В 2016 году российская отрасль авиаперевозок преодолела период спада, вызванного вынужденной переориентацией на российский рынок. По итогам года на внутренних воздушных линиях было перевезено более 55 млн. пассажиров, тогда как на долю внешних пришлось менее 35 млн.

В новых экономических реалиях авиакомпании столкнулись с необходимостью ускорять процессы цифровизации. Так, 2018 году «Аэрофлот» оказался в первой волне компаний с госучастием, которые утвердили стратегии цифровой трансформации в соответствии с федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика».

Цифровая трансформация охватывает все этапы деятельности группы «Аэрофлот»: от управления компанией, обслуживания и ремонта воздушных судов до развития сервисов для пассажиров. В процессе цифровой трансформации «Аэрофлот» используется система интеллектуальной сегментации пассажиров на основе «больших данных». Система позволяет определять профили клиентов, объединяя и анализируя данные о пассажирах из различных источников, в том числе данные предыдущих коммуникаций с клиентом.

2019 году внедрена автоматизированная система для расчетов грузопочтовых емкостей на пассажирских рейсах авиакомпании «Аэрофлот» — CargoAir, построенная с использованием технологии Big Data. Анализ «больших данных» позволил повысить точность расчетов грузопочтовой квоты и оптимизировать коммерческую загрузку.

«Аэрофлот» внедряет технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и «интернета вещей» во все ключевые процессы производственной деятельности. Развиваются безбумажные технологии: вся полетная документация подгружается на бортовой компьютер и электронный планшет пилота. Данные анализируются, чтобы усовершенствовать технику пилотирования и повысить безопасность полетов.

Для повышения уровня обслуживания пассажиров через контакт-центр модернизирована технология синтезирования человеческой речи для передачи информации в автоматизированной системе оповещения пассажиров.

Другие авиакомпании от «Аэрофлота» не отстают. Например, «Уральские авиалинии» внедрили программное обеспечение AMOS, которое позволило авиакомпании улучшить качество управления всеми производственными процессами в Авиационном техническом центре. В 2019 года была запущена IT платформа Netline, которая позволяет эффективно планировать и управлять производственной деятельностью.

«Мы прекрасно осознаем, что цифровые платформы — это будущее авиации» — прокомментировал Кирилл Скуратов, коммерческий директор авиакомпании «Уральские авиалинии».

Однако, в 2020 году по отрасли ударила пандемия короновируса, вследствие которой объем авиаперевозок сократился почти вдвое. Тем не менее, даже в этот сложный период компания «Сибирь» потеряла всего 12% пассажиров. Более того, в течении девяти месяцев она являлась лидером отрасли, обогнав даже «Аэрофлот».

Успехи S7 Group в кризисный период не в последнюю очередь обусловлены цифровизацией. Достижения в этой области напрямую связаны с работой заместителя гендиректора по информационным технологиям Павла Воронина, который реализовал ряд инновационных проектов, ставших основой для роста бизнеса.

Один из них — создание собственной платформы унифицированных коммуникаций на основе разработок Avaya. В рамках этой программы S7 Group одной из первых в отрасли организаций внедрила решение Avaya Equinox с использованием Breeze.

Проекту предшествовала оценка совокупных стоимостей владения UcaaS-решения и собственной платформы UC, которая показала, что второй вариант предпочтительней. На основании полученных данных руководством компании было принято решение о развёртывании во всех подразделениях распределенной отказоустойчивой инфраструктуры, включая внутренний контакт-центр и систему видеоконференций.

В результате оптимизированы затраты на связь, повысился уровень внутренних коммуникаций и упростилось организация новых сервисов. Всё это положительно отразилось на финансовых показателях холдинга.

Реализована амбициозная программа по созданию платформы для автоматизации взаиморасчетов за авиабилеты на основе технологии блокчейн. Внедрение позволило сократить срок финансовых операций с нескольких недель до нескольких секунд, а сама процедура не требует предоплаты или банковских гарантий.

Для решения в том числе и этой задачи Павлом Ворониным был создан инновационный ИТ-центр S7TechLab. Работающие там специалисты занимаются разработкой перспективных решений в области больших данных, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий, продуктового управления, дизайна, cx-исследований, разработки и поддержки ПО. Создаваемые решения ложатся в основу бизнеса S7 и помогают решать задачи в области цифровизации.

Первая заправка посредством смарт-контракта с участием оператора «Газпромнефть-аэро» и «Альфа-банка» состоялась в конце августа 2018 года в международном аэропорту Толмачево. Почётная роль первооткрывателя выпала экипажу рейса S7 3013.

На первом этапе операции авиаперевозчик S7 Airlines согласовал предварительный требуемый объём топлива и его стоимость в системе AFSC. На основании полученной информации было сформировано техническое задание топливозаправщику. Сразу же после запроса точного объёма топлива в банк перевозчика поступила заявка на резервирование суммы оплаты и банк, в свою очередь, подтвердил факт наличия средств, которые списались сразу же после заправки. Благодаря автоматике вся процедура заняла меньше минуты, при этом все расчёты были прозрачны для всех участников.

Компания S7 Airlines в 2018 году стала первым в стране авиаперевозчиком, разработавшим и внедрившим решение для предиктивного технического обслуживания воздушных судов. Этот проект также был смоделирован и реализован под руководством Павла Воронина. На первом этапе программа использовалась для прогнозирования состояния самолётов Airbus A319, а впоследствии была расширена на весь парк.

Система, построенная на ИИ-технологиях, анализирует имеющиеся у компании данные по техническому обслуживанию и работе отдельных компонентов самолёта. На основании полученных результатов платформа при помощи математических моделей определяет вероятности появления возможных дефектов в каждой машине. Если риск неисправности превышает некое допустимое значения, воздушное судно направляется на дополнительную диагностику.

На момент начала практического применения система обработала всю информацию за период с 2012 по 2017 годы. Данные извлекались из устройств телеметрии, а также баз данных технического обслуживания и ремонта.

В результате компании удалось добиться повышения безопасности полётов и заметного сокращения задержек вылетов по техническим причинам. Благодаря прогнозированию возможных неисправностей существенно выросла эффективность технического обслуживания авиапарка.