Семь лет назад контент-сервисные платформы (CSP), были предложены как новый качественный этап развития автоматизированных систем управления корпоративным контентом (ECM). Тем не менее, даже по истечении столь внушительного срока, остается не снятым целый ряд принципиальных и прикладных вопросов и проблем их разработки, внедрения и применения.

25 сентября портал itWeek провел ежегодный саммит RECS’2024, который ясно продемонстрировал, что тема Content Services Platforms далеко не исчерпана. Если же внимательно и предвзято оценить обсуждения и выступления его участников, то подавляющее число вопросов было так или иначе связано с цифровыми платформами сервисов управления контентом. Некоторые доклады были прямо посвящены CSP, а какие-то косвенно касались отдельных специальных моментов, но всё-таки связанных с задачами и проблемами разработки и использования данного типа платформ. В целом допустимо сделать вывод, что рассмотренная на RECS’2024 проблематика относительно CSP вполне актуальна и отражает реальную практику.

Казалось бы, лишних затруднений с созданием и применением систем управления контентом соответствующего уровня возникать не должно. Но действительно ли концепция CSP оказала качественное и решающее влияние на игроков рынка? Придала ли она существенный импульс развитию предложения и оказала ли она нужное мотивирующее воздействие на спрос в целевых сегментах? Была ли воспринята идея функционального, архитектурного и ценностного перехода от ECM к CSP? Ответы на эти и подобные вопросы не так однозначны, как хотелось бы считать. И разбираться с этим важно и полезно. Тем более, что наметился новый веский повод — но о нем в завершении.

На слуху красивые и до некоторой степени оптимистичные слова о том, что в современном глобальном мире всё быстро меняется, а скорости появления новых и доработки существующих продуктов и сервисов, технологий и решений чрезвычайно высоки. Но за ними кроется серьезная экспертная и аналитическая работа участников различных рынков — особенно рынков цифровых продуктов и сервисов. И цель такой методичной работы сводится во многом к обеспечению соответствия внешней среде, то есть к способности удовлетворять запросы клиентов и эффективно конкурировать на рынке. Упустить шанс на изменения, которые затрагивают одновременно спрос и предложения в целевом сегменте — это, пожалуй, в цифровой экономике не тактический просчет, а стратегическая ошибка. Как следствие — необходимость уже в среднесрочном периоде догонять лидеров или смириться с сокращением качества и объемов сделок. Но отслеживать тренды, возникающие и затухающие факторы влияния, открывающиеся потенциалы и риски, маркетинговые активности конкурентов совсем не просто и весьма трудоемко в научно-практическом плане. Даже если удаётся хорошо и оперативно подметить нарастающие изменения на рынке, то не всегда понятно как таким знанием правильно распорядится: какие действия предпринять и в какие сроки, стоит ли стремиться максимально опередить конкурентов или повременить и посмотреть на те ошибки, что они будут допускать.

Похоже, что идея перехода от систем управления корпоративным контентом к контент-сервисным платформам оказалась в числе тех изменений, что были положительно восприняты рынком, но при этом неоднозначно поняты и не конвертированы в достойные прорывные проекты. Как видно, нет подтверждений того, что удалось значимо продвинуться в методичном исследовании характерных особенностей CSP, которые смогли бы продемонстрировать их ценность. Среди симптомов, которые указывают на болезненность ситуации с Content Services Platforms:

  • отсутствие понимания и четкого определения границ между ECM и CSP;
  • периодическое отождествление контента и документов;
  • явное или подсознательное признание файлов в качестве одного из преимущественных вариантов упаковки и хранения контента в CSP;
  • сохранение за корпоративным (внутренним) контентом главной роли при отсутствии выраженных приоритетов развития экосистемного API;
  • рекомендуемые сценарии использования CSP, которые во многом схожи со сценариями, ранее предлагавшимися для ECM;
  • частое обращение к CSP в контексте решения широкого спектра задач по электронному документообороту;
  • открытый вопрос относительно того, платформой какого типа считать CSP: цифровой или технологической.

Широкому распространению и маркетинговой известности концепция контент-сервисных платформ обязана экспертам Gartner. В октябре 2017 г. впервые был опубликован Magic Quadrant for Content Services Platforms. Он вышел взамен аналогичного маркетингового исследования по автоматизированным системам управления корпоративным контентом. Такой решительный шаг должен был ознаменовать и продемонстрировать качественный переход к новому типу систем, которые следует выстраивать не просто на принципах микросервисного подхода, но исходя из платформенной логики. Безусловно, это предложение должно было существенно изменить понимание участников рынка и подкорректировать их требования. Это во многом была даже попытка уйти от привычных задач внутренней — замкнутой в контуре бизнеса — автоматизации процессов управления значимой информацией.

За прошедшие семь лет накоплен опыт создания, внедрения, доработки и использования CSP. В том числе изучены аспекты и особенности их функционального и технологического развития. Можно сделать некоторые выводы относительно корректности и своевременности введения экспертами Gartner в оборот самого понятия Content Services Platforms. Кроме того, принимая во внимание системные изменения в целом, тренды развития цифровой экономики и экосистем цифровых платформ, учитывая практику управления цифровой трансформацией, стоит разобраться с дальнейшими перспективами развития CSP. Но прежде всего обозначим, почему полезно и актуально в принципе исследовать контент-сервисные платформы — почему интересно и нужно обращаться и анализировать практику их разработки и применения с методологической, технологической, функциональной, архитектурной, потребительской и управленческой точек зрения.

Во-первых, наследование свойств и функций

Концепция и функциональная компоновка CSP могут рассматриваться в качестве прототипа или даже абстрактной модели любой информационной системы, которая оперирует значимой информацией — накапливает её и предоставляет пользователям. А это фактически означает, что элементы контент-сервисной платформы в большей своей части в том или ином виде встречаются в каждой автоматизированной системе управления. Следовательно, все варианты функционала, реализуемые в CSP, методы разработки, правила и концептуальные элементы, стратегии создания и проекты внедрения являются ценным материалом для команды любой цифровой платформы.

Во-вторых, производные подсистемы

Большинство информационных систем, а особенно цифровых платформ, включают специальные подсистемы (модули), которые управляют внутренним (хранимым) или внешним (связанным) контентом. К ним, например, относятся: справочные подсистемы, базы знаний, менеджеры задач, коммуникационные сервисы (чаты), общие рабочие доски (цифровые пространства), совместные хранилища аудио- и видеоконтента, каталоги дизайн-ресурсов и маркетинговых материалов. Подобные подсистемы и модули строятся по принципам, методам и технологиям систем управления контентом. Поэтому изучение различных аспектов CSP помогает для решения проблем и задач, связанных с такими подсистемами и модулями, в том числе по вопросам их интеграции в ведущие системы и между собой.

В-третьих, ценность контента

Проблематика извлечения ценных знаний из любой информации — любых данных, для перевода их в ещё более ценные для бизнеса компетенции — это серьезное и комплексное направление в цифровой экономике. Оно во многом связано с выстраиванием сквозной регулярной корпоративной и экосистемной аналитики на базе непрерывно собираемых цифровыми платформами массивов данных, текстов, аудио- и видеопотоков, графических изображений и фотографий. CSP в такой ситуации выступает в качестве опорного рабочего решения, позволяя проверять гипотезы, оптимизировать типовые процессы и процедуры, экспериментировать с предметными аналитическими моделями, тестировать предлагаемые алгоритмы и форматы.

В-четвертых, смысловая связанность

Техническая связанность контента (основанная на гиперссылках, тэгах, универсальных идентификаторах, сетевой адресации и т. п.) нуждается в эффективном расширении до семантической связанности. Этого требуют технологические, производственные, управленческие, научные, маркетинговые и иные задачи повышенной сложности, которые сопровождают экосистемную эволюцию цифровой экономики. CSP — это база для отработки платформенных решений с использованием семантических моделей, технологий разметки и связывания смысловых элементов, инструментов экспертного анализа и контроля формализованных знаний и кейсов. Нарабатывается ценный опыт программирования, формализации, модификации, сопоставления и применения специализированных смысловых моделей.

В-пятых, проблема управляемости

Проблема управляемости нарастающего потока информации требует адекватного решения. Ведь сегодня большие объемы полезных сведений собираются, хранятся и обрабатываются во множестве информационных систем в различных форматах и видах, неупорядоченные или упорядоченные в соответствии с разнообразными семантическими моделями и правилами. Научиться контролировать качество и процессы, разработать и протестировать удобные производительные технологии и инструменты, спроектировать автоматизированные или полностью автоматические решения для управления потоками данных — всё это относится к тому уровню функциональности и архитектуры на котором любая информационная система (цифровая платформа) представляет собой сеть сервисов, интенсивно работающих с контентом.

В-шестых, сервисная цифровая платформа

CSP, в силу своих характерных особенностей и функциональной универсальности по отношению к целевому ресурсу — контенту, как нельзя лучше подходит для отработки принципов, способов, средств, технологий и алгоритмов построения и обеспечения слаженной работы набора сервисов (служб). На практике это нетривиальная задача — подобрать и заставить совместно работать с проектной производительностью различные программные компоненты, порой созданные несколькими командами. При этом надлежит предусмотреть: варианты расширения набора сервисов, автоматизацию тестирования и отладки, средства улучшения интерфейса взаимодействия компонент, поддержку обновлений и управления версиями.

Перечисленные шесть причин тщательного изучения CSP можно дополнить и детализировать. Тем не менее они в достаточной мере отражают тот спектр непростых вопросов и проблем, которые нуждаются не только в маркетинговых, но и в технологических, управленческих, экономических и даже социально-психологических исследованиях. Однако есть ещё один повод вернуться к ключевой теме особенностей и потенциала развития CSP, учитывая, что они предложены были в свое время как замена ECM. Это предполагаемые изменения от Gartner, которые можно ожидать уже в октябре-ноябре 2024 г. Дело в том, что новые Magic Quadrant for CSP c 2022 г. не публиковались. В планах же на 2024-й обнаруживается, что эксперты аналитической компании наметили выход Magic Quadrant for Document Management (DM) в конце октября. При этом в настоящее время на сайте Gartner в заголовке продуктового рейтинга Content Services Platforms обозначен некий переход к управлению документами («transitioning to Document Management»). Не может не возникнуть целый набор вопросов и опасений. Ведь очередной переход немного настораживает. Особенно непонятно просматриваемое прямое сопоставление контента в CSP и документов в DM. Насколько это корректно и не будет ли допущена здесь ошибка? Как при этом участникам рынка стоит трактовать уход со сцены цифровых платформ сервисов управления контентом и появление систем управления документами? Конечно, некоторые ответы будут получены после представления соответствующего маркетингового исследования Gartner. Но, если подходить к ситуации объективно и ответственно, то безусловно подобная инициатива требует детального разбора. Необходим сравнительный анализ CSP с DM. В том числе придется вернуться к мотивации и концепции перехода от ECM к CSP, поскольку потребуется ответ на принципиальный вопрос: была ли на самом деле необходимость предлагать в 2017 г. смену ECM на контент-сервисные платформы?

Все эти изложенные обстоятельства только подчеркивают предельную важность рационального и адекватного подхода к множеству факторов и событий внешней среды. Спроектировать и реализовать устойчивое развитие цифрового бизнеса в условиях, когда рынок (усилиями его прямых и косвенных участников) в постоянном режиме предлагает новые вызовы и запутанные комбинации — категорически сложно, но необходимо. Последовательная аналитика, изучение разных аспектов и экспертных мнений, поиск скрытых мотивов и перспективных инициатив, объективное погружение в детали — крайне актуальны для успешного ведения бизнеса и принятия взвешенных и осмотрительных решений в условиях цифровой экономики. Поэтому иногда полезно вернуться к некоторым проблемам и темам, связанным как с общими, так и со специализированными компонентами и свойствами профильных информационных систем.