Отношение к проблеме построения корректного понятийного аппарата зачастую скептическое или пренебрежительное. Есть мнение, что углубляться в разбор терминологии — это отвлеченная деятельность научно-исследовательских подразделений и организаций, которая с практикой если и имеет какое-либо пересечение, то косвенное и отдаленное. Однако по мере усложнения систем и реализуемых экономических, потребительских, технологических моделей, по мере ускорения процессов и их глубокой автоматизации, по мере роста объемов собираемого, обрабатываемого, хранимого и поставляемого в режиме реального времени контента, обращать внимание на нечеткость и запутанность применяемых понятий приходится всё больше и чаще.
На прошедшем 25 сентября ежегодном Russian Enterprise Content Summit 2024, вопрос о терминологии прямо или подспудно поднимался не раз. Была упомянута, например, проблема с различным толкованием таких понятий, как документ, электронный документ, электронный документооборот. Обсуждались технические и практические вопросы о том, какие решения можно называть искусственным интеллектом и какова ценность его применения в определенных ситуациях. Рассматривались особенности микросервисной архитектуры и сервисно-ориентированного подхода — в чем их отличительные признаки и некоторые принципы реализации. А при разборе практических моментов было продемонстрировано, что неоднозначность трактовок ряда понятий приводит не просто к банальной путанице, но и к увеличению издержек бизнеса при создании, внедрении и эксплуатации профильных информационных систем. Например, при выборе системы электронного документооборота и электронного архива или при организации внутрикорпоративного хранилища. В том числе, когда необходимо досконально определить, что скрывается за теми или иными терминами и аббревиатурами у разных разработчиков и вендоров.
Ситуация с контент-сервисными платформами (CSP) тоже далеко не однозначная — а это в настоящее время, пожалуй, одно из центральных понятий в сфере автоматизации управления процессами сбора, обработки и хранения значимой информации. Ведь лет десять назад речь шла только о системах управления корпоративным контентом. А в связи с концептуальной заменой их на CSP, как теперь рационально трактовать, например, термин «платформа» в названии данного класса информационных систем (см. «Шесть причин изучать Content Services Platforms»). И это оказывается совершенно не праздный теоретический вопрос. Поскольку от ответа на него прямо зависит правильный и эффективный выбор системы управления контентом любой компанией-заказчиком. А для разработчиков, поставщиков и интеграторов с ним связан выбор стратегии и проектов создания и развития соответствующих цифровых продуктов и сервисов.
Gartner предлагает следующее определение: «Контент-сервисная платформа — это набор сервисов и микросервисов, реализованных в виде интегрированных продуктов и приложений, использующих общие API и репозитории». С этой точки зрения CSP скорее напоминает программную платформу. Действительно, вполне можно считать Content Services Platform программной многокомпонентной инфраструктурой, которая позволяет достраивать её соответствующими сервисами для процедурной обработки контента. Но, кажется, что в таком случае CSP ненамного отличается от ECM, за исключением, пожалуй, возможности функционального расширения за счет разрабатываемого дополнительного сервиса (службы) на некоторой базе — платформе. Хотя, на самом деле, сложно себе представить, чтобы серьезную автоматизированною систему управления корпоративным контентом было бы невозможно так или иначе дооснастить новым программным модулем или инструментом.
Однако посмотрим некоторые дополнительные характеристики CSP, которые можно обнаружить в материалах, исследующих данный класс систем:
- сервисы и службы CSP создаются в интересах множества категорий сотрудников;
- платформа обеспечивает функции бизнес-обработки контента и продуктивной работы пользователей с цифровым контентом;
- CSP предлагает готовые решения для вертикальных и горизонтальных процессов управления контентом;
- система поддерживает доступ локальный или в режиме программа/платформа как сервис, в гибридных архитектурах, которые объединяют облачные и локальные хранилища и/или службы;
- используемые технологии позволяют получать контент и работать с ним беспрепятственно и безопасно, независимо от структуры и границ бизнеса;
- контент может поставляться системой в том числе для большой аудитории с разграничением доступа по ролям и сценариям;
- CSP должна реализовывать открытый API для комплексной интеграции.
Вдобавок учтем в качестве примеров активно действующие на рынках цифровые платформы, которые с успехом управляют различным специализированным контентом. Также примем во внимание мотивацию и ожидания клиентов и поставщиков рынка решений по автоматизации процессов управления контентом. И не забудем общий контекст экосистемного развития цифровой экономики, в рамках которого актуализирована концепция контент-сервисных платформ. Все это позволяет сделать вывод о том, что CSP вполне может рассматриваться как цифровая платформа, т. е. как информационная система, предназначенная для автоматизированного или автоматического предоставления потребителям необходимых экономических благ (поставки товаров или оказания услуг).
При этом уходя от трактовки CSP как программной платформы и приходя к её изучению и проектированию как цифровой платформы, удается убедиться не только в правильности и обоснованности замещения ECM новым классом систем, но и обнаружить целый ряд дополнительных функциональных, ценностных, технологических, архитектурных и рыночных возможностей, преимуществ и выгод. Конечно, требования к профессиональной реализации CSP в виде цифровой платформы сервисов управления контентом (а не корпоративной системы сервисов) на порядок выше, сложнее, и их больше. Ведь в таком случае CSP переходит из разряда традиционной корпоративной информационной системы в число производительных систем, которые в автоматизированном или автоматическом режиме обеспечивают непосредственное исполнение профильных сервисных сделок по поставке специализированного контента или по предоставлению услуг по сбору, обработке и хранению контента.
Если всё-таки относить CSP к цифровым платформам, то в её отношении справедливы и применимы три ключевых аспекта, определяющих концептуальную аналитику, задачу на проектирование, создание и использование такого типа систем. Причем эти аспекты непосредственно связаны с контентом — главным ресурсом и целевым предметом сервисных сделок.
- Ресурсный аспект — семантическая целостность. Цифровая платформа сервисов управления контентом нарабатывает предметную специализацию, накапливая уникальное содержимое, которое в результате обработки особым образом размечено и упорядочено. Делается это для того, чтобы эффективно использовать в последующем ценный качественный контент для быстрого решения конкретных релевантных теоретических и прикладных задач пользователей. При этом разделение, разметка и структурирование контента (фрагментирование) осуществляются с учетом целевой предметной области, формата данных, режимов доступа, методов и технологий обработки. Что безусловно требует проектирования и построения программных динамических моделей множественного связывания выделяемых единиц контента.
Ценность комплексных цифровых моделей контента заключается в возможности автоматизировать решение сложных аналитических задач с применением собранной, обработанной, упорядоченной и связанной информации, содержащейся в системе. - Архитектурный аспект — интегрированные сервисы. Цифровая платформа сервисов управления контентом предусматривает наличие работоспособного пакета интегрированных дополняющих или замещающих друг друга сервисов (служб, инструментов). Они автоматизируют в интересах пользователя множественные операции с контентом: принятие, обработка, отправка и изъятие с хранения, преобразование и конвертация форматов, слияние, форматирование, репрезентация, экспортирование и др. При этом цифровая платформа обеспечивает функционально достаточную программную и аппаратную базу для множества соответствующих интегрируемых сервисов. Её основная задача — возможность сборки из отдельных сервисов сквозных автоматизированных процессов обработки контента для решения задач и получения ответов на запросы клиентов. Комбинирование контент-сервисов способствует алгоритмизации комплексных разветвленных схем для различных вариантов работы с содержимым (хранимым внутренним или связанным внешним). Такие схемы не только полезны и эффективны для повторяющихся процедур, но и формируют уникальную специализированную под контент базу решений, которая в последующем помогает находить (аналитически, статистически или подбором) типовые варианты, правильные шаблоны, оптимальные цепочки, закономерности и лучшие практики.
Ценность набора контент-сервисов (включая схемы их комбинированного использования) заключается в нарабатываемой специализации CSP в части манипулирования и преобразования целевого контента для эффективного и производительного решения соответствующего класса задач (проблем и вопросов). - Преобразующий аспект — платформенная модель. Контент-сервисная платформа признается специализированной цифровой платформой. Тогда CSP должна обеспечивать функционально-разграниченный сетевой доступ, при котором идентификация и аутентификация, предоставление, отказ или ограничение действий пользователя зависят прежде всего от его задач, функций и ролей. Content Services Platform предоставляет в совместное использование клиентам соответствующее программное и аппаратное обеспечение посредством глобальной или локальной (в исключительных случаях) сети связи.
Цифровая платформа сервисов управления контентом — это система, которая осуществляет поставку потребителям необходимых им экономических благ в автоматизированном или полностью автоматическом режиме. Что делает её виртуальным агентом, способным вступать в экономически значимое взаимодействие и поставлять клиентам в рамках сервисных сделок результат обработки контента. Существенно увеличиваются возможности функционального развития, расширяется масштаб операций, усиливается потенциал специализации, формируются соответствующие коммерческие и архитектурные риски. По ряду показателей и для многих рынков становится объективно обоснованным и экономически оправданным полноценный переход от обособленных корпоративных автоматизированных систем управления контентом к платформенным решениям. Они быстро и опираясь на практический результат расширяют и специализируют функционал, с учетом особенностей контента, задач клиентов и применяемых инновационных технологий.
Ценность платформенной модели заключается в возможности обособить: контент, функциональные сервисы, технологическую базу, программную и аппаратные части — эффективно интегрировать их в виде одной или нескольких цифровых платформ, интенсивно развивать и профессионально улучшать, фокусируясь на целевом рынке, предоставляя их в пользование большому числу внутренних и внешних клиентов — потребителей и поставщиков контента.
Фактически с CSP возникает двойственная ситуация выбора, который на самом деле зависит только от мотивации, ожиданий и требований компании-заказчика. С одной стороны, выбирая CSP можно ориентироваться на то, что это привычная во многом автоматизированная информационная система управления процессами сбора, обработки, хранения и поставки контента, преимущественно корпоративного. С другой стороны, вполне допустимо считать, что CSP — это специализированная цифровая платформа, которая автоматизируют сервисные сделки между поставщиками специализированного контента и его потребителями. При этом она обеспечивает автоматизацию как процессов сбора, обработки и хранения контента от поставщиков и процессов обработки, конвертации и поставки контента потребителям, так и процессов поиска, заключения, исполнения и завершения сделок между поставщиками и потребителями соответствующего контента.
Отметим, что проблема не сводится просто к отсутствию строгой научной терминологии, а заключается скорее в том, что при нечетком понятийном аппарате, о котором сумели договориться участники рынка, корректный выбор варианта целевой (приобретаемой) контент-сервисной платформы существенно затрудняется и затягивается. Он требует более взвешенного, осторожного подхода, применения сложных сценариев анализа и оценки предложений, обращения к разным экспертным мнениям и релевантным практикам. А это — издержки и риски, перекладываемые в цену и условия контракта на поставку, внедрение, доработку контент-сервисной платформы. Не исключены и ситуации с подменой понятий, когда это попытка манипулировать клиентом, скрывая за красивыми названиями в целом устаревшие и ограниченные по функционалу программные продукты.
Разделяемый участника рынка понятийный аппарат, как в отношении обозначения специализированный информационных систем, так и в отношении применяемых технологий, это ещё и рациональный способ значимо снизить транзакционные издержки в части профессиональных коммуникаций заказчиков, исполнителей, регуляторов, конечных прямых и косвенных пользователей. Это четко видно на примере Content Services Platforms. И не обязательно все заинтересованные лица должны в полной мере безапелляционно соглашаться с понятиями и концепциями, которые определяют реализуемые проекты и задачи. Но, как минимум, большая их часть должна знать, о чем идет речь, как и почему устанавливаются общие цели, что они означают на практике, что ожидается от каждого исполнителя и каков прогнозируемый итог выполнения тех или иных работ. При этом интерес к синхронизации понятийного аппарата будет только нарастать. В том числе из-за постепенного перехода к автоматизации процессов глубокой семантической (смысловой) обработки контента (данных, текстов, аудио и видеозаписей, графических изображений и фотографий) на основе разрабатываемых формальных моделей и алгоритмизированных наборов правил.