Целевое формирование рынка данных — это во многом компромиссный выбор определенных принципов, ценностей, стандартов, методик и подходов, которые готовы разделять участники рынка (все вовлеченные стороны). Конечно, допустимы и прорабатываются разные точки зрения и концепции, схемы и модели, технологии и инструменты формирования как самого рынка данных, так и его технологической и экономической инфраструктуры (см. статью «Формирование рынка данных»). Однако все они, насколько бы не были продуманы и детализированы, серьезным образом зависят от ряда ключевых факторов, трендов и предпосылок, сложившихся и действующих в экономике. Возможности и угрозы, с этим связанные, обуславливают перспективу формирования рынка данных, которую полезно проанализировать и, спрогнозировав результат, указать слабые моменты, риски, вероятные проблемы и ошибки.

Регуляторный баланс

Безусловно, один из отправных и непростых вопросов, который возникает в связи с темой целенаправленного формирования рынка данных: действительно ли в этом есть необходимость. Не стоит ли предоставить его участникам возможность самим принимать решения и с учетом действующего законодательства взаимодействовать в собственных интересах, интенсивно обмениваясь данными. И не ведет ли вмешательство в естественные рыночные процессы к негативным последствиям, которые существенно затормозят его развитие. Отвечать на подобный вопрос, который перекликается с известной дискуссией о роли государства и его влиянии на рыночную экономику, важно параллельно с разбором тех ценностей, что становятся доступны участникам такого типа рынка в связи с действиями ряда инициативных, доверенных или аккредитованных субъектов — государственных, отраслевых и общественных. Но учитывая весь комплекс проблем и задач, которые вынуждены решать различные участники рынка данных в текущих обстоятельствах и на перспективу, говорить о полной отстраненности государственных и общественных регуляторов не приходится. Однако поиск баланса в сфере нормирования, отслеживания и контроля сети сделок трансфера данных исключительно ценен, особенно на начальном этапе. Что на практике может оказаться весьма трудным делом с ценностной и технологической точек зрения.

Задача объективного и адекватного регулирования рынка данных не только в том, чтобы исключить нежелательные последствия интенсивного обмена значимой информацией между участниками и предельно минимизировать возможные риски, но и в том, чтобы способствовать развитию информационно-технологической и коммерческой инфраструктуры цифровой экономики. Поэтому целевое формирование рынка данных не ограничивается правовым и техническим обеспечением соответствующих сделок, а широко трактуется как построение развитой сети взаимодействия множества специализированных экономических субъектов, которые в силу своих интересов и функционала исполняют те или иные роли. Действительно, на любом рынке, помимо очевидных игроков — поставщиков и потребителей, — всегда обнаруживаются лица, которые берут на себя задачи и риски улучшения по качеству, увеличения по объемам и ускорения по срокам целевых сделок. Рынок данных не является исключением, а значит целенаправленное его формирование не может игнорировать разнообразие мотивов, запросов, компетенций, опыта и потенциала множества его прямых и косвенных участников. Более того, экономико-социальные принципы системы разделения труда определяют общую динамичную картину профильной специализации на рынке, которая стремиться оперативно отвечать на реальные запросы постоянных и временных участников.

Специализация на рынке данных

Схематичная модель разделения труда на рынке данных может быть описана как взаимодействие трех специализированных функциональных групп участников: прямые участники, институциональные и инфраструктурные участники.

Прямые участники рынка данных — это непосредственно поставщики и потребители данных и результатов их анализа, а также прямые посредники, которые способны агрегировать данные и аналитику, производить с ними требуемые операции и предоставлять по запросам. При этом в качестве посредников могут выступать традиционные бизнесы — аналитические или консалтинговые агентства. Но в перспективе развития цифровой экономики любой посредник по сделкам трансфера данных — это сервисный маркетплейс, который является специализированной цифровой платформой (с минимальными или расширенными предметными аналитическими сервисами).

Инфраструктурные участники рынка данных — это субъекты, которые определяют и предоставляют обязательные базовые элементы для сборки, комплектования, предоставления и закрытия услуг на рынке данных. Инфраструктурные участники появляются на рынке в ответ на три ключевых потребности, связанные с данными и аналитикой.

Во-первых, потребность в информационно-технологическом обеспечении (программном и/или аппаратном) обуславливает развитие на рынке данных нишевых технологических поставщиков.

Во-вторых, запрос на системную многофакторную и многоуровневую аналитику стимулирует образование на рынке поставщиков предметных аналитических моделей (их элементов) и профильных алгоритмов анализа — сервисных поставщиков.

В-третьих, необходимость независимого регулирования транзакционного взаимодействия участников, а также предметов и условий сделок (в том числе арбитраж, рейтингование, администрирование законодательных норм и правил, этический контроль) способствует активному вовлечению и работе секторальных регуляторов (государственных, отраслевых, общественных).

Институциональные участники рынка данных — это акторы, направляющие и организующие взаимодействие участников рынка данных на операционном, тактическом и стратегическом уровнях управления. Они выполняют ряд специфических функций и осуществляют посредническую и агентскую деятельность, в том числе: производят поиск системных проблем и задач для решения в интересах рынка в целом или отдельных его сегментов, исследуют типовые и генерализованные вопросы развития рынка, проводят комплексный анализ сделок и конъюнктуры, помогают заинтересованным субъектам в активной работе и по отдельным видам деятельности, отслеживают риски и внешние факторы воздействия на участников рынка данных.

Сбалансированное и устойчивое целенаправленное формирование рынка эффективно осуществляется не столько через жесткое государственное регулирование, а скорее посредством укрепления институциональных участников, которые гибко и активно откликаются на проблемы и запросы других экономических субъектов. При этом ранее в особой работе подобных субъектов на рынке не было острой необходимости. Но чем более интенсивно формируются и реализуются масштабные трансформационной проекты, тем сильнее ощущается роль и даже дефицит в соответствующем профильном функционале.

Центры компетенций, акселерации и координации

Институциональные участники рынка данных специализированы по группам и, в связи тем что выполняют отчасти связующую и объединяющую других участников работу, обозначаются как центры: компетенций, акселерации и координации.

1. Центры компетенций — по различным индустриям агрегируют знания и компетенции и управляют ими, т. е. осуществляют их валидацию, обмен, представление, практическое применение, проблематизацию, приоритизацию, взаимный трансфер, межотраслевое использование. Центры компетенций призваны усиливать специализацию и улучшать систему разделения труда в цифровых экосистемах (индустриях, рынках).

Центры компетенций на рынке данных, в целях создания и развития ценностей для участников рынка данных, организуют деятельность и осуществляют проекты совместного использования знаний и компетенций в сфере сбора, обработки, хранения и трансфера данных, а также результатов их анализа.

2. Центры акселерации — помогают проектам цифровой трансформации административно, финансово, компетенциями и ресурсами, опираясь на ряд ключевых признаков и контрольных параметров, существенно ускоряя развитие как каждого цифрового проекта в отдельности, так и цифровых экосистем. Центры акселерации призваны оптимизировать издержки и улучшать совокупную результативность управления проектами в цифровых экосистемах (индустриях, рынках).

Центры акселерации на рынке данных организуют деятельность и осуществляют (посредством менторства, обучения, финансовой и экспертной поддержки, внедрения специализированных методик и инструментов) проекты ускорения создания и развития ценностей (ценностных предложений), связанных со сбором, обработкой, хранением и трансфером данных, а также с результатами их анализа, которые востребованы участниками рынка данных.

3. Центры координации — в интересах конкретной индустрии эффективно перераспределяют и синхронизируют (по параметрам, ресурсам, срокам, транзакциям, событиям, контексту) задачи получения научных и практических результатов по итогам исследовательских и практико-ориентированных проектов, следуя рамочным стратегическим целям и направлениям. Центры координации призваны улучшать клиентоцентричность в цифровых экосистемах (индустриях, рынках).

Центры координации на рынке данных организуют деятельность и осуществляют проекты совместного создания и развития ценностей (ценностных предложений), связанных со сбором, обработкой, хранением и трансфером данных, а также с результатами их анализа, которые востребованы участниками рынка данных.

Практическая реализация принципа дефрагментации рынка данных опирается на три специализированных группы институциональных участников (см. статью «Формирование рынка данных: дефрагментация»). Центры компетенций, координации и акселерации призваны обеспечить необходимый уровень оптимального распределения на рынке между субъектами концептуальных направлений, стратегических целей, трансформационных и иных проектов, используемых ресурсов и компетенций, технологий, управленческих функций, элементов саморегулирования. Однако, учитывая особенности цифровой экономики, нельзя не принимать в расчет задачи внедрения и развития специализированных цифровых платформ, автоматизирующих взаимодействие участников рынка данных, в том числе по поиску, заключению, исполнению и закрытию сделок трансфера данных. Исходя из этого допущения вполне справедливым будет представлять постепенное развитие центров компетенций, координации и акселерации как переход от традиционного формата характерной для них деятельности к интегрированным между собой специализированным цифровым платформам, на базе которых выстраивается множество востребованных платформенных решений.

Центры компетенций рынка данных на начальном этапе часто представляют собой управляемые офлайн и онлайн библиотеки с множеством подобранных материалов, кейсов, аналитических отчетов, докладов, рекомендаций, предлагаемых экспертами и консультантами другим участникам рынка для изучения и применения. В последующем создаются базы знаний (автоматизированные системы управления специальным контентом), которые затем эффективно интегрируются с системами управления обучением (learning management systems). В стратегической перспективе центры компетенций реализуют и предлагают использовать клиентам свой функционал в виде платформенных решений на базе трех типов специализированных информационных систем:

  • цифровые платформы сервисов управления знаниями и компетенциями (knowledge services platforms);
  • цифровые платформы управления практическим обучением (learning experience platforms);
  • цифровые платформы научных разработок и исследований (research and design platforms).

Центры акселерации рынка данных на начальном этапе, как правило, предлагают услуги консалтинга и привлечения инвестиций, проведения бизнес-тренингов и питч-сессий, организуют деловые и технологические практикумы, разрабатывают шаблоны и агрегируют лучшие практики инновационного бизнеса. На следующем этапе они постепенно переносят функционал в системы управления проектами, в том числе основанные на принципах гибкой методологии с последующей тесной интеграцией с информационными системами маркетингового анализа и менторства (дистанционной поддержки и практического консалтинга). В результате цифровой трансформации центры акселерации способны реализовать и предложить использовать клиентам свой функционал в виде платформенных решений на базе трех типов специализированных информационных систем:

  • цифровые платформы управления трансформационными проектами, программами и стратегиями (strategy and project management platforms);
  • цифровые платформы открытого совместного инвестирования (open blended investment platforms);
  • цифровые платформы маркетинговых исследований и тестирования бизнес-гипотез (marketing experience platforms).

Центры координации рынка данных на начальном этапе обычно способствуют построению профессионального комьюнити, объединению в отраслевые и профильные ассоциации, помогают наладить коммуникации участников рынка, организуют мероприятия, разрабатывают связывающие различных субъектов концепции и стратегии, инициируют необходимые стандарты и соглашения, представляют витрины проектов. В дальнейшем активно развиваются автоматизированные системы управления профессиональными коммуникациями, которые нуждаются в плавной интеграции с информационными системами проектирования и разработки, особенно в части синхронизации задач различных проектов и бизнесов. Потенциально центры координации способны реализовывать и предлагать использовать клиентам свой функционал в виде платформенных решений на базе трех типов специализированных информационных систем:

  • цифровые платформы совместного проектирования и разработки решений по работе с данными и результатами их анализа (data solutions collaborative development platforms);
  • цифровые платформы идентификации и обеспечения доверия (trust platforms);
  • цифровые платформы управления правами (digital rights management platforms).

Анализ задач и характерных особенностей таких субъектов, как центры компетенций, акселерации и координации, с учетом потенциала их развития в цифровой экономике, позволяет предложить гипотезу о появлении и расширении роли перечисленных девяти типов цифровых платформ в рамках интегрированных цифровых экосистем формируемого глобального рынка данных. И в таком случае, можно сделать вывод, что создание и укрепление позиций соответствующих институциональных участников, представленных сетью специальных цифровых платформ и платформенных решений, будет прямо способствовать дефрагментации рынка данных наиболее конструктивным и органичным образом. Центры компетенций, акселерации и координации в итоге становятся институциональными посредниками и агентами, поэтапно перерабатывающими все доступные данные, метаданные и контекстные их связи для получения востребованных на практике знаний, компетенций, методик, технологий, инструментов и комплексных решений.

Предметная и проектная специализации

Дополнить схематичную модель разделения труда на рынке данных, включающую три функциональные группы (прямые, институциональные и инфраструктурные) полезно с учетом двух других методов определения специализации — предметного и проектного.

Предметная специализация — это выбор субъектом рынка предметной области, в рамках которой он стремиться развивать собственные знания, возможности, конкурентные преимущества и ценностные предложения для своих клиентов.

Причем бизнес может сконцентрировать усилия:

  • на определенном технологическом направлении — уделяя больше внимания способам и инструментам работы с данными и аналитикой;
  • на конкретном типе задач и на методах их типовых решений — пытаясь обнаружить наилучшие способы удовлетворения определенных потребностей, в последующем максимально оптимизировав их;
  • на целевой тематике — выбрав в качестве приоритета для решения круг проблемных вопросов относительно ограниченного числа целевых объектов, процессов, событий, фактов, явлений.

Проектная специализация — это выбор субъектом рынка значимого длительного и ресурсоемкого проекта, который должен быть профессионально концептуализирован, спроектирован, спланирован, исполнен и финализирован. Проектная специализация подразумевает наличие глобальной задачи или проблемы для решения которой приходится формировать специальную команду или команды, прорабатывать этапный или подробный план действий (работ), формализуемый в виде одного проекта или программы, сети проектов или организаций (коммерческих и некоммерческих, государственных и гражданских, отраслевых и транснациональных).

Причем бизнес может отдать предпочтение и наращивать собственную компетентность по видам проектам в зависимости от того, к какому уровню стратегического управления они относятся:

  • концептуальные проекты — результатом которых являются знания, компетенции, технологии и инструменты (в том числе проработанные миссии, визионерские позиции и прогнозы развития), которые становятся основой для новых проектов и программ;
  • стратегические проекты — результатом которых являются существенные значимые изменения ценностей, целей, процессов, структуры, способов и принципов организации работ, предлагаемых клиентам продуктов и сервисов в целом или по отдельным направлениям деятельности конкретного бизнеса или группы экономических субъектов;
  • целевые проекты решения проблем — результатом которых является проработка и варианты решения (устранения) тех или иных значимых проблем в интересах определенной целевой группы субъектов, влияющее на рынок (индустрию) в целом или на отдельные его сегменты (сектора).

Заключение

Целевое формирование рынка данных подразумевает не просто некоторое регуляторное ситуативное воздействие на отдельных его участников или на виды и условия сделок, а профессиональное понимание потребностей, мотивов и схем поведения, характерных особенностей, функциональных возможностей субъектов рынка и принципов их транзакционного взаимодействия при обмене данными и результатами их анализа. В связи с чем сегментирование участников рынка данных по разным признакам и атрибутам является действенным аналитическим инструментом. В настоящей публикации приведен один из вариантов изучения групп экономических субъектов на рынке данных исходя из выбираемой ими функциональной, предметной и проектной специализации.

Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации