Организации часто испытывают трудности с управлением облачными расходами из-за того, что в прошлом они уделяли больше внимания инновациям и масштабу, чем затратам, пишет на портале ITProToday Ник Ачесон, директор по данным компании Dremio.
Облачные расходы все больше превращаются в сложную паутину, которую организациям трудно распутать. По данным исследования CloudZero «The State Of Cloud Cost In 2024», 49% компаний, строящих свой бизнес на облачных технологиях, не могут управлять своими облачными расходами, а 44% утверждают, что не менее трети их расходов на облако тратится впустую. Как мы дошли до этого? И что мы можем сделать, чтобы разобраться со всеми сложностями?
Ответ прост. Раньше, приступая к реализации облачных стратегий, мало кто обращал внимание на затраты. Организациями в первую очередь двигала необходимость ускорения инноваций, самообслуживания и максимально быстрого масштабирования. Именно поэтому сейчас мы видим, как те же самые компании, которые были первопроходцами, работают в вариантах гибридных моделей и частных облачных решений, используя более зрелые партнерства. Сегодня они имеют более сильные переговорные позиции, когда речь заходит о заключении более выгодных сделок с поставщиками облачных услуг, стремящимися и дальше завоевывать предприятия, а также получают повышенную гибкость без риска оказаться привязанными к одному поставщику. Но за все это приходится платить (в буквальном смысле).
Тем не менее, надежда на лучшее есть. Бюджеты теперь в целом легче отслеживать, а биллинг, возврат платежей и аналогичные модели легче атрибутировать. Модели прогнозирования и потребления облачных услуг также значительно повысили точность, что помогает организациям заложить прочный фундамент для пересмотра своей облачной стратегии и контроля расходов.
В фокусе: облачная стратегия
Для компаний, которые хотят пересмотреть свою облачную стратегию, наиболее очевидной целью является понимание того, как оптимизировать хранение и эффективно управлять данными, будь то путем объединения подходов к озеру и хранилищу данных или использования облачных хранилищ данных. Будучи внутри отрасли, мы наблюдаем расширение вычислительных ресурсов для обработки потоков данных и событий, независимо от того, выбираются ли специализированные инструменты или совершенствуются существующие облачные сервисы.
Но если речь идет о снижении затрат, то прежде чем организации смогут «улететь» в облако, они должны научиться «ходить». Это означает необходимость понимания того, что происходит в их среде.
Исторически сложилось так, что командам приходилось обеспечивать хранение и вычисления, при этом затраты были управляемы или хотя бы примерно понятны — для облегчения прогнозирования. На самом деле, даже когда компании переходили в облако, их центральные ИТ-команды все еще могли управлять предоставлением ресурсов с помощью инструментов управления сервисами. Однако без надлежащих инструментов эти команды часто теряют видимость всех событий данных и связанных с ними мер по контролю затрат в масштабах всего бизнеса.
MALT: стратегия с множеством преимуществ
Правильный инструмент обладает централизованными возможностями MALT (метрики, оповещение, протоколирование и телеметрия). Это обеспечивает единый подход к мониторингу и оптимизации производительности и работы системы. Наличие соответствующей стратегии помогает повысить прозрачность работы организации — не только на уровне расходов, но и на уровне здоровья систем, улучшения качества данных и общей стабильности. Кроме того, она открывает возможности для экономии средств. Это достигается за счет балансировки нагрузки в запланированные периоды высокого трафика и спроса, позволяющей могут легко сместить время обработки данных без ущерба для производительности и стабильности. Тем не менее, даже для тех, у кого уже есть стратегия, переход на специализированную платформу будет способствовать улучшению инсайтов и рекомендаций по экономии облачных затрат.
Кроме того, для центральных команд будут доступны специализированные коммерческие инструменты, которые обеспечивают видимость ресурсов, прогнозирование и распределение ресурсов для полного их использования и составления бюджета. Использование нативных средств, таких как Cloudwatch в AWS, или таких инструментов, как Chronosphere, на разных платформах помогает более целенаправленно реализовать возможности MALT, в основе которых лежит отчетность, основанная на затратах, — для поддержки баланса между инновациями и реализацией ценности и эффективностью затрат.
Желанная роль руководства компании
Расходы на облака — это не только ИТ- или финансовая проблема, она скорее организационная. Вовлеченность руководителей высшего звена жизненно важна для обеспечения точного расчета стоимости облачных услуг и их соответствия потребностям бизнеса.
Например, большинство организаций проводят регулярные обзоры и текущее поэтапное планирование на уровне продуктов и портфелей. Во время этих сессий планирования конечные результаты согласовываются с бюджетными ассигнованиями и расходами и ассоциативно сопоставляются с ними. Команды превышают (или не превышают) бюджет, и необходимо постоянно анализировать, как и почему расходы выходят (или не выходят) за рамки ожидаемых диапазонов. При этом нужно тщательно отслеживать результаты и стремиться к их достижению. Кроме того, отдельные продуктовые команды должны постоянно проводить проверки совместно с руководителями продуктов, чтобы убедиться в том, что объем работ и конечные результаты соответствуют требованиям.
Для этого могут использоваться различные формы планирования проектов — от сокращенного agile до более классических подходов, включающих показатели освоенного объема (earned value metrics), такие как фактическая стоимость выполненных работ, и проведение контрольных проверок через заранее определенные промежутки времени. Большинство зрелых организаций теперь прогнозируют и финансируют ежемесячные или ежеквартальные приросты, по крайней мере ежегодно проводя проверки, в ходе которых все проекты, программы, продукты и портфели принимаются или отменяются и финансируются на будущее — в идеале балансируя между внедрением инноваций с помощью облака и жестким контролем расходов.
Это важная задача, и она не является неразрешимой. Ключевым моментом является наличие целостного представления о бизнесе и централизованные возможностях MALT, повышающие видимость и улучшающие управление затратами. При участии высшего руководства компании облачные затраты могут быть точно оценены и согласованы с потребностями бизнеса, что позволит создать хорошо структурированную облачную стратегию, обеспечивающую экономическую эффективность и открывающую путь к устойчивому росту и успеху.