НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:
Владимир Марков: Роботы открывают новые возможности в обучении
Российский разработчик в области робототехники, обладатель ряда патентов, победитель RoboCup Asia рассказал …
Алексей Чураков: «Мы можем соответствовать любым требованиям дата-центров»
В сегменте оборудования для дата-центров на российском рынке появился крупный и мощный игрок — EKF …
Импортозамещение ИТ-продуктов: вопросы интеграции
Импортозамещение — процесс, который коснулся всех отраслей экономики и сегментов бизнеса в России. Сфера …
Мария Грачева: развитие облаков идет поступательно, быстро, логично
Развитие «облачной» составляющей национального ИТ-рынка в российских условиях идет как количественно — …
Позиции UserGate на российском рынке NGFW
Флагманским продуктом российского ИБ-вендора UserGate является межсетевой экран следующего поколения NGFW UserGate …
 

Мария Грачева: развитие облаков идет поступательно, быстро, логично

26.06.2024

Мария Грачева

Развитие «облачной» составляющей национального ИТ-рынка в российских условиях идет как количественно — процент проникновения cloud-сервисов увеличивается — так и качественно. Какие тренды определяют кратко- и среднесрочные тренды развития российских облаков?

Облачные провайдеры, корневой бизнес которых остается в поставке услуг, стремительно диверсифицируют свой продуктовый портфель, отвечая на вызовы рынка и новых условий бизнеса своих клиентов. Компании становятся центрами компетенций, развивают и транслируют экспертизу в разных областях, выступают консультантами для корпоративных заказчиков разного размера, вплоть до enterprise. «Мы становимся технологическим вендором» — говорила о ситуации Мария Грачева, директор продуктового офиса Cloud.ru, выступая на сессии «Цифровая эволюция. Импортозамещение как акселератор цифровой трансформации инфраструктурных отраслей», которая прошла в рамках форума «Цифровая индустрия промышленной России 2024».

Форум «Цифровая индустрия промышленной России 2024»

Бизнес-форматы: развитие продолжается

Импортозамещение — драйвер «цифровой трансформации», подчеркнул Кирилл Алифанов, заместитель генерального директора по информационным технологиям Международного аэропорта «Шереметьево» в дискуссии сессии. Как показывает практика, в ходе импортозамещения в компании Шереметьево меняется как ИТ-ландшафт, так и бизнес-ландшафт систем аэропорта. Это в конечном счете приводит к снижению себестоимости всех работ, например, обслуживания авиакомпаний и пассажиров аэропорта. Происходит акселерация работы компании за счет импортозамещения.

Развитие бизнес-форматов продолжается и в других областях экономики. Являясь одним из крупнейших провайдеров публичных облаков в РФ, компания Cloud.ru развивает как имеющиеся тренды, так и формирует новые. Напомним, что Cloud.ru стал первым и пока остается единственным «облачным» провайдером, вошедшим в перечень 30 наиболее успешных компаний на российском ИТ-рынке.

Одно из новых направлений — выпуск новых импортонезависимых решений, которые расширяют и дополняют базовое сервисное направление деятельности «облачных» провайдеров. При наличии широкого спектра продуктов, логичным выглядит их объединение в составе единой технологической платформы.

Платформы: от on-cloud...

Создание платформенных решений — восходящий тренд. Например, весной 2024 компания Cloud.ru представила рынку платформу Cloud.ru Evolution, созданную для обеспечения работы в облаке как имеющихся приложений заказчика, так и для создания новых. «Это управляемая платформа, гарантирующая удобство использования клиентам, которым важна гибкость и масштабируемость вне зависимости от нагрузки» — отмечал Евгений Колбин, CEO Cloud.ru, выступая на конференции GoCloud 2024, где продукт был представлен.

Ранее компания использовала платформы иностранных производителей, но в современных условиях риск был слишком высок, отмечает Мария Грачева, что совершенно недопустимо для крупных предприятий российского бизнеса, которые являются заказчиками Cloud.ru. Вполне логично, что компания пошла навстречу своим коммерческим партнерам и создала для них решение, обладающее широкой функциональностью, построенное на собственных разработках компании и независимое от внешних геополитических обстоятельств.

Корпорации в ряде случаев стремятся разворачивать решения в собственном периметре, но в этом случае им также требуется современная импортонезависимая платформа виртуализации. Грани между «облачными» платформами и платформами виртуализации довольно условны. Однако, технических аспектов, различных для платформ, ориентированных на использование «on-cloud» и «on-premise», достаточно много. Платформенный продукт, ориентированный для виртуализации решений в контуре корпоративных заказчиков, будет представлен рынку осенью, обещает Мария Грачева.

...до гибридных решений

Потребности крупных заказчиков — предприятий промышленного, нефтегазового, финансового секторов и т.д. — чаще всего шире, чем может предоставить функционал публичных облаков, отмечает Мария Грачева. У большинства крупных корпоративных клиентов крайне неоднородный ИТ-ландшафт, для работы сервисов используют разные платформы. Причем в большинстве случаев данный ландшафт уже давно является гибридным: часть решений работает внутри контура ИТ-инфраструктуры заказчика, часть — вынесена в публичные облака.

Форум «Цифровая индустрия промышленной России 2024»

С учетом такой модели потребления новую платформу изначально создавали для работы в гибридных средах, в которых важна синхронизация технологического стека и плотная интеграция сервисов. Важно, что новое решение для «on-prem» рассчитано как на взаимодействие с сервисами на «облачной» Cloud.ru Evolution, так и с сервисами на платформах от других вендоров. «Мир уже давно стал мультиклаудный и мультиплатформенный», — напоминает Мария Грачева. Управлять разновендорными продуктами, в том числе, и приватными облаками заказчику легче из единой консоли по причине удобства эксплуатации. Новый продукт от Cloud.ru такую возможность обеспечивает.

Евгений Леглер, начальник дирекции информационно-технологических систем и систем связи Московского метрополитена, в выступлении на той же сессии отмечал, что важнейшие информационные ресурсы, обеспечивающие стабильную повседневную работу столичного метро, работают в периметре компании. Для этого Московский метрополитен создал развитую систему собственных ЦОДов с высоким уровнем надежности. Однако ряд сервисов давно и успешно работают в облаке на инфраструктуре крупного и надёжного внешнего партнера, отмечает Евгений Леглер, приведя в пример транспортный чат-бот.

«Кибербез» — на всех этапах

Особый акцент в современных условиях — на обеспечение кибербезопасности. Ситуация предсказуемая: активность хакеров постоянно увеличивается, количество атак растет, как и квалификация атакующих группировок. Чтобы не допустить рост рисков для корпоративных заказчиков, российские компании выполняют необходимые действия на всех этапах жизненного цикла как решений, так и отдельных продуктов.

Разработчики Cloud.ru выбрали путь, снижающий как технические, так и регуляторные риски, говорит Мария Грачева, следуя парадигме Secure-by-Design, лежащей в основе конвейера производства решений. Сервисы провайдера для обнаружения потенциальных угроз и уязвимостей перед выходом в продакшн пропускают через 270+ деструктивных тестов и тестов на уязвимость.

Кирилл Алифанов отметил, что для защиты от кибератак международный аэропорт «Шереметьево» активно использует ИИ. Так, решения на базе ИИ помогают анализировать тенденции и направления потоков кибератак. Также ИИ помогает строить прогнозы загрузки аэропорта в среднесрочной перспективе, что позволяет повысить качество сервиса для авиакомпаний и пассажиров за счет сокращения очередей на стойках регистраций. Также в аэропорту запущена в промышленную эксплуатацию система ИИ для управления паркингом, которая позволяет эффективно управлять паркинговыми площадями.

Таким образом, слияние технологий помогает современным компаниям справиться с таким задачами, которые раньше считались неразрешимыми. При этом, эффект от слияния технологий достижим лишь при плотном сотрудничестве корпоративного сектора заказчиков с поставщиками технологических решений.

Сотрудничество как стратегия

Модератор встречи Вадим Табаков, директор по стратегическому развитию направления «Транспорт» в Cloud.ru, отметил, что вектор в сторону развития платформенного подхода и коллабораций проявляется и на уровне организации бизнес-пространства, и на уровне подходов к построению цифровой инфраструктуры: как в крупных коммерческих компаниях, так и в организациях государственного сектора. «Мы видим, что у транспортной отрасли созрел запрос на решения для реализации комплексных цифровых проектов импортозамещения. Успех таких проектов возможен исключительно при плотной совместной работе технологических компаний с бизнес-сообществом и ИЦК».

Особенности рынка, технологическое развитие и текущие бизнес обстоятельства делают необходимым сотрудничество российских ИТ-компаний на разных уровнях: от технологического до маркетингового. «Компании идут в технологическое сотрудничество, чтобы совместными усилиями предоставлять наиболее полный портфель продуктов удовлетворяющий максимум потребностей клиента, — говорит Мария Грачева. — Мы идем к клиенту не в одиночестве!»

Сотрудничество позволяет сократить время разработки сервисов и решений, а также приносит очевидный синергетический эффект, влияющий на динамику всего национального ИТ. Решения российских компаний, создаваемые для внутреннего рынка, уже построенные на основе санкционно-устойчивого стека и новых технологических фреймворков, становятся востребованными в сопредельных регионах мира.

Вместо заключения

В рамках перестройки мировой экономики дальнейшее сотрудничество между странами будет строиться на основе национальных платформ, отметила Полина Давыдова, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». В том числе это касается транспортно-логистической отрасли. В этой связи по поручению Президента РФ Минтрансом России создается Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог». В ближайшее время в рамках создания платформы начнутся эксперименты по мультимодальным перевозкам, то есть перевозкам грузов с использованием различных видов транспорта. Завершение создания системы планируется в районе 2027 года, тогда же произойдет международная интеграция платформы с платформами дружественных стран, в первую очередь Китаем и Индией, где уже используются аналогичные цифровые транспортные платформы.

Создание платформы «ГосЛог» будет способствовать уменьшению количества и унификации документов, переводу документов в электронный вид и развитию электронного документооборота на транспорте, созданию системы «единого окна» для однократной загрузки документов и дальнейшей передача их в разрешительные ведомства, созданию «цифрового профиля» участника рынка транспортно-логистических услуг, созданию системы прослеживаемости движения грузов на всех видах транспорта, а также созданию базы данных по объектам транспортной инфраструктуры и основным маршрутам перевозок, мониторингу грузопотоков и уровня загрузки объектов на национальном уровне.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Нативная облачная разработка как альтернатива кастомизации SaaS
Многие компании используют «ПО как сервис» (SaaS) или коммерческие готовые приложения (COTS) для модернизации …
Мария Грачева: развитие облаков идет поступательно, быстро, логично
Развитие «облачной» составляющей национального ИТ-рынка в российских условиях идет как количественно — …
IDC: телекому остро нужны инновации
В условиях все более сложного ландшафта рынка сервис-провайдеров традиционным телеком-компаниям следует обратить …
Целостность данных: скрытая проблема в гибридных ИТ-стратегиях
Проблемы целостности данных (data integrity) в гибридных ИТ-средах могут препятствовать производительности …
ИИ и аутсорсинг: что нас ждет в будущем?
Искусственный интеллект — горячая тема в индустрии аутсорсинга: одни предсказывают, что он произведет …