Мобильные приложения помогают бизнесу привлечь клиентов, создать дополнительный канал продаж и решить множество других задач. Существует два основных подхода к их разработке: нативный и кроссплатформенный. Первый вариант обеспечивает высокую производительность и доступ к аппаратным возможностям устройства, а второй — позволяет сократить время и затраты на создание приложения за счет использования одного и того же кода для разных операционных систем.

В данной статье мы расскажем о ключевых аспектах двух подходов к разработке и объясним, как сделать обоснованный выбор, который принесет пользу бизнесу.

Как устроены нативные и кроссплатформенные приложения

Нативные приложения создаются для конкретной операционной системы на языке программирования, разработанном специально для нее. Например, возьмем две самые популярные мобильные ОС: для iOS используется язык Swift, для Android — Kotlin. Поскольку нативные приложения изначально учитывают специфику системы, они демонстрируют высокую производительность и оптимальную интеграцию с возможностями устройства. Такие приложения меньше зависят от обновления ОС, поскольку все операционные системы обновляются с учетом потребностей нативных мобильных приложений.

Кроссплатформенные приложения, как следует из названия, создаются сразу для нескольких ОС. На практике это устроено так:

  1. Разработчики пишут кроссплатформенный код.
  2. При компиляции выбирают, для какой платформы адаптировать его.
  3. Фреймворк преобразует код в соответствии с выбранной ОС.
  4. Готовый код можно запускать на нужной платформе.

Подобный подход отличается множеством преимуществ: сокращаются затраты на разработку, а иногда и на тестирование, создание приложения занимает меньше времени. Однако стоит отметить, что разработка упрощается не в несколько раз (как можно подумать по количеству используемых ОС), а лишь на определенный процент. В некоторых случаях разработчикам все равно придется писать код, ориентированный на определенную ОС, поскольку возможности фреймворков ограничены. Кроме того, при такой унификации стабильность приложения может пострадать, а также разработчики рискуют столкнуться с ограничением доступа к специфичным функциям устройства.

Например, на заре появления кроссплатформенной разработки было сложно получить доступ к базовым функциям: камере, геолокации, Face ID и Touch ID (сканеру отпечатков пальцев). Постепенно ситуация улучшилась, но иногда возникают проблемы с пуш-уведомлениями и другими функциями, которые легко реализуются в нативных приложениях.

Ключевые отличия нативных и кроссплатформенных приложений

  • Производительность. Нативные приложения работают быстрее, потому что разработаны с учетом особенностей ОС, кроссплатформенные могут быть немного медленнее.
  • Доступ к API и возможностям устройства. Нативные приложения лучше интегрируются с операционной системой, что обеспечивает более широкий спектр доступных функций.
  • Внешний вид и плавность. Нативные приложения, как правило, точнее соответствуют дизайнерским стандартам платформы, что делает их привлекательными для пользователей. Кроссплатформенные обычно менее плавные и не задействуют уникальные функции устройства.
  • Скорость разработки. Создание нативных приложений занимает больше времени, кроссплатформенность в среднем позволяет быстрее достичь результата.

Популярные инструменты для кроссплатформенной разработки

Среди фреймворков для кроссплатформенной разработки выделяются три наиболее популярных: Flutter от Google, React Native от Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и Xamarin от Microsoft.

В основе Flutter лежит язык Dart — достаточно старый, но реанимированный Google. Flutter очень востребован, на нем пишут все большее число приложений, потому что это быстро и эффективно. Еще один плюс — активное и многочисленное комьюнити фреймворка, которое открывает целый ряд возможностей. Например, в сложной ситуации разработчик может обратиться к сообществу и получить ответы на свои вопросы быстро и бесплатно.

React Native, основанный на JavaScript, также популярен среди веб-разработчиков. Фреймворк существует с 2015 года и активно развивается: доступны множество библиотек и широкие возможности интеграции, в том числе с периферийными устройствами.

Фреймворк Xamarin представляет собой более нишевый продукт, его популярность уступает Flutter и React Native. Xamarin основан на языке программирования C# и используется в платформе .NET компании Microsoft. Возможно, он удобен для разработчиков, которые создают свои основные решения на C#. Стоит отметить, что его поддержка на данный момент прекращена.

В области создания игр и мультимедийных приложений следует упомянуть кроссплатформенную среду Unity. Хотя этот инструмент достаточно популярен, но он все же остается специализированным. В данном материале мы рассматриваем enterprise-приложения (то есть корпоративные решения), в то время как Unity больше ориентирован на развлекательные проекты.

Среди новых решений стоит отметить Kotlin Multiplatform (KMP) — технологию, позволяющую разработчикам писать код на языке Kotlin, а затем компилировать его в нативный код для различных платформ, включая Android и iOS. KMP полностью совместим с Java, обеспечивает удобство и гибкость в разработке.

Отдельно стоит остановиться на PWA (Progressive Web Application) — прогрессивных веб-приложениях, которые работают на iOS и Android (и любой другой платформе, где есть браузер и поддержка PWA). Это технология, которая позволяет «замаскировать» веб-приложение под мобильное. То есть заказчику не нужно разрабатывать отдельное мобильное приложение — можно создать PWA и сэкономить ресурсы. Кроме того, PWA позволяет создать приложение, которое будет выглядеть как мобильное и выполнять все его ключевые функции независимо от магазинов приложений, так как его можно установить на телефон без App Store или Google Play. Это может стать альтернативой для компаний, которые столкнулись с санкциями и чьи приложения были удалены из официальных магазинов. PWA в первую очередь подойдет для простых решений, а при должном уровне экспертности — и для более сложных сервисов.

PWA подходят практически для любых сфер, включая клининговые компании, гостинично-ресторанный бизнес, интернет-магазины, парикмахерские и салоны красоты, автосервисы и СМИ.

Как правильно выбрать тип разработки для своего проекта

Выбор между нативной и кроссплатформенной разработкой зависит от особенностей проекта, целевой аудитории и ключевых параметров приложения. При принятии решения нужно учесть комплекс факторов:

  • Доступ к экспертизе, то есть наличие специалистов по тому или иному направлению разработки.
  • Требования к скорости запуска первой версии.
  • Специфические технологические требования.
  • Необходимый уровень производительности.
  • Желаемый внешний вид.
  • Требования к периферии и необходимость использования периферийных устройств.

Нельзя однозначно сказать, что нативные приложения более дорогие и подходят только крупному бизнесу, а кроссплатформенные — доступные и массовые. В некоторых случаях это действительно так, но в то же время есть исключения. Например, если речь о специфическом приложении с нестандартной функциональностью, нативная разработка может оказаться проще, а кроссплатформенная — столкнуться со множеством проблем.

Самые популярные приложения в электронной коммерции, ритейле и других массовых отраслях, как правило, именно нативные. Такая разработка будет правильным выбором, если проект предполагает высокие требования:

  • к качеству интерфейса;
  • функциональности;
  • скорости работы;
  • дизайну и плавным переходам между экранами.

Кроссплатформенный подход оптимален для ситуаций, когда необходимо в короткие сроки создать простое надежное решение. Например, нужно запустить приложение для ЖК с несколькими несложными функциями: открыть шлагбаум, вызвать специалиста на дом и т. д. Кроссплатформенные технологии также можно эффективно применять для разработки внутренних приложений сотрудников магазинов.

Однако следует отметить, что в последнее время с помощью кроссплатформенного подхода создаются сложные функциональные приложения, которыми пользуются миллионы людей. Например, интерфейсы Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), Airbnb и множества других популярных сервисов написаны на React Native. Востребованность фреймворка с открытым исходным кодом Flutter также растет: с его помощью созданы такие приложения, как Google Ads, Google Pay и Alibaba.

Важно понять, что не существует единого универсального решения, и в каждом случае необходим индивидуальный подход.

Перспективы нативных и кроссплатформенных приложений

В ближайшее время кроссплатформенные приложения не заменят нативные: обе технологии будут развиваться, потому что существует спектр задач, которые эффективно решаются только одной из них.

Однако в долгосрочной перспективе возможны разные варианты развития событий. Дело в том, что невозможно точно предсказать, какие операционные системы будут популярны на мобильных устройствах через 10 лет. Возможно, самой распространенной станет Harmony от Huawei или какая-либо другая ОС. В контексте бизнеса не стоит акцентировать внимание на долгосрочных перспективах подходов к разработке, гораздо важнее понять, какой из них эффективнее для конкретного проекта.

Глобально нативные приложения — более функциональны и эстетичны. Однако кроссплатформенные решения также способны достигать аналогичных результатов. Эти два подхода можно сравнить с мотоциклом и машиной: они проявляют себя по-разному в зависимости от ситуации и нельзя однозначно сказать, что одно превосходит другое. Поэтому так важно правильно оценить требования к приложению и проконсультироваться с опытными техническими специалистами, которые понимают специфику обоих подходов.

Николай Яковлев, директор направления цифровых платформ и мобильных решений ”Лиги Цифровой Экономики”