специалист в равной степени сочетает развитие soft и hard skills. И если «жесткие навыки» представляют собой фундаментальные качества для специалиста как обширные компетенции или узкопрофильные знания, то «мягкие навыки», такие как коммуникабельность и эмоциональный интеллект, играют ключевую роль при взаимодействии с руководством, коллегами и подчиненными.
Также эксперт отмечает, что в настоящее время особую ценность для работодателей представляют специалисты, не просто обладающие широким набором знаний и навыков, но и имеющие глубокую экспертизу в конкретной области. Узкоспециализированные знания, которыми обладает такой специалист, не редко являются дефицитными, что открывает большие перспективы для трудоустройства, карьерного роста и зарплатных ожиданий. Именно гармоничное сочетание перечисленных компетенций позволят начинающему специалисту сформировать прочную основу для дальнейшего профессионального роста.