В рамках мониторинга повестки научно-технической политики в ведущих странах мира Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ с помощью системы анализа больших данных iFORA изучил более 190 мер содействия развитию науки и технологий, объявленных органами власти 28 стран в апреле—июне 2024 года.

Ключевые акценты мировой научно-технической политики во втором квартале 2024 г. мало изменились по сравнению с предыдущим периодом.

Проблематика устойчивого развития сохранила и доминирующее положение (1-е место) и свою относительную автономность, что заметно при анализе в первую очередь инструментов финансового стимулирования проектов в области зеленой экономики, например реализуемых в Великобритании, Ирландии, Италии, Канаде, Китае, США и Японии.

Поддержку исследований (2-е) ведущие страны нацеливают не только на получение новых знаний по ключевым направлениям (среди тематик выделяются вопросы здравоохранения, в частности, в Австрии, Австралии, Бельгии, Испании), но и на создание благоприятных условий для разных категорий исследователей (так, Бразилия наряду с репатриацией ученых стимулирует вовлечение представителей диаспоры в решение важных для страны задач), а также усиление взаимодействия науки и бизнеса (в Великобритании создают хабы для коммерциализации результатов научной деятельности и упрощения выпуска на их основе новых изделий).

Сблизились повестки госрегулирования (3-е) и повышения конкурентоспособности (6-е) экономики, ее отраслей или организаций. Республика Корея снижает барьеры для решоринга (возвращения в страну) технологических компаний, Япония переводит промышленность на принципы умного производства, а датское патентное ведомство облегчает посредством цифровой платформы оборот объектов интеллектуальной собственности. Важной задачей становится улучшение качества самого регулирования. Например, власти Португалии изучают перспективы совершенствования госуправления за счет внедрения технологий искусственного интеллекта, Китай оценивает практики предоставления доступа к установкам класса мегасайенс, Швеция вводит стандарты открытости для финансирующих исследования агентств.

Возросла значимость формирования востребованных экономикой компетенций (4-е). На эту цель ориентированы инструменты популяризации естественных и технических наук среди школьников (Канада), программы академической мобильности (Хорватия), налоговые льготы для фирм, осуществляющих повышение квалификации сотрудников по STEM-дисциплинам (Таиланд). В ОАЭ активно готовят специалистов по переходу к индустрии 4.0 (в том числе за рубежом).

В части внедрения технологий (5-е) заметен приоритет цифровизации в различных ее проявлениях: ведущие страны инвестируют в беспроводную связь шестого поколения (например, Швеция), реализуют концепцию умных городов (Китай), разрабатывают стратегии развития полупроводниковой отрасли (Малайзия), поднимают вопросы продуктивного и безопасного применения ИИ (Великобритания, Испания, Республика Корея, США, Япония), при участии государства создают высокопроизводительные вычислительные системы (Австралия).

Мировую повестку научно-технической политики в апреле—июне 2024 г. определяли в основном две усиливающиеся тенденции — изменение климата и развитие технологий искусственного интеллекта. Ведущие страны все больше учитывают необходимость поиска ответов на порождаемые этими трендами вызовы при формировании своих исследовательских программ и планов подготовки кадров.